Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в условиях ФГОС
материал (младшая группа) на тему

Касьянова Ольга Витальевна

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_24_kasyanova_o.v.docx17.93 КБ
PDF icon igra.pdf1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

Касьянова Ольга Витальевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Социализация детей младшего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевую игру в условиях ФГОС

          Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья.

          Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма деятельности для мироощущения, освоения предметных взаимодействий и условных действий ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. Именно во время игры происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. 

          Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.

          Изучив методическую литературу, как организовать правильно игровую деятельность, и определилась с темой по самообразованию  

"Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в условиях ФГОС". Мы все знаем, что дети стали  намного меньше  играть. Несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что  взрослые все дальше отдаляются от детей, а дети плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время, современные дошкольники, играя, предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых  (врача, шофера, повара и т. д.), а роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

          Перед собой я поставила цель – научить детей играть, способствовать созданию дружного организованного коллектива. И так как сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей, определила следующие задачи:

- содействовать объединению детей в игре,

- приучать детей соблюдать во время игры правила,

- накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр,

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

          Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, в группе созданы следующие условия:

- развивающая предметно – пространственная среда,

- участие педагога в игре (организация).

          Развивающую предметно-пространственную среду организовала и наполнила так, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и привлечь сверстников. Создала банк игровых сюжетов и ситуаций игрового взаимодействия взрослого с детьми.

          В младшей группе, на первом этапе появились игры с сюжетом («дочки-матери», «посещение врача», «покупка продуктов в магазине»). Это уже простые ролевые игры. В них появляются персонажи, ребёнок воспроизводит поведение взрослого, отождествляет себя с ролью. Появляются и правила игры, которые дети сами могут отстаивать в игре с другими детьми.

          Руководство детской сюжетно-ролевой игрой построено так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Чтобы заинтересовать детей важна предварительная работа: экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм с привлечением детей, обсуждение правил игры и правил поведения во время игры. Затем идет развитие игровой деятельности – это непосредственное участие воспитателя. Моя роль, как педагога - стимулирование к созданию игровой ситуации, участие как играющий партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда, когда идёт усложнение.

          Вначале этого учебного, ребята подросли и  в сюжетно – ролевой игре появился полноценный сюжет и различные роли. В отличие от игр предыдущего этапа в сюжетно-ролевых играх одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу.

          (ролик) Детям предлагаются роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Вначале каждой игры у детей создаётся игровое настроение, вызывается эмоциональное отношение к роли. На этом этапе я, отходя от непосредственного участия в игре, помогаю детям словом и советом.

          Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, дети обогащают игру новым содержанием  и, следовательно, она будет для них интересной.

Ну, а нам педагогам стоит задать себе вопрос, как часто мы, взрослые, слышим от детей слова - приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада...

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

Самообразование "Речевое развитие как условие успешной социализации детей младшего дошкольного возраста"

Цель:  Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...