Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.
презентация на тему

Куликовская Евгения Александровна

Научить ребёнка быть счастливым нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым можно.

              А. Макаренко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tipy_semeynogo_vospitaniya.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье

Слайд 2

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко

Слайд 3

1. Авторитарный: Высокий уровень контроля; Неукоснительное выполнение родительских требований; Отношения холодные, отстранённые. 3. Либеральный: Низкий уровень контроля; Отношения тёплые; Открыты для общения. 2. Авторитетный: Высокий уровень контроля; Признание и поощрение растущий автономии своих детей; Отношения тёплые. 4. Индифферентный: Низкий уровень контроля; Холодные отношения; Закрыты для общения. Стили родительского поведения:

Слайд 4

1. Авторитарный: Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны. 3. Либеральный: Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны. 2. Авторитетный: Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль. 4. Индифферентный: Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению. Черты характера ребёнка определяемые стилем родительского поведения:

Слайд 5

Если Вы авторитарный родитель: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой очень неуютно под вашим контролем. Если Вы либеральный родитель: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Если Вы авторитетный родитель: Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Если Вы индифферентный родитель: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Слайд 6

Гиперпротекция потворствующая, доминирующая Гипопротекция потворствующая, доминирующая Повышенная моральная ответственность Эмоциональное отвержение Жестокое отношение Воспитание в культе болезни Противоречивое воспитание Типы неадекватного поведения родителей по определению психологов

Слайд 7

Гиперпротекция потворствующая: Ребёнок – кумир семьи Ребёнок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются. Нет ограничений режима, дисциплины, понятия «нельзя». Влияние на развитие ребёнка Черты характера Он не приучился понимать интересы других; ждать своей очереди; не переносит малейшего лишения; агрессивно воспринимает любые преграды; он расторможен и неуступчив. Со сверстниками терпит неудачу, его не хотят признать кумиром. Манерность Эгоистичность Склонность всегда и во всем обвинять других Истеричность Упрямство Способы поведения с ребёнком

Слайд 8

Гиперпротекция доминирующая: Ребёнок – робот Влияние на развитие ребёнка Черты характера Ребенок живет как робот, автоматически для него всё только белое и черное; эмоционально сдержан; сориентирован на то, что скажут или подумают, как оценят его поступки другие; у него развивается неуверенность в себе; предпочитает проводить время не дома. Безынициативность Безответственность Нерешительность Неуверенность в себе и своих силах Замкнутость Пассивность Подчиненность Зависимость Способы поведения с ребёнком Чрезмерная опека, мелочный контроль, непрерывные ограничения и запреты. Ребёнок ограничен в самостоятельности, ему предписан определённый образ действий, за малейшие нарушения которого применяются санкции.

Слайд 9

Гипопротекция потворствующая: Влияние на развитие ребёнка Черты характера Способы поведения с ребёнком Ребёнок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, не интересуются делами ребёнка, не критичны к нарушениям в поведении ребёнка. Они заняты собой. У ребёнка формируются невротические расстройства. Формируется девиантное поведение, жажда мщения, хитрость, зарождается склонность к правонарушениям. Завистливость Злобность Хитрость Лживость Мстительность

Слайд 10

Гипопротекция доминирующая: воспитание «от случая к случаю» Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Раздражительность Обидчивость Равнодушность Капризность Замкнутость Способы поведения с ребёнком Родители формально относятся к воспитанию, временами вспоминая, что у них есть ребёнок. Воспитание не идёт дальше «правильных» слов. Провозгласив требования, родители тут же забывают о них. Не выполняют угрозы наказаний и обещания поощрений… Дети хорошо чувствуют и переживают формальное отношение к воспитанию. Ребёнок ощущает себя ненужным, нелюбимым. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Со временем начинает ощущать себя неполноценным.

Слайд 11

Повышенная моральная ответственность: Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Мнительность Лживость Замкнутость Способы поведения с ребёнком К ребёнку предъявляются повышенные требования с пониженным вниманием к его потребностям. Даётся установка на самопожертвование. На ребёнка возлагаются непосильные и Несоответствующие возрасту обязанности. Ребёнок эмоционально уплощен, не умеет вписываться в любую жизненную ситуацию, не по возрасту серьёзен, всё время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Очень часто у таких детей развиваются неврозы.

Слайд 12

Эмоциональное отвержение: воспитание по типу «Золушки» Влияние на развитие ребёнка Черты характера Эгоистичность Лживость Склонность всегда и во всем обвинять других Неуверенность в себе Пассивность Апатичность Способы поведения с ребёнком Родители открыто демонстрируют негативные эмоции по отношению к ребёнку, он помеха для родителей, с ним избегают контактов, его всё время ругают, либо не обращают внимания. Родители устраняются от воспитания. В ребёнке рождается страх, который приводит к неприятию родителей и порождает чувство протеста, с потерей самоконтроля. Он становится равнодушным к другим. Ребенок ищет компанию и утешение вне семьи.

Слайд 13

Воспитание в культе болезни Влияние на развитие ребёнка Черты характера Способы поведения с ребёнком Родители фиксируют внимание на любом недуге, на недомогании, формируют образ «больного», проявляют острую заботу о ребёнке, «трясутся» над ним, предупреждая все его желания Эгоцентризм Приспособленчество Слабоволие Изнеженность Ребёнок воспринимает всякую болезнь как привилегию, дающею ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Приученный к сочувствию и состраданию, не привыкает ничем жертвовать, как правило вырастает приспособленцем или подхалимом.

Слайд 14

Жестокое обращение Влияние на развитие ребёнка Черты характера Способы поведения с ребёнком Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребёнка, морально унижают, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Ему диктуют, приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Жестокость Зависимость Агрессивность Черствость Страх заставляет его смирится, страх правит действиями и поступками. Не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

Слайд 15

Противоречивое воспитание Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Неуверенность Лживость Неустойчивая низкая самооценка Способы поведения с ребёнком Несогласованность воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и не адекватных, или проявление непоследовательности в отношениях с ребёнком, необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию Пагубно влияет на психику ребёнка, он всегда находится в крайне напряженном состоянии. У ребёнка нет понятия единства требований, наказаний, он не знает как поступить в той или другой ситуации. В результате он начинает приспосабливаться, манипулировать взрослыми и сверстниками.

Слайд 16

Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.). Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Помогать ребенку научиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение. Рекомендации психолога

Слайд 17

Для полноценного роста и развития маленького человека нужно очень многое, но это многое можно выразить в двух словах: Любовь и Признание . Успехов Вам в воспитании! Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

Слайд 18

? ? ? Памятка для родителей Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей . Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы семейного воспитания

Развитие ребенка напрямую зависит от его семьи, от каждодневного общения малыша с его близкими людьми. Семьи бывают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребенком; конфликтные и благо...

Проблемы тактильного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками из семей с различными типами семейного воспитания

Семья является первым социальным окружением для ребенка и от того, какой фундамент она заложит в личность ребенка, будет зависеть как пойдет дальнейшее развитие. Одним из наиболее важных факторов в во...

Консультация для родителей "Типы семейного воспитания"

Дано краткое описание типов семейного воспитания, которые являются значительным фактором становления "Я" в детском возрасте, определяют развитие ребенка. Материал может быть использован для псих...

Типы семейного воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отн...

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....

Типы семейного воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отн...