Проект: «Удивительные бабочки»
проект (подготовительная группа) на тему

Бушкова Татьяна Олеговна

Формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babochka.docx483.15 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                              «Детский сад№15с.Кабанск»    

                     Проект: «Удивительные бабочки»

                     Подготовительная группа

           

                                                                                           

                                                                                              Выполнила:

        Бушкова Т.О.

        2016г.

                          Пояснительная записка

Актуальность: Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Наверное, именно для этого она и создана - постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна, но в то же время очень значима для природы. Ее роль настолько велика, а жизнь настолько коротка, что начинаешь ценить это маленькое чудо природы. Что мы знаем о ней? Что нам сулит прикосновение к ее крылышкам? Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Дети  выразили радость и неподдельный интерес,  начали активно рассуждать, ловить ее  или просто понаблюдать со стороны.  Как же поступить в данной ситуации? Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса был реализован проект «Удивительные бабочки»  Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Тип: Познавательно - творческий

Сроки: кратковременный, одна неделя.

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: - формировать элементарные представления о бабочках, их строении, способах передвижения, разнообразии, размножении,                                                     - прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы-  бабочке, желание наблюдать, замечать и оберегать  красоту природы.

Гипотеза:  В ходе реализации проекта  организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр, бесед, наблюдений, рассматриваний в преподнесении познавательного материала, способствует у детей: развитию наглядно - образного мышления, памяти, речи, внимания, творческого воображения, вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности, формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.  Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

Формы: Рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение на прогулке, развивающие игры, проблемные ситуации.                                           Методы: игровой, наглядный, показ, беседа, диалог.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

- подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;                                    - знакомство детей с произведениями  художественной литературы;                                  -  разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;                                                         - загадывание загадок                                                                                                    - дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;                                                          - сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;                                                                        - помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».  

2этап - основной

1.Рассматривание иллюстраций альбома «Бабочки красавицы» Цель:  познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами:  («Голубянка»,  «Капустница», «Крапивница»,  «Лимонница»).                                                                                     2.Рассказ воспитателя «Дружная семья бабочек»  Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек. формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе                                                                                                  3.Чтение стихотворении: «Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка» (Светлана Антонюк). Цель: Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.                                                                                                            4. Беседа «Чудесные превращения».- Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.                                                                              5.Дидактическая игра «Угадай по описанию».- Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.                                                                      6.Наблюдение на участке группы за бабочками.- Расширить представление детей о многообразии  бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть.                                                                                     7.Подвижная игра «Бабочки и цветы».- Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам.                                                              8.Беседа «Для чего нужны бабочки?»- Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.                                                                                         9. «Загадки, которые мы любим» Цель: Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.                                                                                                                        10.Игра «Кто назовет больше действий?» Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.

 3этап - заключительный

- выпуск Информационно-познавательного альбома «Бабочки - красавицы» (родители, воспитатели);                                                                                                         - составление рассказов о бабочках (дети);

- коллективная работа «Пестрый мир бабочек» (родители, дети).

Приложение:          «Загадки о бабочках»

На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... 
(Бабочка)

Пал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет 
Расписные крылья.
(Бабочки)

Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых  надо защищать. 
(Бабочка)

В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. 
(Бабочка)

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

В поле я над белой кашкой 
Вдруг заметила ромашку. 
Я сорвать её хотела, 
А ромашка улетела. 
(Бабочка)

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. 
(Бабочка)

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. 
(Бабочка)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. 
(Бабочка)

Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Бабочка)

На цветке цветок
Пьёт цветочный сок.
(Бабочка)

                 Беседа  «Дружная семья бабочек».

Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек,                        формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.                                                                                         

Задачи: 

- обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе. 

-развивать познавательный интерес к природе,

- развивать воображение, познавательные способности детей,

- воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета,

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, чтение художественной литературы о бабочках: К.Ушинский «Капустная белянка», Н.Сладков «Крапивница и лимонница», Н.Романова «Где её дом?», А.Саркесов «Бабочка, давай дружить», разучивание стихотворений о цветах.

Материал:  конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек гуашевые краски, простой и цветные карандаш и кисточки.

Ход:  Слышится стук в дверь

В: Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.

Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)

В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.

Давайте узнаем, что она нам пишет. « Сегодня вас ждет удивительная встреча с насекомым, если вы отгадаете эту загадку».

В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:

          Увидев на клумбе прекрасный цветок,

          Сорвать я его захотел,

          Но стоило тронуть рукой стебелек,

          И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).

В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.

В:  Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке?

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.

Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети - соглашаются.

Я расскажу о жизни бабочек. Слушайте! Бабочка появляется на свет сразу взрослой. Она откладывает яйца и из них выходят гусеницы. Проходит некоторое время и гусеница превращается в неподвижную куколку, а из куколки появляется бабочка. Зимой они замирают, зарывшись в почву, в пнях, в коре деревьев и ждут весны. Бабочки бывают большие и маленькие. Они все разные по окраске. Рассмотрите внимательно картинку бабочки, которую я вам послала в письме, и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы».

Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».

- Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)

- Какие у бабочки крылья? Сколько их?

- Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?

- Какие названия бабочек вы знаете?

- Чем отличаются эти бабочки?

- Сколько у бабочки ножек?

Воспитатель: Да, у  бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).

Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). - А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.

Физкультурная минутка: «Бабочка спала и вдруг проснулась»

             Шевельнулась, потянулась

             Крылышками тут взмахнула

             И сейчас же упорхнула.

             Над цветком летает, пляшет.

             Полетела, полетела

             На цветочек снова села.

(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)

В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.

В:  Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).

Дидактическая игра «Подбери бабочке одинаковые крылышки».

«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).

Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!

Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.

В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).

В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.

Пока работы подсыхают, предлагаю детям самим превратиться снова в веселых бабочек и немножко поиграть в пальчиковую гимнастику «Бабочка».

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.

              Ах, красавица  какая-

             Эта бабочка большая!

              Над цветами полетала-

              И мгновенно вдруг пропала.

В: Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.

В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята - вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.

4 этап – подведение итогов.

   G:\бабочка\SAM_1738.JPG                            «Совместная выставка работ родителей и детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Удивительный мир бабочек" для детей старшего дошкольного возраста

Целью познавательно-творческого проекта "Удивительный мир бабочек" является воспитание любви к природе, формирование познавательного интереса, художественно-эстетическое развитие детей ...

Конспект интегрированного занятия "Эти удивительные бабочки"

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы...

Проект «Удивительный мир бабочек».

Задачи:1. Изучить процесс превращения гусеницы в бабочку.2. Провести наблюдение за превращением гусеницы в бабочку.3. Понаблюдать за жизнью бабочек, узнать, в чем их польза и вред;4. Узнать, как окруж...

"Удивительные бабочки".

Летний проект....

Всероссийский детский творческий конкурс "Удивительные бабочки"

Поделка с использованием техники пластилинография...