«Использование технологий ТРИЗ для повышения мотивации обучения с дошкольниками.»
учебно-методический материал на тему

ЯцуненкоГалина Ивановна

курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

«Использование технологий ТРИЗ для повышения мотивации обучения с дошкольниками»

Содержание

     Вступление 

Раздел 1. Теоретические основы педагогики ТРИЗ.

1.1. История становления и развития ТРИЗ  

1. 2. Психологические основы педагогики ТРИЗ  

1.3. Воспитание познавательных и творческих способностей детей

средствами ТРИЗ

Раздел 2. Педагогические направления использования ТРИЗ в учебном процессе дошкольного учреждения.

 2.1. Развитие детской речи средствами ТРИЗ  

2.2. Методика организации учебно-воспитательной работы в детском саду на основе ТРИЗ

 Вывод

 Литература

Вступление

В последнее время в педагогике все реже встречается понятие «методика», зато чаще употребляется понятие «технология» педагогическая, инновационная, образовательная, учебная...

Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Отбором, теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогики — педагогическая инновация (лат. іппоиаііо — обновление, изменение). Её прогнозы развития, анализ, оценки конкретных реалий имеют необыкновенную ценность и для педагогической практики, особенно для настроенных на творчество педагогов.

Жизнь доказывает, что в условиях, которые все время меняются, лучше ориентируется, принимает решения, работает человек творческий, гибкий,   способный к генерированию и использованию новых идей и замыслов, новых подходов, новых решений. Творчество не вырастает на пустом месте, творчество — свойство, как правило, профессионалов, которые эффективно работают в определенной области. Творчество базируется на  мышлении и воображении, интеллекте. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Достижение творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью. Среди них видное место занимает ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая эффективно способствует развитию технического творчества в целом и личности в частности. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понятий и закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности его развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной диалектике.

Объект исследования: умственное воспитание детей средствами теории творческого решения изобретательских задач в условиях современного детского сада.

Предмет исследования: педагогические условия использования методов ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Цель: изучить влияние инструментария теории решения изобретательских задач на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Рабочая гипотеза:  использование ТРИЗ в педагогике будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста при следующих педагогических условий: соответствие задач возрасту детей, комплексного использования различных типов задач по ТРИЗ в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, соответствующей методической подготовке педагога.

Задачи:

1. Выявить особенности влияния элементов ТРИЗ на ход поисковой деятельности в процессе решения творческих задач старшими дошкольниками.

2. Исследовать особенности применения методов ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада.

3. Разработать методические рекомендаций к внедрению ТРИЗ в практику работы дошкольных учреждений.

Часть материалов исследования были получены методом наблюдения за детьми в процессе занятий и игр. Использован опыт работы с ТРИЗ в ДОУ№ 7 «Золотая рыбка», города Алчевск Луганской области.

Раздел 1. Теоретические основы педагогики ТРИЗ.

1.1. История становления и развития ТРИЗ

Основатель, а скорее даже "отец" ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер в 1945 году взялся за разработку научной технологии творчества - теории решения изобретательских задач, как потом это стало называться. ТРИЗ возник  в технике. Но Альтшуллер пошел дальше, от "железки" к личности, от ТРИЗ - до ТРТО (теории развития творческой личности) как новой области знаний. Так  же логичным видится и сближение элементов ТРИЗ с творческой педагогикой, естественный выход на малышей - мудрецов, где творчество - сама жизнь. Технологию Альтшуллера в течение длительного времени с успехом использовали в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

Американский детский врач и психолог Глен Доман в 1955 г. основал Институт развития человеческого потенциала (Филадельфия). Он является автором всемирно известной серии «Мягкая революция», охватывающий книги «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как научить ребенка математике», «Как научить ребенка читать», «Как развить умственные и физические способности ребенка» и др.

В структуре интеллекта Г.Доман выделил следующие составляющие:

— функциональный интеллект (способности, которые ребенок в зависимости от ситуации использует или не использует);

— потенциальный интеллект (способности, которые ребенок может задействовать, если будет возможность).

В 70-80-е годы XX века. ТРИЗ широко внедряли в школах и училищах, а с 1987 г. — и в детских садах.

Организатором и руководителем работы с воспитателями и практическими занятиями с детьми стал Михаил Наумович Шустерман.

Применение методов ТРИЗ в педагогике началось с того, что люди, как правило с небольшим педагогическим опытом и даже при его полном отсутствии, стали преподавать детям отдельные курсы ТРИЗ или РТО. Происходило это обычно как факультативные занятия, а потом даже как отдельный предмет, включенный в программу. И первой проблемой стали поиски содержания, доступного для восприятия и понимания детьми. Оно формировалось отбором или преобразованием известных в ТРИЗ задач. Одно из первых направлений преобразования - перестройка задач под сказочные сюжеты. Потом пошел поиск проблемных ситуаций в сказках, которые можно было представить как задачи.  (C. Ладошкина, С.Гин и др.).

Целый массив упражнений был сделан на приемах РТО. Для детей младшего возраста освоение Триз- инструментария как целостной системы оказалось сложным. Было произведено дробление на элементы ТРИЗ, которые отрабатывались по отдельности с помощью специальных тренингов. Отдельные задачи и упражнения постепенно составили основу для курсов РТО.

Следующая проблема, которая возникла в процессе работы - недостаточность у детей предыдущих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов. В курсах РТО появлялся дополнительный смысл, например, ознакомление с пятью органами чувств и их применением (Г.Гафитулин).

И .Викентьев в свой курс занятий с детьми включал социальную подготовку ребят. Так формировалось содержание. На этом этапе речь шла о внедрении ТРИЗ- содержания для развития творческого потенциала детей.

Одновременно приходилось решать и другие проблемы, в результате чего появлялись новые приемы, формы работы, методики. Проблема понимания и запоминания новых понятий  нашла выход в стихах-запоминалках (С.Ефремов, Н.Гафитулин) и в разного рода  волшебниках. Проблема мотивации в раннем возрасте успешно решалась с применением игровых форм (создано несколько модификаций игры "плохо", Сек.Иванов изобрел игру на кубиках "Маленькие человечки", получила развитие в различных учебных заведениях ТРИЗ). Другой вариант - сюжетные формы работы ("Письма магистра".Тимохова, серия рассказов Л.Марьяновськой и А.Кислова). Для обеспечения продуктивной деятельности были созданы отдельные методики ("Страна загадок" А.Нестеренко, задачи и упражнения по ИЗО А.Страунинг, работа с природным материалом, С.Кравцов). Комплексным решением проблемы воплощения содержания являются технологические карты методов РТВ Т.Сидорчук. Н.Хоменко разработал сетевую технологию обучения с использованием "да- ниток", что позволяет решать проблему эффективности обучения. Данные работы - это вклад в технологии и средства обучения, которые были необходимы для более успешного внедрения ТРИЗ- содержания.

Встречаясь с конкретными проблемами, тризовцы постепенно переходили на обобщенный уровень их исследования. Так, проблема мотивации была разработана в статье А.Нестеренко " можно ли угодить всем?". Анализ и принципы синтеза подвижных игр, изложенны в работе С.Сычева, Н.Гафитулина "Система p". А.Нестеренко и А.Гин представили каждый свою модель системы педагогических приемов. Воспитанницы Минского педагогического колледжа им. М.Танка, под руководством А.Корзун, разработали серию многофункциональных игрушек. В.Бухвалов написал несколько пособий по дидактике, таких, как "Технология работы учителя-мастера", "Методики и технологии образования", "Алгоритмы педагогического творчества", "Начальный курс педагогики сотрудничества", и др. Сетевую технологию Н.Хоменко сегодня можно предложить, как универсальный способ обучения. Общим признаком для всех этих работ является выход за пределы применения только тризовского содержания. Уровень обобщения позволил применять эти разработки для организации учебного процесса с разным содержанием. Таким образом на этом витке начало развиваться направление Триз- педагогики, целью которого было не только воплощение Триз- содержания, но и совершенствование педагогического процесса как такого. ТРИЗ в этом направлении был использован как инструментарий для анализа и решения педагогических проблем, построения соответствующих моделей .

Между тем возможности развития ТРИЗ- содержания как отдельного предмета начали иссякать. А дети, обученные на факультативах ТРИЗ творчества, продолжали получать знания по основным предметам традиционным, репродуктивным способом. Для устранения разрыва понадобилось сделать следующий шаг - ввести ТРИЗ в школьные предметы.

На этом этапе были созданы новые учебные программы, учебники, методики, рабочие тетради и другие методические средства. Надо отметить, что в рамках этого шага по-разному понималась роль ТРИЗ и ее взаимоотношения с другими предметами. Для более подробного анализа пока недостаточно информации. Можно сказать лишь, что: « Интегрируясь в предмет, ТРИЗ влияет на содержание предмета, вытесняет из него репродуктивные формы обучения, заменяя их на более подходящие новому содержанию. Но одновременно - принимает на себя все нормы построения учебного процесса: предметно-определенную систему, тематическое планирование, формы и правила проведения контроля усвоенного материала, оценивания путем выставления оценок и др.

И так, в 1987 год - знаменательная дата: ТРИЗ впервые пришел в детский сад. Произошло это в дальневосточном городе Находка при довольно случайных обстоятельствах. Руководителей семинара по ТРИЗ для инженерно - технических работников попросили провести занятия с детьми (в Норильске подобная работа со школьниками ведется уже несколько лет). И вдруг "тризовцев" вместо школы привозят... в подготовительную группу детского сада!

Система ТРИЗ было адаптирована для работы с детьми в детском саду. Труды Г. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука», стали основой так называемой творческой педагогики. Впоследствии,  в специальных исследованиях (В. Бухвалов, Б. Злотин, Г. Иванов, С. Ладошкина, А. Нестеренко, Т. Сидорчук, Л. Шрагина, М. Шустерман) были разработаны методы и приемы обучения школьников на базе ТРИЗ, а также адаптированы основные принципы ТРИЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Страунинг, А. Никашин). Суть этой технологии заключается в формировании системного, диалектического мышления, развития творческого воображения, изобретательской смекалки. Использование её,  должно не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречие окружающего мира, видеть и решать проблемы. На это может быть способна только творческая личность.

Методы и приемы развития творческой личности. Технология ТРИЗ для дошкольников и младших школьников с технологией коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.

 Она имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия, и которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

Это недоразумение, как выяснилось, подняло "тризовцев" до малышей, подсказало решение, пожалуй, одной из главных проблем ТРИЗ - когда, и с какого возраста можно начинать приобщение к системному мышлению. Встреча с дошкольниками омолодила ТРИЗ, если не сказать, поставила на ноги, обеспечила будущее. С детьми была проведена игра для развития творческого воображения "Маленькие человечки". Ребята быстро включились в разговор, сразу приняли правила игры и в процессе решения задач предложили немного исключительно оригинальных ответов, до сих пор не полученных на одном семинаре со взрослыми. Занятия продолжались почти полтора часа и дети не выглядели уставшими. Вот, например, какие ответы дали пятилетние "слушатели" на вопрос, чем отличаются твердые, жидкие и газообразные тела:

- Жидкое может вытекать через трубы, а твердое - нет !

- Когда жидкое разольёшь, то оно польётся, а твердое положишь, оно так и останется лежать и т.д.

- Газ - это когда машина газует! И дым из трубы.

После знакомства со свойствами "маленьких человечков" - твердых, жидких и газообразных - завязывается разговор. На вопрос, чем же отличаются жидкие человечки от твердых, дети ответили, что жидкие человечки не держатся за руки. Из жидких человечков сделаны вода и суп, кефир и молоко, а  еще слякоть. А человечки газа бегают в разные стороны. Их ничем нельзя удержать. И так далее.

Сейчас ТРИЗ успешно развивается в учебных заведениях Киева, Полтавы, Харькова, Ровно, Луганска и других городов. В г. Одессе (под руководством Н. Мееровича и Л. Шрагиной) работает лаборатория «ТРИЗ — педагогика ».

1.2. Психологические основы технологии ТРИЗ

Самый ответственный период для развития интеллекта детей - это возраст от рождения до 7 лет. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, то это более сложно наверстать в подростковом возрасте.

Развитие памяти. Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Каждого ребенка важно научить способу,   запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала. На это опирают фактически все игры и упражнения по ТРИЗ, которые помогут сделать память ребенка активной.

Формирование мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени подготовить их к успешному обучению. В технологии ТРИЗ достаточное место занимают проблемные зарисовки, схемы, речевые игры, упражнения на эту тему.

К примеру, "Какой фигурой заполнить пустой квадрат?", "Назовите лишнее слово", "Назовите отличия", "Назовите общее", "Передадите мысль другими словами", "Что произойдет, если...", "Подберите слова-синонимы (антонимы)", "Расставьте строчки стихотворения в нужном порядке", "второстепенные герои сказок вам нравятся (не нравятся)? Почему?", "Составьте новые слова".

Как видно из названий игр, задач они направлены на развитие логики, выявления закономерностей, умение обобщать, умение рассуждать и делать простейшие умозаключения.

Развитие воображения. А. Эйнштейн отмечал, что воображение важнее знаний. Представим на минутку, что у человека не было бы воображения. Общество, не развивалось бы ни в каком направлении. Не было бы ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов. Жизнь бы просто постепенно остановилась. Используя воображение, ребенок играет в маму, папу, изображает любимых героев сказок, конструирует и рисует. Его воображение, как правило, основано на синтезе уже имеющихся знаний и представлений. А нам, взрослым, нужно вести малыша к творческому воображению, то есть до такого уровня, при котором создаются совершенно новые образы, рисунки, конструкции. Это возможно сделать с помощью игр, упражнений.

Раскроем такой вопрос: «С  какого возраста можно начинать знакомство с элементами ТРИЗ?» После анализа многих исследований можно сделать вывод: уровень фантазии, творческого воображения пятилеток соответствует этому показателю у восьмиклассников. Разница лишь в том, что пятилеткам, этим «вулканчикам» энергии в постижении мира, не хватает знаний. У малышей это все естественно происходит: они хотят есть, пить, спать, играть, думать. Поэтому ТРИЗ и пришел в детский сад. Исследования педагогов и психологов показали, что развитие творческого воображения ребенка, его фантазии достигают наивысшего уровня развития в возрасте 3-6 лет. Поэтому учить творчеству нужно с детства, потому, что учить малыша легче, чем переучивать. А обучение лучше проводить в игровой форме. Перед детьми дошкольного возраста на каждом шагу возникают проблемы и противоречия. И нужно помочь им решать их. Когда и где ребенок учится решать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. Умение найти и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформулировать мышления, но и активно защищать свои позиции, грамотно и правильно решать проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии. Если он в детстве придумает, к примеру, как спасти Колобка из сказки, то через десяток лет и для себя найдет выход в сложной ситуации. И вообще, хотелось бы сразу подчеркнуть, что в наших рассуждениях, как, впрочем, и для детей в их жизни, любые игрушки, Колобки, Кощеи, Волки и другие символы вовсе не являются мертвыми. Это, скорее всего, живое воплощение, отражение понятий Добра и Зла, мудрости и лукавства, с помощью которых и через которые мы и наши дети проявляем себя как личности.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности  познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Одна из современных зарубежных концепций одаренности детей - модель Дж. Гилфорда "Структура интеллекта", где он тоже дает классификацию интеллектуальных способностей. В основе одной классификации - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка.

Есть очень древний прием человеческого мышления - МСиП (метод проб и ошибок). С этого метода и начали дети - герои и авторы новой книги о Колобке. "А что если ..." эта фраза звучит в попытках дошкольников помочь Колобку. Поняв, что можно высказывать любые, даже самые невообразимые предположения, фантазируют вовсю.

1.3. Воспитание познавательных и творческих способностей детей средствами ТРИЗ.

  В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, Н. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Методы и приемы развития творческой личности. Технология ТРИЗ для дошкольников с технологией коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Она имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия, и которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

  Выявление и разрешение противоречий- ключ к творческому мышлению. Множество их происходит в окружающей жизни, потому что везде, где необходимо что-то усовершенствовать, улучшить, приходится иметь дело с противоречиями.

  Дети дошкольного возраста проявляют такие противоречия, работая над игровыми и сказочными задачами, которые превращаются в увлекательную поисковую, аналитическую деятельность.

  Методы, которые применяют в технологии ТРИЗ, развивают такие познавательные и творческие способности детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, анализировать ситуации, предвидеть последствия, строить гипотезы, применять новые идеи и методы решения задач на практике; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новое; творческое воображение, дивергентность мышления (способность предполагать существование нескольких правильных ответов на один вопрос и продуцировать оригинальные творческие идеи), понимание неоднозначности идей, развитая интуиция и др.

 Метод фокальных объектов (МФО). Суть его состоит в перенесении свойств одного предмета на другой. Фокальным называют объекты, находящиеся в фокусе, в центре внимания. Пользуясь этим методом, ставят следующие задачи:

1. Придумать что-то новое, видоизменяя или совершенствуя реальный объект.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить полученные ранее знания, рассматривая предмет в непривычном ракурсе.

3. Составить рассказ или сказку об объекте, который рассматривается, используя найденные признаки (полностью или частично).

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

5. Разработать новый вид занятия, прогулки, подвижной игры, выбрав словосочетание, которое больше всего нравится или соответствует цели. Словосочетание подбирают неожиданные. Разрабатывая новый вид деятельности, необходимо четко определить, что именно обсуждается —

форма или содержание.

Используя метод фокальных объектов, следует придерживаться такого алгоритма работы:

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, невольно выбрать другой предмет (несколько предметов), который не касается фокального слова.

2. Для выбора другого предмета (нескольких предметов) детям предлагают картинки, игрушки, яркие предметы.

3. Дать 5-10 определений выбранного предмета (Какой он (она, оно, они)?).

4. Отобранные признаки прикладывают к слову в фокусе; полученные словосочетания рассматривают.

5. Когда нужное или интересное словосочетание найдено, предоставить фокальному слову соответствующих качеств.

Нестандартному мышлению, принятию нешаблонно решений больше всего мешает психологическая инерция, свойственная почти всем взрослым, которую они стараются привить и детям.

Метод синектики. Его создателем является американский психолог Уильям Джеймс Гордон. Заключается этот метод в создании группы людей различных специальностей для поиска творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Такие группы называют синектичними. Синектика была разработана в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. на основе применения метода групповой генерации идей (мозгового штурма).

В процессе творчества В.-Дж. Гордон выделял два его вида:

1) внеоперационное (неуправляемый), основой которого является интуиция, вдохновение;

2) операционный (управляемый), основывается на использовании различных аналогий.

 Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное — увидеть в новой, непривычной ситуации, проблеме нечто знакомое, то есть такое, что решается известными способами. А, как известно, целенаправленное применение аналогий существенно повышает эффективность творческого мышления. По своей сути аналогии могут быть прямыми, фантастическими, емпатійними (основанными на понимании эмоций, психических состояний другого).

1. Прямая аналогия. Она означает сходство объектов различных отраслей за определенными свойствами или отношениями. В основном ее определяют по следующим критериям:

— аналогия по форме. Используется, когда аналог предмета, который рассматривается, содержит те же признаки, что и оригинал, или когда вновь созданный объект внешне напоминает любой другой (книга — дверь, плитка шоколада, кирпич и тому подобное);

— компонентная (структурная) аналогия. Устанавливается по сходству элементов (компонентов) объекта. Определив его примерную структуру, необходимо найти объект с аналогичной структурой (снег — мороженое; вата — облако; пена — сладкая вата);

—функциональная аналогия. Определив функции объекта, отыскивают объект, которому присущи эти или аналогичные функции. Как правило, ищут в противоположных областях, например в технике и природе (машина — лошадь, муравей, ослик, сороконожка, поезд; ветер — пылесос, вентилятор);

— аналогия по цвету. Подбираются объекты одного цвета и оттенка. Например, солнце — одуванчик, банан, лимон;

— аналогия с ситуацией и состоянием явлений и предметов. Например, тихий час — закат, свеча, догорает;

 аналогия по свойствам, которые требуют ответа на вопрос «Который (которая, которое, которые)?». Например,воздушный шарик?) — резиновая: галоши, купальная шапочка;

— комплексная аналогия. Предусматривает одновременное использование различных видов прямой аналогии.

 На комбинировании различных видов прямой аналогии основывается метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются как перечень слов (это могут быть отдельные части речи, а также сочетания слов), начиная с основного слова. Каждая новая ассоциация отыскивается не по первому, а по последнему слову. Например, дети — много — орут — бегают — ноябрь — прогулка — дождь — зонт — лужи — дети. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, которым началась гирлянда. Каждый находит аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению. Этот метод дает возможность узнать, что больше всего понравилось или запомнилось детям на празднике, прогулке, экскурсии, в выходной день и прочее. Эффективен он во время индивидуальной игры с детьми или в небольшой группе, поскольку они склонны подражать высказывания товарищей, отвлекая внимание от своих ассоциаций.

2. Фантастическая аналогия. К ней прибегают, когда при решении разного рода задач и закреплении знаний необходимо отказаться от стереотипов, преодолеть психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Эта аналогия способна любое действие перенести в сказку и использовать для решения определенной задачи волшебство, фантастических и сказочных героев, то есть представить, как бы решили эту проблему они.

Используют фантастические (нереальные) аналогии при составлении творческих рассказов, сказок с новыми героями и необычными приключениями. Увлекшись ими, дети высказывают необычные идеи, описывая сказочный детсад или школу, фантастические прогулки, экскурсии, выходные, праздники и тому подобное. Они интуитивно передают свои потаенные мысли и желания. Обучение нового дела или закрепления определенных навыков происходит продуктивнее, если рабочую ситуацию перенести в сказку.

