Статья Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику
статья

Бартули Екатерина Николаевна

В статье представлены результаты опыта работы инструктора по физической культуре по повышению двигательной активности старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику. Был создан проект по ритмической гимнастике, который реализовывался в рамках кружковой работы "В ритмах танца".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ РИТМИЧЕСКУЮ ГИМНАСТИКУ

Е.Н. Бартули, инструктор по физической культуре,

МБДОУ «Детский сад № 85», г. Бийск

В современных условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни - важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Вместе с тем результаты специальных исследований (в том числе и результаты диагностик в дошкольных учреждениях) свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте уменьшается число здоровых детей не только из-за окружающих факторов и генетической предрасположенности, но и за счет снижения двигательной активности. Это плохо сказывается не только на их физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, что уменьшает психическую активность. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности, ухудшает внимание, память. Учитывая актуальность выдвинутой проблемы, уделяется большое значение повышению двигательной активности детей в ДОУ. В связи с этим в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные методы физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, упражнения на фитболах.

Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм повышения двигательной активности, что в свою очередь положительно влияет на физическое развитие и формирование культуры здоровья дошкольников.

Ритмическая гимнастика - это выполнение физических упражнений под музыку, которые способствуют развитию физических качеств: выносливости, быстроты, гибкости, силы, координации и предупреждают разного вида болезней.

В дошкольных учреждениях ритмическая гимнастика применяется как самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность, так и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью непосредственно образовательной деятельности. Упражнения ритмической гимнастики широко используются в утренней зарядке, во время проведения занятий по различным видам деятельности (например, рисование, лепка) в виде физкультминуток, в показательных выступлениях детей на спортивных праздниках.

Результаты проведения диагностики, характеризующиеся степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание, лазание), и развитием физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, равновесие и координация) показали, что: 50,7% дошкольников имеют высокий уровень физической подготовленности, 36,6% детей имеют средний уровень, 12,7% детей имеют низкий уровень физической подготовленности.

Для определения отношения родителей к физическому воспитанию и двигательной активности в целом, было проведено анкетирования «Здоровый образ жизни». В результате анкетирования были сделаны следующие выводы: родители мало внимания уделяют физическому воспитанию, а именно двигательной активности, ставя на первое место влияющие на состояние здоровья человека вредные привычки, экологические загрязнения и неправильное питание; преобладанию в выходные дни таких видов деятельности, как рисование, конструирование, просмотр детских телевизионных передач; для укрепления здоровья своего ребенка родители предпочитают обращаться к медицинским работникам, не используя традиционное закаливание и физические упражнения; причины мешающие уделять внимание здоровью ребенка связаны с дефицитом времени и отсутствием специальных знаний и умений.

Анализ соответствующей литературы, полученные результаты диагностики, итоги анкетирования отношения родителей к физическому воспитанию и к двигательной активности в целом, позволило четко сформулировать проблему и разработать проект «Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику».

Основной целью проекта является создание условий для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику.

Для реализации цели, были поставлены следующие задачи:

  • Совершенствовать основные физические качества.
  • Совершенствовать двигательные навыки, развивать координацию, чувство ритма.
  • Воспитывать морально-волевые, эстетические качества, развивать память, внимание, творческие способности.
  • Укреплять здоровье.
  • Повышать интерес к физическим упражнениям и непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Для организации работы с детьми был составлен перспективный план работы для старшей и подготовительной группы, подобраны картотеки комплексов ритмической гимнастики, музыкально–подвижных игр, фонотека к комплексам.

Реализация проекта осуществлялась в рамках организации кружковой работы «В ритме танца». Данный кружок посещали дети, которые имели средний и низкий уровень физической подготовленности.

Формирование устойчивого интереса и положительного отношения к ритмической гимнастике осуществлялась через многообразие интересных детских комплексов: «Чунга-чанга», «Львенок и черепаха», «Песенка мамонтенка», веселую музыку из любимых мультфильмов: серия комплексов «Приключение кота Леопольда», «Незнайка и его друзья», «Приключения Буратино»; возможность проявлять свою индивидуальность: «Сладкая парочка», «На арене цирка», «Мой веселый звонкий мяч»; выступление на спортивном празднике «Спортивная мозаика - 2012» с комплексом ритмической гимнастики «Эй, лежебока».

Развитие основных физических качеств дошкольников осуществлялась через комплексы: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Антошка», «Здоровые зверята», «Веселые путешественники».

Для повышения двигательной активности детей в группе с воспитателями были проведены консультации: «Как повысить двигательную активность в группе», «Ритмическая гимнастика в детском саду»; мастер-класс «Заводные куклы»; оформлен наглядно-демонстрационный материал «В ритме танца».

Основной целью работы с родителями являлось повышение двигательной активности детей дома и приобщение их к физической культуре. В данном направлении были проведены родительские собрания: «Роль физкультурных занятий в жизни дошкольников», «Вместе весело играть»; консультации: «Музыкальный мир движений», «Организация двигательной активности дома»; оформлен наглядно-демонстрационный материал «В ритме танца», проведен мастер-класс с родителями «Палочка-выручалочка».

В результате проведенной работы в рамках проекта «Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через ритмическую гимнастику», у детей вырос интерес к физическим упражнениям, так как ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями.

 Анализ посещаемости детей детского сада показал, что дети, которые посещали кружок «В ритме танца» стали меньше отсутствовать по причине простудных инфекционных заболеваний, что говорит об укреплении их здоровья, по сравнению с детьми, не посещавших кружок.

Литература:

1. Ахметова, Л.А. Система подвижных игр на занятиях ритмической гимнастикой в старшем дошкольном возрасте/ Л.А. Ахметова / / Научно-практический журнал Инструктор по физической культуре. – 2009, №4 – ст. 61

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)/ А.И. Буренина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

3. Волошина Л.И. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л.И. Волошина. – М.: АРКТИ, 2005. – 108 с.

4. Касицина М.А. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР/ М.А. Касицина, И.Г. Бородина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216 с. (Психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях детского сада.)

5. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду/ Т.С. Овчинникова. – СПб: КАРо, 2006 – 144 с.

6. Фомина Н.А. Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников/ Н.А.Фомина. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005 – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста вне образовательной деятельности.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни. Формирование навыков безопасного поведения.Развитие познавате...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

«Фитбол-гимнастика» как эффективное средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...

«Применение степ - платформ с целью повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Использование степ-платформ позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового о...

Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...

Сборник комплексов нетрадиционной утренней гимнастики, направленных на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка содержит в себе комплексы нетрадиционной утренней гимнастики, направленных на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Разработанные компле...

Степ- аэробика как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому в нашем детско...