Развитие высших психических функций посредством специальных методов и приемов в группе «Особый ребенок». «Дары Фрёбеля» в инклюзивной практике
рабочая программа на тему

Майорова Ольга Владимировна

Фридрих Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Фребель первый ввел классификацию игр, причем он говорил, что все игры должны сопровождаться художественным словом и музыкой. Игровой набор «Дары Фребеля»  полностью соответствует с ФГОС ДО и легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасен для реализации и применении ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayorova_o.v._-_kopiya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ № 9 к/в Развитие высших психических функций посредством специальных методов и приемов в группе «Особый ребенок» «Дары Фрёбеля » в инклюзивной практике Подготовила: педагог-психолог Майорова О.В .

Слайд 2

Высшие психические функции (англ. higher mental functions ) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным , П. Я. Гальпериным и др. К высшим психическим функциям по Выготскому относятся восприятие, память, мышление и речь. Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением.

Слайд 3

Один из основных принципов Стандарта: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры , познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4)) « Игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие». ( Ф.И.Фрадкина . В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, 1966. – С. 290)

Слайд 5

На заметку! Во всех занятиях с ребенком действие должно соединяться со словом Необходимо всегда побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух Показывая предмет, обязательно называйте сам предмет, его характеристики и возможные способы действия Принцип обучения с использованием «даров» Фрёбеля руководствуется в постепенном усложнении игр, исходя из индивидуальной подготовки ребенка и его способности к обучению Игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения Любой педагог, проявив свой опыт и знания вправе внести новые идеи и дополнить методику занятий Фрёбеля собственными заданиями Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку.

Слайд 6

Модуль №1 «Текстильные мячики» Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации. Игра «Спрячь мячик», упр.«Подними мяч вверх »

Слайд 7

Модуль № 2 «Основные тела». Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации. Познавательно-исследовательская деятельность детей

Слайд 8

Модуль № 3 «Куб из кубиков», Модуль № 4 «Куб из брусков», Модуль № 5 «Кубики и призмы», Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики». Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации. Модуль №13 «Башенки» объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции . Модуль №14 «Арки и цифры». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму. Конструирование на тему: «Строим башню для принцессы и дорогу к ней»

Слайд 9

Модуль № 7 «Цветные фигуры». Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму. Выкладывание сюжетной картинки из геометрических фигур

Слайд 10

Модуль № 8 «Палочки». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Выкладывание сюжетной картинки из палочек

Слайд 11

Модуль № 9 «Кольца и полукольца». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. «Летающая тарелка»

Слайд 12

Модуль №10 «Фишки». Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности. Выкладывание фигур из фишек

Слайд 13

Модуль №11 «Цветные тела». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности. Бусы из кубиков

Слайд 14

Модуль №12 «Мозаика. Шнуровка». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности. Игра «Продолжи ряд»

Слайд 15

Блок 1 Задания , базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый» Структура занятия: 1. Приветствие «Здравствуй, (имя ребенка)» в руках у педагога игрушка бибабо . Ц ель : Формирование эмоционального контакта со взрослым 2. Игра «Найди игрушку » модуль №1 Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию (цвет, форма, размер ) модуль №7 3. Динамическая пауза 4. Конструктивная деятельность модуль №6 5. Игра « Возьми …» (Брать по просьбе один предмет из группы) модуль №11 6. Игровая деятельность в «Игровом домике» (ширма) 7. Релаксация . Ребенок в удобной позе располагается на пуфике, смотрит на панно «Звездное небо». Звучит спокойная музыка релаксация. Раздел Содержание раздела Предлагаемые задания Оценка Внимание и память Представление о постоянстве объекта Находить 1-2 предмета спрятанных на глазах у ребенка Размер, форма, цвет. Сортировка с опорой на образец Формирование понятий «одинаковый» Подбор пар одинаковых картинок. Лото с картинками Сортировка по размеру Разложить большие и маленькие круги в две коробки Сортировка по форме Разложить треугольники и квадраты в две коробки Сортировка по цвету Разложить детали двух цветов в две коробки Конструктивная деятельность Конструирование по жесткой схеме Складывать доску Сегена (3-4формы) Конструирование по образцу Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожка, забор и т. п.) Складывание целого из частей Складывать картинку из двух частей опираясь на анализ сюжета Обучение счету Формирование понятия «один» Брать по просьбе один предмет из группы Игровая деятельность Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой Самостоятельно играть с «развивающим центром», катать машинку, опускать монетки в копилку и т.п. Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого По просьбе покормить куклу или укладывать ее спать, покатать куклу в коляске и т. п.

Слайд 16

Внедрение игрового набора “Дары Фребеля ” в образовательный процесс, развивает в детях такие интегративные качества как любознательность, активность, овладение детьми необходимыми навыками и умениями, способность планировать свои действия, способность решать интеллектуальные задачи, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Также игровой набор способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математичеких представлений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.

Использование игровых методов и приемов как средство развитиявысших психических функций у будущих первоклассников.Программа дошкольного образования  предусматривает развитие у детей впроцессе раз...

«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»

Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"...

Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников

В материале описаны различные игровые  приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.

В данной статье показана система упражнений для развития  зрительного гнозиса и мнезиса, слухоречевой памяти, графо-моторных навыков и пространственной ориентировке. Недостаточная сформированност...

Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР. Письменная речь- это зрительная форма устной речи. В ней происходит модуляция звуковой структур...

Консультация для родителей; "Влияние развития высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе: приемы, рекомендации, игры."

Подготовка к школе - серьезный и продолжительный процесс, над которым, на самом деле, родители работают с самого рождения. Потому что, школьная зрелость,  это не умение считать, писать и читать, ...

Буклет "Развитие высших психических функций посредством реализации музыкально-дидактических упражнений"

Музыка – средство активизации умственных способностей. Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычн...