Развитие экспериментирования через организацию позновательно-исследовательской деятельности дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.04.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие экспериментирования через организацию

познавательно – исследовательской

деятельности дошкольников»

Шершнёва Наталья Валерьевна,

воспитатель,

ГБДОУ детского сада №23

комбинированного вида

Московского района

Санкт – Петербурга

2018г.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети по природе своей исследователи.

Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

        Главным достоинством метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчёт об увиденном, формируют выводы. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

Наблюдая за детьми в процессе экспериментальной деятельности приходим к выводу: если ребёнку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом – освоить крепление деталей, сооружение простейших построек, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребёнок имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним – единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески.

        В нашем детском саду, работая по экологическому направлению, воспитываем у детей гуманную социально – активную, творческую личность способную понимать и любить окружающий мир, природу. Формируются системы элементарных научно – экологических знаний. Развивается познавательный интерес к окружающему миру и желание сохранять, оберегать природу. Активное использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Ещё одно из направлений детской экспериментальной деятельности это опыты. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

        Например: в ходе реализации образовательного проекта «Царица - водица» при знакомстве со свойствами воды проводили с детьми опыт: "Имеет ли вода запах?", "Какого цвета вода?", "Может ли вода иметь какую то форму?", "Может ли вода быть твёрдой?". В ходе этого опыта дети узнали, что вода без запаха, без цвета, форму принимает (в различных сосудах) и т.д. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее спланированы взрослым, но через опыт, эксперимент приходя к самостоятельному выводу. Это можно проследить в ходе итогового мероприятия развлечение «Волшебная вода» по проекту «Царица - водица». Дети показали свои знания: называли все свойства воды, показывая опыты с водой родителям.

 Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из:

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности:

Например: мы с прогулки принесли ветки смородины и ветки берёзы. Поставили их в вазу с водой на окно, пару веток поставили в вазу без воды. А остальные поставили в вазу с водой, но в тёмное место. Каждый день наблюдали изменения и обратили внимание, что набухают почки и на ветках смородины, и на ветках берёзы в вазе на окне. Затем появились листочки, и дети заметили, что у смородины и берёзы листья разные. В вазе без воды ветки засохли, почки не набухли. В тёмном месте почки набухали дольше.  В процессе наблюдений дети сделали вывод о роли света, тепла и влаги в жизни растений. 

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы акцентируем своё внимание на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так);

5. ситуация выбора.

Организационный момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком. (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Например: познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что, если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

        Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной образовательной деятельности переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома: мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т.д.  Воспитатели родителям на собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Список использованной литературы.

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом.

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004.

5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация позновательно - исследовательской деятельности дошкольников с бумагой

Развитие позновательных способностей дкетей в процессе совместной исследовательской деятельности,практических опытов с бумагой....

Предметно - пространственная среда для организации позновательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста

Предметно - пространственная среда для оргонизации позновательно -  исследовательской деятельности в группе раннего возраста....

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...

Консультация для педагогов "Художественно - эстетическое развитие детей через организацию самостоятельной творческой деятельности"

Материал знакоит воспитателей стем, что является источниками самостоятельности детей. Это  впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, разли...