3. Эмпатийная аналогия. В ее основу положен принцип отождествления себя с объектом, который рассматривается. Решая задачу, ребенок вживается в образ объекта, пытается по-своему пережить его ощущения. Например, ребенку предлагают: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки?» или «Представь, что ты муравей. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь кушать?»

Формированию умения ставить себя на место другого, чувствовать его настроение, чувства, заботы способствуют специальные упражнения, например с использованием элементов костюма. Дети самостоятельно выбирают роли: домашних животных, иг-рашок, посуды, растений и тому подобное. Во время такого описания они выполняют характерные движения, а затем рассказывают, кто они (какую роль выполняют) и что при этом чувствуют.

Воспроизводя определенный образ, ребенок незаметно для себя раскрывает характер, свои потаенные желания, мечты, отношение к окружающему миру.

Раздел 2. Педагогические направления использования ТРИЗ в учебном процессе дошкольного учреждения.

2.1. Развитие детской речи средствами ТРИЗ.

Жизнь человека - это книга! А дошкольный возраст - яркая неповторимая глава в жизни каждого ребенка. Эту главу помогает прочесть ему: волшебник, сказочник, "творец детских душ" - воспитатель.

Ежегодно, вглядываясь в глаза своим питомцам, я вижу индивидуальный жизненный сюжет, автором которого является ребенок. Он растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И задача нас воспитателей, заключается в том, чтобы ребенок, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ведь речь лежит в основе всех воспитательно-учебных дисциплин, она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие, он является основным средством общения людей между собой.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, очень содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.

Но на практике убеждаешься в том, что дети дошкольного возраста говорят не всегда красиво и правильно. В их речи полностью отсутствуют наречия, прилагательные, причастия. Ведь они не могут логично,   передать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

И сегодня, я постараюсь доказать, что ребенка дошкольного возраста научить правильной, красивой речи, это очень легко, интересно. Очень хочется вспомнить слова грузинского педагога и психолога Ш.Амонашвили: "Дети действительно стремятся к выявлению своих способностей. Они не хотят, чтобы их заставляли учиться". Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: "А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру". И здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место в жизни ребенка занимает игра.

Вот уже два года я практикую в своей работе методику развития речи с использованием технологии ТРИЗ. Все занятия я нахожу из различных современных учебных источников и провожу в форме игр. По своему опыту могу вам сказать, что весь материал дошкольники усваивают прекрасно, им это очень нравится. Во время игры-занятия дети, сами того не подозревая, шаг за шагом входят в новый мир слов, словосочетаний, предложений, небольших, а впоследствии и объемных произведений.

Программа по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в моей практике строится на расширении представлений детей о предметном мире и ознакомлении их с природой.

Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Расширяя представления детей о природе, мы воспитываем у них гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаем задачи развития речи.

На занятиях я учу детей:

- осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия;

- сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия;

- самостоятельно применять знания о природе при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;

- сложно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

К концу второго года обучения дети должны овладели многими языковыми умениями. Они начали самостоятельно (с небольшой помощью) придумывать сказки и рассказы, не повторяя рассказы других. Проявляют инициативу в общении - делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы полными предложениями, аргументируют ответы. Дети старшей возрастной группы приобретают богатый словарный запас.

Как утверждают и доказывают известные педагоги, что способности детей, в том числе и языковые, находятся на кончиках их пальцев. Так в своей работе я постоянно использую пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, потому что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистей рук. Основной принцип проведения этих упражнений - взаимосвязь речи и движений. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь его становится более четкой, ритмичной, яркой. Усиливается память, потому что он учится запоминать определенные положения рук и последовательность. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В играх-занятиях с детьми для обогащения словарного запаса нет другого пути, кроме опыта и наблюдения.

В моем опыте работы подобрана огромное количество упражнений, цель которых - расширение лексического запаса и речевых навыков детей. Я не буду их всех перечислять, назову лишь некоторые:

1. Подбор эпитетов к предмету.

2. Узнавание предмета по эпитетах.

3. Подбор к предмету действий и наоборот.

4. Добавление детьми пропущенных слов по смыслу.

5. Составление предложений с определенным или словом по схеме.

6. Игры «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Что сначала, что потом» и т.д.

Очень моим малышам нравятся игры на отгадывание предмета по схемах. Здесь они учатся не только мыслить, но составляют небольшой описательный рассказ.

Технология ТРИЗ предусматривает также формирование связной речи. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Малыши с помощью отдельных упражнений, которые добавляет воспитатель, начинают вести диалог. Сначала ребенок отвечает на вопросы отдельными фразами, а заодно многословными предложениями. ТРИЗ такая технология, которая побуждает дошкольников самим ставить, а потом и самим отвечать на вопросы, то есть вести диалог.

Развитие монологической речи ТРИЗ предусматривает:

• Обучение детей пересказу текстов;

• Овладение разными видами рассказа (описанием, сообщением, рассуждением);

• Формирование качеств самостоятельного связного высказывания: целостности, содержательности, логической последовательности, образности.

 Задачи развития связной речи занимает главное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учебном заведении. Обучение связной речи является одновременно и целью, и средством практического овладения языком. Связную речь имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, оно положительно влияет на формирование таких ее важных личностных качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность,  компетентность. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто ее окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества.

2.2. Методика организации учебно-воспитательной работы в детском саду на основе ТРИЗ.

   ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр - поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а правила игр дают пути этой работы. Развито диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулировка и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх "Наоборот", "Плохо", "Письмо SOS", с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны

"ТРИЗ". Формирования системно-диалектического способа мышления идет через игры, спрятанные на "Волшебной лесенке", путешествия по структуре, функции, времени. В игре "Маленькие человечки" дети учатся моделировать процессы, происходящие в окружающем мире как структурные, так и функциональные. Это позволяет понять физическое состояние вещества, фазовые переходы, взаимодействия. Дети составляют каталог ресурсов, путешествуя вместе с Гномами по стране Ресурсов и играя в "Машу-растеряшу". Через игру "Теремок" - выделяют общие и различные признаки путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В игре "Волшебный ящик" дети учатся придумывать "собирать" новые объекты, наделять их функциями, создавать "портреты", давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира. Игра "Да-нетка" помогает классифицировать, работать по алгоритму.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью "Волшебного треугольника". Составляют структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово), алгоритма, что развивает творческий стиль мышления; "переделывают сказки", используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ и РТУ. Решая задачи в игре "Помоги сказке", дети учатся формулировать сказочные противоречия. Составляют загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Составляют "заворожки" - сказки, что позволяет проанализировать структуру. Работая по алгоритму, дети учатся составлять метафоры, рифмованные тексты. Знакомясь с Колобком (Книга Из.Г. и М.Н.Шустерман "Новые приключения Колобка"), спасая его, решая вместе с ним проблемы, дети на практике применяют науку - ТРИЗ .

На занятиях по обучению грамоте и развитию связной речи дети составляют рассказы, путешествуя по 5-ти экранах, придумывают события, предшествующие изображенным и уйдут; составляют связный рассказ, знакомятся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам "Волшебной лесенки", узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре "На что похоже?". Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

На занятиях по изобразительной деятельности дети создают работы на различных уровнях схемы талантливого мышления, фантазируют, представляют образы, которых нет в реальной жизни, делают "записи" своих изобретений.

На занятиях по математике, используя Программу М.Н.Шустермана, дети знакомятся с динамикой развития элементов математики: числом, формой, ориентацией в пространстве, временем.

Изобретение - это всегда решение противоречия, найденного в задаче. Через "Письмо SOS" на занятиях кружка Мастерской изобретений, Гномы Противоречия помогают детям решать задачи по биологии и экологии, используя основные понятия ТРИЗ : модель, противоречие, приемы решения противоречий.

На занятиях по физическому воспитанию дети учатся придумывать новые подвижные игры, используя игру "Волшебный ящик". Игры с Ресурсами помогают увидеть и почувствовать свои возможности, метод эмпатии - вживаться в образ, решать противоречия при выборе ведущего, места для игры, способа выполнения задания. Понимают необходимость последовательности выполнения ОВД, рассмотрев его на "Волшебной лесенке".

На музыкальных занятиях продолжается знакомство со своими ресурсами в передаче образа какого-нибудь персонажа, явления. Через "Волшебную лесенку" постигают основы мелодии, танца, песни, знакомятся с прошлым, историей культуры. "Заглядывая" в будущее, дети учатся прогнозировать, выявляя закономерности развития.

