Консультация для педагогов "Межполушарное взаимодействие - основа развития интеллекта"
консультация по теме

Палочкина Елена Витальевна

"Межполушарное взаимодействие - основа развития интеллекта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация для педагогов на тему

«Межполушарное взаимодействие  - основа интеллекта».

Головной мозг -  это самый загадочный орган человека. Развитие головного мозга  начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.  

Мы знаете, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого.  Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и  проходит обмен информацией между двумя полушариями.  В протекании психических функции принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

 Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке, оно работает с числами и цифрами.
Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.

Также известно, что в правое полушарие попадает информация от левой половины тела (то, что мы ощупываем левой рукой, слышим левым ухом и т.д.) и из левого поля зрения. Соответственно, левое полушарие имеет дело с информацией, поступившей через правую половину тела и правое поле зрения.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Понятно, что работа обоих полушарий крайне важна для человека. С рождения у ребёнка оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить работу, как правого, так и левого полушарий. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
Необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

В  результате  выполнения определённых упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обеих полушарий, развиваются межполушарные связи, что и обеспечивает ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и вообще успешное обучение.

  Существуют разнообразные кинезиологические упражнения и движения, которые вызывают большой интерес у детей в любом возрасте. Кинезиология –  это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

 

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя. 

Эти упражнения  не только укрепляют физическое здоровье,  но и  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, они способствуют улучшению памяти, внимания, развитию речи и пространственных представлений, снижению утомляемости и повышению способностей. Такие упражнения полезно выполнять не только детям, но и взрослым в любом возрасте для гармонизации мыслительной деятельности и развития интеллекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Межполушарное взаимодействие – основа развития интеллекта»

Слайд 2

Функции левого и правого полушарий

Слайд 4

Кинезиология (кинезис движение, логос учение) – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Слайд 5

Правила выполнения кинезиологических упражнений. Проводить ежедневно Длительность выполнения зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей С раннего возраста играть в пальчиковые игры Разучиваются игры от простого к сложному При затруднении помогать ребёнку командами (вслух или про себя) Упражнения выполняются сначала со взрослым, затем самостоятельно Сначала правой, потом левой рукой, потом двумя руками

Слайд 6

Значение кинезиологических упражнений Укрепление физического здоровья Улучшение памяти, внимания Развитие речи и пространственных представлений Снижение утомляемости и повышение способностей Развитие межполушарного взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника».

Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....

Консультация для педагогов "Теоретические основы развития театрализованной деятельности в ДОУ"

Консультация для педагогов "Теоретические основы развития театрализованной деятельности в ДОУ"...

Консультация "Межполушарное взаимодействие - основа интеллекта"

Консультация "Межполушарное взаимодействие - основа интеллекта" - 1 что такое межполушарное взаимодействие2 для чего необходимо его развивать3 кинезиологические упражнения...

Развитие межполушарного взаимодействия, как основа развития интеллекта и физического развития детей

Мозг,  хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де Монтень...

Консультация для педагогов «Игра – основа развития ребенка»

Данная консультация может помочь педагогам организовать сюжетно-ролевые игры в группе, обогащать их и понимать их ценность....

Консультация для родителей "Речь в развитии интеллекта"

В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется...