Конспект НОД в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Кама и её обитатели»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Olga1209

Конспект  НОД  в старшей группе детей с ЗПР на тему:                                          «Кама и её обитатели»

Цель: Формирование представлений о рыбах на примере речных рыб.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб, выделять признаки различия и сходства между рыбками.

- совершенствовать диалоговую речь, грамматический строй речи, согласовывать имена существительные с числительными

- пополнить активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение,  умение анализировать.)

Воспитательные:

- воспитывать навыки правильного поведения в природе, интерес к окружающему миру,  коммуникативные качества.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, голубая ткань, палочка с голубой ленточкой, презентация «Кама и её обитатели», микрофон;

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах,   рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

« По щучьему велению», « Лисичка сестричка и серый волк». Дидактические игры: « Сложи рыбку», « Что есть у рыбки»;

                                                     Ход НОД

1 часть (организационный момент)                                                                                                   

Воспитатель  предлагает детям поиграть в игру с волной. Детям предлагается встать и подойти к «берегу реки» (к разложенной на полу голубой ткани) Встав в ряд, дети наблюдают, как воспитатель  изображает волну с помощью длинной ленты на палочке. Как только « волна начинает накатыватьна берег реки» (воспитатель двигается к детям), дети отбегают. 

« Волна откатывается» (воспитатель отходит), и дети снова подбегают к «берегу реки»

2 часть (основная)

Воспитатель:   Дети мы с вами поиграли с волнами реки, на берегу которой стоит наш город.

Кто знает название реки?  (ответы детей)   Правильно Кама

( Слайд №1)

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать  обитателей нашей реки Камы. (Ответы детей)

Хорошо, но для этого нужно разгадать загадки.

 Загадывает загадки:

1.Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

2.Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

 3.У родителей и деток

 Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (ответы детей о рыбах).

( Слайд №2)

Воспитатель:  Правильно сегодня мы поговорим о рыбах, которые обитают в нашей реке  Каме.  Сейчас я предлагаю вам вспомнить внешний вид всех рыб

(Слайд № 3) (рассматривают внешний вид на слайде)

Чем дышат рыбы?

Рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети:  У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель:   Чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Правильно. Для чего нужна чешуя рыбам?  Она защищает туловище рыб от повреждений. Чешуя похожа на что? (монетки)

Воспитатель:   А  кто- то знает, как рыбы размножаются? (икринками)

( Слайд №4) Обговаривают слайд.

Воспитатель:  А чем же питаются рыбы?

(Слайд № 5) Обговаривают слайд.

Воспитатель:  Чтобы узнать, какие рыбы живут в нашей реке Каме, я предлагаю вам пойти на рыбалку. Согласны?  Для этого нам нужно снарядиться.  Надеваем сапоги, шляпу.  Для чего нам нужна шляпа? (ответы детей) Берём ведро, удочку, коробочку с червячками (дети имитируют движения) Готовы?

(Слайд № 6)

Воспитатель:  Предлагаю вам сесть на берег.  Сначала нужно что сделать, правильно  насадить червячка. Закидываем удочки (имитация движений)

Ждем, какая же рыбка клюнет. Нужно сидеть тихо, чтобы не спугнуть рыбку.

Так дети « ловят» рыб, «ловля» сопровождается слайдами с характеристикой рыб  (Слайд №7, №8) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  Я думаю, рыбаки засиделись пора и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру.

Коммуникативная игра «Рыбки»

Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет « ловить рыбку», и под слова играют в « ладушки». То, хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.

Рыбки плавают, резвятся,

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают, ты попробуй их поймать. Рыбка,  плыви! ( Дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо – влево.)

Скорее лови!

На последнее слово игрок, который должен « ловить рыбку», старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» второй играющий.

Воспитатель:   Отдохнули? Рыбачим дальше, какая же ещё нам рыбка попадётся. (Слайд № 9, №10) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  Передохнём ещё, предлагаю поиграть в игру. Речевая игра

« Кто больше назовёт действий» (имитируют действия)

- Что делает рыбка? ( Плавает, ныряет, выныривает, смотрит, клюёт, попадается на крючок, охотится, плещется.)

- Что делает рыбак? ( Копает червей, вытаскивает рыбу, ловит, ждёт, варит и т.д.)

Воспитатель:   Продолжаем рыбалку.

 ( Слайд №11,  №12,  №13) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  А теперь предлагаю поиграть в игру, встаём в кружок. «Подбери похожее словечко»  Подбираем похожие слова к  слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель:  Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….? (ответы детей) А вот щука наварила щей, посмотрите. (Слайд № 14) давайте вместе со мной проговорим (проговаривают текст)

Воспитатель:   Дети мы сегодня с вами кем были (рыбаками)

Чем ловили рыбу?  (удочками)  А чем можно ещё поймать рыбу? (ответы детей)

Воспитатель:   Люди ловили рыбу сетью и выловили. Давайте посмотрим что (слайд №15) Обговаривают слайд.

Но посмотрите, разве это рыбы? (дети видят банки, пакеты, бумагу)

Как можно назвать, одним словом, что они выловили? Правильно мусор

Хорошо ли живется речным обитателям среди  мусора?  Что нужно делать, чтобы река стала чистая? (ответы детей). И что с ним делать дальше? Может быть проще бросить его обратно в Каму? (нужно бросить его в мусорный бак)  Какое правило существует, если пришёл на реку? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята понравилась вам рыбалка? А сейчас я предлагаю отправиться нам обратно в группу. И так мы в группе. Снимаем своё снаряжение.  Убираем ведёрки и удочки (имитация) и встаём в кружок. Мне бы хотелось узнать запомнили ли вы название рыб и сможете ли их отличить.

Для этого я приготовила загадки.

1.На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом).

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех глотала, всех пугала,

А теперь в уху попала. (Щука).

3.Есть в речке демон из шипов,

С защитой от щучьих клыков.

Он весь в колючках, не тревожь...

Как зовут эту рыбку? ...(Ёрш)

4. В пруду или озере, больше нигде.

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась,

Вот именно там обитает …(Карась).

5.Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)  Молодцы! А теперь предлагаю поиграть в игру, для этого у меня есть микрофон.

3 часть. Заключительная (рефлексия)

Игра « Микрофон»

- Как называется человек, который ловит рыбу? ( Рыболов).

- Из каких двух слов оно образовалось? ( Рыба, ловить).

-Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).

- Какая рыба в нашей реке  хищная? (щука, сом).

- Как называются детёныши рыб? (мальки).

- Из чего они выводятся? (из икринок).

- Чем покрыта кожа рыбы? (чешуей)

- Зачем человек ловит рыбу? Что можно из неё приготовить? (пожарить, посолить, приготовить уху и т.д.).

 Воспитатель: Сейчас предлагаю сосчитать, сколько рыбок мы поймали (называет цифру, дети добавляют слово рыбка)

Игра « Посчитай»

Игра:  «Чей,   чья,  чьи?»

Воспитатель:  Называем рыб, которые водятся в Каме

это чья голова? – это  голова щуки.

это чье туловище? – это  туловище сома.

это чьи плавники? – это  плавники леща.

это чей хвост? – это хвост окуня.

это чья “чешуя”? – это  “чешуя” карася.

это чей глаз? – это  глаз стерляди.

Воспитатель: Надеюсь, вы расскажите  родителям о нашей рыбалке  и всё что вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Используемые материалы: «Ознакомление с окружающим миром»

И. Морозова. М.А.Пушкарева  «Мозаика – синтез» 2011г,  «1000 загадок» Полиграфиздат 2011г, Т.А.Шорыгина « Рыбы какие они», Ю.В.Полякевич,,Г.Н. Осинкина « Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет»

«Учитель» «2010 г, Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Республиканский фестиваль педагогического мастерства

«Мозаика творческих идей»

Конспект  НОД  в старшей группе детей с ЗПР на тему:                                          «Кама и её обитатели»

                                                                       Автор: Глухова Ольга Николаевна

                                                                       Воспитатель МБДОУ д/с № 43.

                                                                       г. Сарапул.              

Цель: Формирование представлений о рыбах на примере речных рыб.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб, выделять признаки различия и сходства между рыбками.

- совершенствовать диалоговую речь, грамматический строй речи, согласовывать имена существительные с числительными

- пополнить активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение,  умение анализировать.)

Воспитательные:

- воспитывать навыки правильного поведения в природе, интерес к окружающему миру,  коммуникативные качества.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, голубая ткань, палочка с голубой ленточкой, презентация «Кама и её обитатели», микрофон;

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах,   рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

« По щучьему велению», « Лисичка сестричка и серый волк». Дидактические игры: « Сложи рыбку», « Что есть у рыбки»;

                                                     Ход НОД

1 часть (организационный момент)                                                                                                    

Воспитатель  предлагает детям поиграть в игру с волной. Детям предлагается встать и подойти к «берегу реки» (к разложенной на полу голубой ткани) Встав в ряд, дети наблюдают, как воспитатель  изображает волну с помощью длинной ленты на палочке. Как только « волна начинает накатыватьна берег реки» (воспитатель двигается к детям), дети отбегают.  

« Волна откатывается» (воспитатель отходит), и дети снова подбегают к «берегу реки»

2 часть (основная)

Воспитатель:   Дети мы с вами поиграли с волнами реки, на берегу которой стоит наш город.

Кто знает название реки?  (ответы детей)   Правильно Кама

( Слайд №1)

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать  обитателей нашей реки Камы. (Ответы детей)

Хорошо, но для этого нужно разгадать загадки.

 Загадывает загадки:

1.Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

2.Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

 3.У родителей и деток

 Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (ответы детей о рыбах).

( