Программа «Природа родного края»
материал на тему

Бушкова Татьяна Олеговна
  1. Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.
  2. Формирование основ экологической культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc169.5 КБ
Файл 2.docx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад № 15 с.Кабанск»

       

                 Программа «Природа родного края»

                                                                                                Выполнила: воспитатель

                                                                                                        Бушкова Т. О

   

                                                     2013г.  

Пояснительная записка

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя в другом месте, постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? В этом яркое выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди – все это передается с ранних лет.

      Программа предусматривает   в себе соединение двух направлений:

  1. Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.
  2. Формирование основ экологической культуры у детей.

         Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

       Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь природу. Дошкольное детство - именно тот возраст, когда идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности, закладываются основы экологической культуры.

        Дошкольники очень любопытны и с интересом присматриваются к окружающей действительности, и начинать надо с воспитания интереса и любви к природе, а все это зарождается при непосредственном общении с ней. Интересное и красивое встречается на каждом шагу, и малыши ко всему тянутся, и требуют объяснения – почему? И очень важно не отмахнуться от его вопросов, не заглушить интерес.

  Материал представлен как совокупность знаний и активных действий ребенка: интереса к растительному и животному миру и желания практически сохранять, поддерживать и создавать нужные условия, эмоционального отклика, радости от общения с природой.

Программа «Природа родного края» тесно связана с такими науками как:

  • география (место обитания, происхождение данного вида);
  • биология (строение растений и животных, необходимые условия для их роста и развития);
  • медицина (знакомство с лекарственными растениями, с правилами их сбора и хранений);
  • психология (учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и методов обучения и воспитания).

      Определенное место в программе отведено знаниям о взаимоотношениях человека с природой, о том, что состояние наших лесов, рек определяется деятельностью людей. Заповедные парки, заказники, лесонасаждения – творения рук человека, но и вырубка леса, исчезнувшие растения, животные, грязный воздух – тоже итог его деятельности.

      Особое место в программе занимает формирование у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса, растений, животных, их пищевой зависимости друг от друга. На примере растений и животных Бурятии раскрывается понятие «живой цепочки».

       Программа «Природа родного края» построена по принципу концентричности – от младшего возраста к старшему. Объем знаний постепенно наращивается по спирали, каждый виток которой закрепляет, расширяет и углубляет знания детей, постепенно подводя к понятию – экологическая культура. Основой программы является растительный и животный мир Бурятии.

Принцип гуманистичности, прежде всего связан с понятием экологической культуры, владеющей основами культуры потребления, заботящейся о своем здоровье и желающей вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы. Принцип гуманистичности предусматривает педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.

      Принцип целостности отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

Принцип регионализма проявляется в отборе для изучения объектов живой природы своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, т.к. опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей растительного и животного мира тропических лесов, чем обитающие рядом с ними. Крайне важно показать ребенку особенность взаимоотношения человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

Программа предусматривает организацию взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познания того, что растет и живет рядом     с ребенком, используя различные формы: наблюдение, труд, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, слайдов, проведение экспериментов, создание экологической тропы, сбор и коллекция листьев и сухотравья.

       Программа «Природа родного края» ставит перед собой и задачи нравственно-эстетического воспитания детей. В ходе ее выполнения у ребенка формируется способность к эмоциональному сопереживанию, одобрения прекрасного к природе, осуждения злого и неправильного отношения к ней.

Взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет это чувство.

      Произведения художественной литературы ярко и образно помогают раскрыть природу родного края. Широко использованы стихи, рассказы поэтов и писателей Бурятии.

Постигать красоту, гармонию природы помогает мир музыкальных произведений самых разных по тематике: классическая и современная, народная музыка, в которой содержатся яркие запоминающиеся образы (голоса птиц и животных, шум дождя и моря). Широко используем видеозаписи, слайды, где знакомим с редкими кадрами природы Байкала (цветы байкальских берегов, нерпичьи лежбища, утренние туманы, шторма и прибои у древних скал, песнь водопадов), доступные детям.

Отведена роль и изобразительному искусству. Предлагаемые детям произведения, представлены в разных жанрах (живопись, скульптура, натюрморт), в которых художники передают красоту родной природы, вызывают у детей чувство прекрасного.

 Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.

 Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроения живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

   Где бы ни жил ребенок, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если мило место, где ты родился, то тебе дорог каждый камешек, каждая былинка. И все это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края, его природой. Это поможет ребенку в будущем стать защитником, хозяином и творцом природы.

      В экологической программе «Природа родного края» выделено 3 блока. Содержание программ распределено по возрастам:

-  1 по 4 темы   - для детей 3-4 лет;

-  5 по 10 темы – для детей 4-5 лет;

-  10 по 18 темы – для детей 5-6 лет.

       Для каждой темы предлагается определенное количество мероприятий – это занятия, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры, подвижные игры, труд, художественная литература, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, слушание музыкальных произведений.

Темы разделены на три блока:

  • Растительный мир
  • Животный мир
  • Природоохранная деятельность

1. Дать представление о 2 – 3 видах растений (деревья: береза, ель; цветы: анютины глазки, бархатцы; травянистые растения: одуванчик, крапива; овощи – фрукты: морковь, капуста, огурец, помидор, яблоко, груша).

          Строение             Плоды

2. Первоначальное представление о домашних животных (собака, кошка, корова, коза, лошадь, кролик).

                 Уход               Детеныши

3.Первоначальное представление о диких животных (лиса, заяц, медведь).

                        Детеныши         Приспособление к месту обитания

4.Воспитание бережного отношения к природе

5.Различать и называть по внешнему виду растения сада и огорода (кабачок, горох, свекла, репа, лук, ранет, вишня).

                         Сад                                Огород

6.Представления о растениях леса (цветы: ромашка, колокольчик; ягоды: малина, рябина; грибы: рыжик, мухомор)

Съедобные             Несъедобные

7.Лекарственные растения Бурятии (подорожник, чистотел, лопух, крапива)

8.Расширять представления о домашних животных и пользе для человека (овца, свинья).

       Детеныши             Повадки                  Уход                  Условия

9.Расширять представления о диких животных в природных условиях (белка, еж, кабан, волк, бурундук, олень)

     Передвижение          Питание            Приспособление     Защищенность    

10.Приучать любить и охранять природу

11.Закреплять обобщенные представления о растительном мире Бурятии (деревья и кустарники: кедр, сосна, тополь, клен, дикая яблонька, черемуха, акация, багульник; травянистые растения: подснежник, жарки, саранки; овощи и фрукты как необходимые человеку витамины).

12. Лекарственные растения (шиповник, чабрец, василек, пижма, ромашка, мята).

13.Закреплять и расширять представления о дарах лесов Бурятии (ягоды: голубика, черника,клюква, волчья ягода;  грибы: масленок, волнушка, бледная поганка, дождевик).

14.Систематизировать знания о домашних животных и домашних птицах (куры, гуси, утки, индук).

             уход             условия,       внешний вид          повадки

15. Систематизировать знаний о диких животных (соболь, лось, рысь, косуля).

повадки                приспособленность и роль в живой природе

16. Формировать представления о птицах (синица, сорока, голубь, ворона, глухарь, ласточка, снегирь, свиристель, грач, жаворонок, журавль, цапля).

            зимующие                   оседлые                  перелетные

17.Знакомить с животным миром Байкала (байкальская нерпа, омуль, голомянка, щука, окунь, сорога).

18. Формировать основы экологической культуры. Земля – наш дом.

Цель программы:

       Воспитание гуманной, социально-активной, экологически грамотной личности.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к природе, желания больше знать о растительном и животном мире родного края.
  • Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
  • Формирование умения и навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  • Выявление особенностей ближайшего окружения родного края.
  • Воспитание социально-активных качеств личности (бережное отношение, сохранение природы, эстетическое отношение и т.д.)

Предполагаемый результат

       Знакомя детей с природой родного края на занятиях, экскурсиях, прогулках,

проводя экспериментально - исследовательскую деятельность, дети овладевают не только знаниями и умениями, но и у них развивается познавательный интерес, эстетические чувства, у них формируется желание активно трудиться, защищать, облагораживать окружающую среду, природу родного края, оказывать посильную помощь растениям и животным, преобразуя и охраняя ее.


2 младшая группа

Растительный мир

Животный мир

Природоохранная деятельность

1.Цель: Дать представления о растениях

Занятия:

  1. «Что нам Хрюша в мешочке принес».

Цель: уточнить представления об овощах – фруктах как о растениях, уточнить величину, форму, цвет.

  1. Рассматривание дерева.

Цель: уточнить представление о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья).

Целевые прогулки:

  1. «Во поле береза стояла».
  2. «В гостях у елочки».

Цель: закреплять составные части дерева. Показать сходство и отличия.

  1. «Как у нас в садочке расцвели цветочки».

Цель: познакомить с садовыми цветами (анютины глазки, бархатцы). Выяснить составные части цветка, учить любоваться цветами.

Дидактические игры:

  1. «Вырасти дерево»
  2. «Найди листок, как на дереве»
  3. «Чудесный мешочек»
  4. «Узнай на вкус»
  5. «Парные картинки»

Цель: закрепление составных частей дерева, овощей, фруктов, садовых цветов, умение складывать целое из частей.

Художественная литература:

  1. З.Александрова «Анютины глазки»
  2. Е.Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик»
  3. П.Воронько «Березка»
  4. М. Пришвин «Золотой луг»

Подвижные игры:

  1. «Солнышко и дождик»
  2. «К дереву беги»
  3. «Листопад»

Цель: развивать активность детей, ловкость движений, умение соблюдать правила, согласовывать движения.

Труд:

  1. Сбор природного материала, раскладывание по видам в коробки.
  2. Сбор срезанной травы и раскладывание на солнечном месте для просушки.
  3. Сбор сухих листьев на участке.
  4. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

 2.Дать первоначальное представление о домашних животных

  1. «В гостях у дедушки и бабушки».

Цель: познакомить с домашними животными – обитателями скотного двора, их детенышами (домашние животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними).

  1. Рассматривание и сравнение кошки и кролика.

Цель: закреплять умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности. Побуждать детей к сравнению.

3.Дать первоначальные представления о диких животных.

  1. «Как звери в лесу готовятся к зиме».

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

  1. «Ласковый щенок Тишка и котенок Мурка».

Цель: закрепить части тела щенка, котенка, уточнить, как мама называет щенка, котенка. Как можно играть с котенком и щенком?

  1. «Где моя мама?».

Цель: закреплять, как зовут мам у детенышей домашних животных.

  1. «Морозный солнечный денек».

Цель: закреплять знания о том, как живут звери зимой. Вызвать к ним добрые чувства.

  1. «Угадай, какой ты зверь»
  2. «Сложи картинку»
  3. Парные картинки»
  4. «Чей хвост»
  5. «Кто во что одет» (перья, шерсть)

Цель: закреплять характерные признаки животных по описанию, по определенным частям тела (хвост, лапки, клюв и т.д.)

  1. С.Маршак «Усатый –полосатый»
  2. В. Сутеев «Кто сказал мяу», «Цыпленок»
  3. Л.Квитко «Кисонька»
  4. Л.Н.Толстой «Спала кошка на крыше»
  5. А.Блок «Зайчик»
  6. Е.Чарушин «Заяц», «Лиса», «Что за зверь»
  7. В. Бианки «Холодно в лесу зимой»
  8. Э.Шим  «Кто как идет»
  9. В.Степанов «Как вы, кролики, живете»

  1. «Лохматый пес»
  2. «Наседка и цыплята»
  3. «Кот и мыши»
  4. «Воробушки и кот»
  5. «Коза рогатая»
  6. «Зайка беленький сидит»
  7. «У медведя во бору»
  8. «На елку» (имитация движений животных)

  1. Подкармливать с воспитателем птиц на участке.
  2. Сбор травы для домашних животных.
  3. Кормление щенка, котенка.

4. Воспитание бережного отношения к природе

  1. Наши друзья – деревья и кустарники.

Цель: Формировать представления, что деревья и куст – это растения, у них общие признаки, но есть и различия. Вызвать интерес и уважение к жизни растений.

  1. «Нарядим полянку».
  2. «Золотая лужайка».
  3. «Удивительный одуванчик или солнышко на ножке».

Цель: познакомить с весенними цветами, их строением. Прививать любовь и желание сохранять растения. Учить обследовательским действиям.

  1. «Собери дерево, цветок, животное из частей»
  2. «Что изменилось»
  3. «Чья это тень»

Экологические сказки:

  1. «Больное дерево»
  2. «Почему подружились вода и цветок»
  3. «Разговор с березкой»

  1. «Поможем травке увидеть солнышко»
  2. «Укроем деревья снегом».

Рассматривание иллюстраций на тему «Хорошо – плохо»

Средняя группа

Растительный мир

Животный мир

Природоохранная деятельность

Цель:  5. Учить называть и различать по внешнему виду растения сада (фрукты, цветы), огорода (овощи).

6. Дать представление о растениях леса Бурятии:

  • цветы;
  • ягоды;
  • грибы

7. Познакомить с лекарственными растениями Бурятии (крапива, лопух, подорожник).

Занятия:

  1. Как узнать растение.

Цель: обобщить представления о растениях (дерево, куст, трава). Различать и называть части растений. Формировать представление о потребностях растений (свет, тепло, влага, земля)

  1. Растения –помощники.

Дать понять, что овощи и фрукты – кладовая витаминов, необходимых человеку.

  1. В гости к старичку Лесовичку

Цель: Познакомить с ягодами, цветами, грибами, местных лесов.

Целевые прогулки:

  1. «Что где растет?»

Цель: выяснить, что растет в огороде, в саду, на клумбе.

  1. «У цветочной клумбы».

Познакомить с названиями нескольких цветов – ноготки, флоксы. Показать строение цветка.

  1. «Зеленая аптека» ( в уголке леса)

Закреплять названия лекарственных растений, выяснить, почему их так называют.

Экскурсии:

  1. На луг «Луг, лужок, ты мой дружок»

Цель: показать разнообразие трав в природе. Обобщить представления о приспособленности растений к разным сезонным изменениям.

Дидактические игры:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Магазин цветов»
  3. «Где что растет»
  4. «Найди пару»
  5. «Съедобно- несъедобно»
  6. «Собери картинку»
  7. «Аптека»
  8. «Собери цветок»
  9. «Угадай» (выбирать из садовых, луговых, комнатных – лекарственные растения).

Подвижные игры:

  1. «Листопад»
  2. «Урожайная»
  3. «Лети, лети, листок, ко мне в кузовок»
  4. «К дереву беги»

Художественная литература:

  1. П.Майков «Пейзаж»
  2. Э.Мошковская «Осень»
  3. Э.Успенский «Как растили капусту»
  4. Ю.Тувим «Овощи»
  5. Ч.Р.Намжилов «Зазнайка подсолнух»
  6. Ц.Г.Галсанов «Черемуха»
  7. Ц.Г. Галсанов «Облепиха» (пер. О. Дмитриева)
  8. В.Чефранов «Травы друзья»
  9. Загадки о цветах, ягодах, грибах.

Труд:

  1. Сбор овощей с огорода.
  2. Пересадка цветов с клумбы в горшки
  3. Сушка трав и заготовка на зиму животным
  4. Сбор семян цветов, уборка листьев.
  5. Изготовление сувениров, поделок, игрушек из природного материала.
  6. Посадка лука, гороха, крупных семян цветов (настурция, ноготки)
  7. Сбор и засушивание лекарственных трав.

Рассматривание картин:

  1. И.Левитан. «Золотая осень».
  2. А.Пластов. «Первый снег».
  3. А.Куинджи «Березовая роща».
  4. Д.Н.Дугаров «Зима в Забайкалье».

8 –9. Расширять представления о домашних и диких животных.

  1. «Мой домашний любимец»

Цель: формировать понятие –домашние животные (живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится) и желание за ними ухаживать.

  1. «Кто живет в лесу»

Цель: закрепить знания о диких животных: о передвижении, питании, приспособленности, защите).

Прививать любовь к животным родного края.

  1. Как зимуют дикие звери

Цель: формировать представления о том, как дикие животные приспосабливаются к жизни в диких условиях.

  1. В гости к домашним животным

Цель: понаблюдать за теленком, козочкой. Закрепить основные части тела животных, сравнить их, найти сходство и отличие.

  1. «Желтые, пушистые»

Цель: познакомить с внешним видом цыплят, с особенностями их поведения, частями тела. Поддерживать доброе отношение к цыплятам.

  1. «Угадай, какой ты зверь»
  2. «Кто кричит, а кто трещит»
  3. «Кто где живет»
  4. «Кто что ест»
  5. «Зоологическое лото»
  6. «Угадай, чей силуэт»
  7. «Чья мама»
  8. «Кто во что одет»

Цель: закреплять и систематизировать знания о диких и домашних животных, чем они питаются, где живут, какую имеют окраску, как разговаривают и т.д.

  1. «Мышеловка»
  2. «Васька-кот»
  3. «Лохматый пес»
  4. «Хитрая лиса»
  5. «У медведя во бору»
  6. «Покажи без слов» (имитация движений животных)

  1. К.Ушинский «Лошадка»
  2. Е.Клокова «Мой конь»
  3. Е.Чарушин «На нашем дворе»
  4. Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»
  5. В.Зотов «Лесная мозаика»
  6. Б.Дугаров «Заячий след»
  7. П.Хабырыыс (якут) «И медведь пуглив»
  8. Бурятская народная сказка «Мышь и верблюд»
  9. Д.Хилтухин «Кролик».

  1. Кормление домашних животных и животных уголка природы.

1. Д.Н.Дугаров «Лошадь у водопоя».

10. Приучать любить и охранять природу.

  1. «Жизнь прекрасна»

Цель: помочь детям понять через рассказы, стихи, загадки как вести себя, чтобы не причинять вреда всему, что нас окружает: другим людям, животным, воде, воздуху, птицам и пр.

  1. Видеофильм «Наш Байкал»

Цель: показать, что животный и растительный мир.

  1.  «Знаешь ли ты правила леса?»

Цель: познакомить с некоторыми правилами поведения в лесу.

  1. «Путешествие в лес»

Цель: закрепить правила поведения в лесу. Помочь устранить неполадки (сломанные ветки, мусор).

  1. «Сложи дерево»
  2. «Что сначала, что потом»
  3. «Лесной барометр»
  4. «Кто лишний»

Цель: расширять и закреплять знания о лесе, его законах, воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Развлечения:

  1. «Праздник Земли»
  2. «День рождения деревьев»

  1. Б.Дугаров «Лиственница»
  2. Б.Дугаров «Баллада о сосне»
  3. Д.Жалсараев «Песнь Байкала»
  4. Н.Намжилов «На берегу Байкала»
  5. А.Пришелец «Ель»
  6. Д.Хилтухин. «Береза».


                                                                                     Старшая группа

Растительный мир

Животный мир

Природоохранная деятельность

11. Закрепить и обобщить представления о растительном мире.

Занятия:

  1. «Растения – живое существо»

Цель: Сформировать обобщенное представление о растениях, об их приспособлении к среде обитания, к сезону, о необходимости растений для человека и животных.

  1. «Растения, которые нас кормят».

Цель: Вспомнить характерные признаки овощей и фруктов. Выяснить, что можно приготовить из них, как люди делают запасы на зиму, как правильно употреблять их в пищу (в овощах и фруктах могут содержаться нитраты, вредные для организма и т.д.).

  1. Беседа о картофеле.

Цель: дать представления о происхождении картофеля, приемах его возделывания. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая). Развивать любознательность.

Целевые прогулки:

  1. Прогулка в цветник.

Цель: показать детям садовые цветы, закрепить отличительные особенности цветов. Найти привлекательность и объяснить почему. Выяснить, что садовые цветы недолговечны, но красивы и радуют людей своей красотой.

  1. Прогулка на огород.

Цель: Закрепить признаки овощей, пользы для человека, понаблюдать за трудом колхозников.

  1. Экскурсия в поле. Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь).

Цель: Познакомить детей с растениями поля, из семян которых выпекают черный и белый хлеб.

Дидактические игры:

 - «Садоводы – овощеводы»,

- «Консервный завод»,

- «Узнай растение»,

- «От зернышка до булочки».

Труд:

  1. Уборка овощей с огорода детского сада.
  2. Высадка и пересадка в клумбы культурных растений.
  3. Изготовление поделок из овощей, фруктов, ягод. Организация выставки «Дары природы».
  4. Заготовка листьев и семян растений.

Художественная литература:

  1. Л. Кон. Пшеница. Рожь. Картофель.
  2. Д.Жалсараев. Картошка.
  3. Ю.Тувим. Овощи.
  4. К. Ушинский. Хлеб.
  5. В. Дацкевич. От зерна до каравая.
  6. И.Токмакова. Яблонька.
  7. И.Токмакова Осинка.
  8. В.Зотов «Лесная азбука» (аудиозапись)

12. Знакомство с лекарственными растениями (пижма, чистотел, шиповник, мята, ромашка, василек, чабрец, одуванчик, подорожник)

Занятия:

  1. Лекарственные растения - средство оздоровления организма человека.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать творческое воображение.

Целевая прогулка на участке детского сада

                     «Зеленая аптека».

Цель: выяснить, растут ли на нашем участке растения – помощники. Закрепить полученные знания о пользе этих трав.

Дидактические игры:

Цель: «Узнай целебную траву»,

«Сложи картинку».

Художественная литература:

1. В.Чефранов. Травы друзья.

  1. Е. Серова. Подснежник.
  2. Е. Серова. Фиалка.
  3. Е. Серова. Незабудки.
  4. Е. Серова. Ландыш.

Труд: Сбор и засушивание растений.

     Приготовление фиточая.

13. Закрепление и расширение представлений о дарах лесов Бурятии.

Занятия:

  1. Лес – наше богатство.

Цель: создать у детей представление о лесе, о том, что растет в лесу, мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при сборе грибов, ягод. Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, причинно- следственные связи.

  1. Клуб знатоков леса.

Цель: формировать умения применять на практике знания о приспособлениях

растений к условиям жизни.

Целевые прогулки:

1. По улице – «Знакомство с деревьями»

Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников.

  1. Экскурсия в парк «В гости к деревьям».

Цель: выяснить представления детей об этих растениях, их отношения к ним, заинтересовать проблемой.

Дидактические игры:

  1. «Что где растет».
  2. «Угадай, какой наш дом».
  3. «Съедобно – несъедобно».
  4. «Узнай растение по силуэту».
  5. «Найди, что опишу».

Художественная литература:

  1. М. Пришвин. Этажи леса.
  2. В.Бианки. Лес зимой.
  3. Стихи, загадки о грибах, ягодах, лесных деревьях.

      Рассматривание картин:

      1.  А.Грицай. Подснежники.

      2.  И. Грабарь. Березы. Рябина.

      3.  А.Рылов.  Зеленое кружево.

Труд

  1. Утепление снегом деревьев.
  2. Сбор ягод рябины для подкормки птиц.

Подвижные игры:

  1. «Листопад»
  2. «К дереву беги»
  3. «Путешествие»
  4. «Лесники»
  5. «Найди дерево по семенам»

14. Систематизировать знания о домашних животных и домашних птицах.

  1. «Четвероногие друзья».

Цель: закреплять понятие «домашние животные», «домашние птицы», расширять представления об их образе жизни, приносимой пользе для человека. Обогатить знания о породе кошек и собак. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

2.Беседа о чабане.

Цель: Познакомить детей с экосистемой – «степь», с традиционным ремеслом бурятского народа – занятием скотоводством.  Дать представление, что степь – это не только место для пастбища, но и место обитания для различных животных, насекомых, птиц.

  1. Экскурсия на пастбище.

Цель:  выяснить, какие  животные пасутся на пастбище  (кони, коровы, козы, бараны, их детеныши), закрепить названия детенышей этих животных, кто их пасет.

  1. Наблюдение за собакой, щенятами.

Цель: Закрепить основные части тела животного, выяснить, чем отличается собака от кошки. Наблюдение за кошкой и котятами.

Цель: выявить признаки кошки, котенка как домашних животных, как зверей. Воспитывать удовольствие от общения с ними. Выяснить, как можно играть с щенком и котенком.

  • «Чей хвост»,
  • «Кто что ест»,
  • «Кто во что одет (перья, шерсть, пух и   т.д.),
  • «Ферма»,
  • «Охотник и пастух».

  1. Л.Жамбалон. Маленький чабан.
  2. Б.Д.Абидуев. Храбрый козленок Бабана.
  3. В.Сухомлинский. Старый пес.
  4. А.Глебов. Нюркин месяц.
  5. К.Паустовский. Кот-ворюга.
  6. В.Петонов. Песнь чабанки.
  7. В.Петонов Ягнята.
  8. В.Петонов Бодливый бычок.
  9. Д.Хилтухин «Мне б коня хорошего»,

«Молодой табунщик».

15. Систематические знания о диких животных

  1. Как кто живет в лесу.

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Создать представление о том, что лес – это среда обитания растений и животных.

  1. Как животные проводят зиму в лесу.

Цель: формировать представления о жизни животных в лесу в зимнее время года (линька, спячка, запас корма и т.д.)

  1. Лесные хищники и «пищевые цепочки».

Цель: формировать представления о приспособленности хищников.

  1. Беседа о кроте.

Цель: дать представления об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

«Узнай по силуэту»,

«Чей хвост, лапы, клюв»,

«Угадай, какой наш дом»,

«Охота»,

«Кто летает, прыгает, плавает».

  1. В. Бианки. Холодно в лесу, голодно.
  2. В. Бианки. Хвосты.
  3. В. Бианки. Кто сыт, тому голод не страшен.
  4. Э. Шим. Медведь и сорока.
  5. Л. Толстой. Белка и волк.

16. Формировать представления о птицах.

  1. Птицы Бурятии.

Цель: познакомить с птицами родного края. Показать разнообразие птиц в природе, их особенностей (внешний вид, повадки, приспособленность).

  1. Птицы зимой.

Цель: закреплять понятия - зимующие, оседлые, перелетные птицы. Уточнять представления об условиях жизни птиц.

  1. «К птицам».

Цель: понаблюдать за поведением птиц, выявить характерные признаки той или иной птицы и повадки.  

Целевая прогулка в музей. Знакомство с птицами родного края.

  1. Экскурсия в парк.

Цель: закрепить имеющиеся сведения детей о птицах.

  1. «Что умеют делать птицы».
  2. «Кто летает, плавает, ползает».
  3. «Я покажу – ты расскажи».
  4. «Узнай по силуэту».
  5. Домино «Птицы».
  6. «Сложи картинку».

Цель: закрепить знания о птицах. Воспитывать наблюдательность, умение замечать сходство и различия.

  1. Г. Снегирев. Скворец.
  2. Г. Снегирев. Ворон.
  3. Г. Снегирев. Рябчик.
  4. Г. Снегирев. Синица.
  5. М. Пришвин. Ворон.
  6. Н. Сладков. Сорока.
  7. Н. Сладков. Птичий язык.
  8. В.Бианки. Синичкин календарь.
  9. Т. Нуждина. Воробьи.
  10. Т. Нуждина. Синицы.

17. Дать знания о животном мире Байкала

 

       Занятия:

  1. «Жемчужина Бурятии».

Цель: познакомить детей с уникальным озером нашей республики. Организовать выставку «И в шторм, и в ясный день прекрасен ты, Байкал».

  1. Богатства Байкала

Цель: познакомить с новым животным озера – байкальской нерпой, ее приспособленностью жить в воде. Экскурсии:

  1. В музей.

Цель: Закрепить знания детей о животном мире Байкала

Дидактические игры:

  1. «Вода – не вода»
  2. «Кто где живет»
  3. «Кто летает, прыгает, плавает»

Целевая прогулка на реку Селенгу.

Цель: выяснить особенности реки, ее обитателей.

Художественная литература:

  1. Д. Жалсараев. Твоим именем, Байкал.
  2. Д.Жалсараев. Триста сибирских рек.
  3. Б.Дугаров. Байкальские предания.

18. Формирование экологической культуры дошкольников. Земля – наш дом

  1. «Живое – неживое».

Цель: Дать представление о понятии «живое» (на примере живых цветов и аквариумных рыбок) и «неживое» (на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям (живет, растет, развивается, дышит, питается, размножается и т.д.).

  1. «Через добрые дела можно стать юным экологом».

Цель: Познакомить детей с понятием «юный эколог». На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.

  1. «Планета Земля в опасности».

Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

  1. Кто главный в лесу?

Цель: дать представления о леснике – человеке, который заботится о лесе.

  1. Красная книга – сигнал опасности.

Цель: дать детям представления о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных.

  1. Мой край родной – заповедные места Бурятии.

Цель: познакомить детей с заповедниками и памятниками природы своей местности.

  1. Все нужны на Земле.

Цель: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного, экологически правильного отношения к животным и растениям.

Целевая прогулка «Свет, тепло, воздух».

Цель: закрепить с детьми условия, необходимые для жизни растений и

Экскурсия «Человек – часть природы».

Цель: объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек – воздух, человек – вода), условия выживания человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Хорошо – плохо»,

«Лесной барометр,

«Вот какие хитрецы»,

«Чем похожи, чем отличаются»,

«Как вести себя в лесу»,

«Что было бы, если бы…» (кошка лаяла),

«Растения и животные Красной книги»,

«Посели животное»,

«Догони свою тень».

Цель: закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в лесу, расширять знания о законах природы, местах обитания, различать объекты живой и неживой природы. Развивать творчество, внимание, мышление.

Эксперименты:

  1. Растение теряет воду через испарения.

Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.

2. «Летающие семена».

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

3.Как маскируются животные.

Цель: выяснить, как маскируются животные.

  1. «Как увидеть воздух,

как услышать воздух».

Цель: опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

  1. «Волшебный лучик».

Цель: показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

  1. «Волшебница-вода»

Цель: выяснить свойства воды.

Игры – беседы со схемами:

  1. Как дерево дышит, питается и растет.
  2. Лес – многоэтажный дом.
  3. Кому нужны деревья в лесу.
  4. Зачем люди ходят в лес.
  5. Этого не следует делать в лесу.
  6. Где в природе есть вода и кому нужна вода.
  7. Что у нас под ногами.
  8. Цель: познакомить со свойствами песка, глины, почвы, камней.

  1. К. Паустовский. Заячьи лапы.
  2. Н.Сладков. Сон деревьев.
  3. Ю. Могутин. Рассказы о природе Приморья и Сибири.
  4. В. Стародумов. Байкальские сказки.
  5. Н.Сладков. Жалобная книга природы.
  6. Ю. Прокопович. Раненые деревья.
  7. В.Бианки. Кому законы не писаны.

                     

                Критерии оценки уровня развития по экологическому воспитанию:

           1. Знает о культуре поведения в природе.

                 2. Имеет представление о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Имеет знания о взаимосвязях в природе.

                  3.Имеет знания о характерных особенностях растений и животных.

            4.Имеет представления о сезонности.

            5.Проявляет наблюдательность, трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе.        


        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».

Создание условий для развития  познавательного  интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного  края....

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»Брус Т.Н.МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона...

Образовательная программа кружка «Природа родного края»

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....