Выводы

На основе исследований, которые проводились в течение 2-х лет можно сделать следующие выводы:

1. ТРИЗ эффективно стимулирует активность, самостоятельность, любознательность дошкольников.

2. ТРИЗ способствует всестороннему развитию личностных способностей каждого ребенка, а именно:

а) творческих;

б) познавательных;

в) изобретательских;

г) умственных;

д) коммуникативных;

есть) лингвистических;

ж) логико-математических.

3. Средствами ТРИЗ выявлено, что развивается способность каждого ребенка к оценке внутренне-личных возможностей:

a) Проявляют независимость и силу волю;

б) реально оценивают свои сильные и слабые черты;

в) четко выражают свое мнение;

г) с удовольствием учатся;

д) учатся на собственных ошибках.

Так как в дошкольном возрасте доминирует игровая деятельность, а вся технология ТРИЗ построена на игре и наглядно-образному мышлению, можно уверенно утверждать, что дошкольники психологически готовы к обучению по ТРИЗ.

Ребенок развивается, и следовательно развиваются, а порой видоизменяются его способности. Поэтому,  нужна деликатное, трепетное, постоянное внимание и понимание, которые помогут малышу ярче, полнее и многограннее проявить себя в обществе.

Вывод

Оптимизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить интерес к занятиям и к самому процессу мышления, позволяют приемы и технологии ТРИЗ. Эти приемы и технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют активному усвоению материала, более активной позиции по отношению у учебе, а это и есть мотивация обучения.

Совершенствование системного мышления, логического мышления с помощью различных упражнений и игр делает занятия для детей более привлекательными и увлекает их в мир творчества.  

Как показал мой опыт работы с этими приемами детям они вполне по силам, даже в коррекционных группах, дают положительный заряд эмоций на занятии, что соответственно повышает их мотивацию к обучению вообще, и в том числе предлагаемых тем. На занятиях скуке дается бой. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука. 1986

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск. 1986.

3. Амонашвили Ш. А. В добрый путь, ребята! // Ш.А. Амонашвили. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации. — М., 1991. Антология гуманной педагогики: Селестен Френе. — М., 1997.

5. Басова Т. ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. -1995.-№ 6.-С. 12-13.

6. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.: Просвещение, 1991.

7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М, 1989.

8. Библер В. С. Мышление как творчество. — М., 1977.

9. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. — М.,

10. Богат В. Л. 0 системном подходе на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 11.

11. Богат В. О системном подходе на занятиях по ТРИЗ // До-школьное воспитание. - 1996.-№ 11.- с. 15-17.

12. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкольное линводидактика: Теория и методика обучения детей родному языку: Учебник – М.: высшая шк., 2007. – 542 с.

13. Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. педагогика. — 1989. — № 12.

14. Буркова Л. Технологи в освті // Родная школа. — 2001. — № 2.

15. Викентьев И. Л. Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ//Журнал ТРИЗ. -1991. -2.1 (№3).

16. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. — М., 1982. — Т. 2.

17. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. - М.. Знание, 1991.

18. Гын А. А. Некоторые приемы педагогической техники на ТРИЗ-семинарах// Журнал ТРИЗ. - 1992. - № 3,4.

19. Гын А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. - М.: Вита-Пресс, 2002.

20. Гын А. А. Бескровная атака: Технология проведения учебного мозгового штурмам // Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 3: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования - Минск: ПК ООО "ПолиБиг", 1997.

21. Гын А. А. От мышления - к знаниям! // Директор школы. - Киев, 1997. - 4 октября (на украинском языке).

22. Дичкивская 1. Развивающая роль дидактического материала в педагогической системе. М. Монтессори // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4.

23. Дичковская И. Н., Пониманская Т. Ы. Воспитание для жизни: образовательная система М. Монтессори. — М., 1996.

24. Дичковская И. Н. Инновации педагогической  технологи: Учебное пособие. — К.: Академвидав, 2004. — 352 с. (Альма-матер).

25. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка (Как развить умственные и физические способности ребенка) / Пер. с англ. — М., 1996.

26. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка (Как дать ребенку энциклопедические знания. Как обучить ребенка математике. Как научить ребенка читать) / Пэй. с англ. — М.. 1995.

27. Журавлева Л. Ы. Встреча ребенка с Чудом // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С .21-23.

28. Лаборатория педагогики ТРИЗ //Директор школы. - 1997. -№ 12. –

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в занятиях с дошкольниками

(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления  детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе...

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного об...

Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников...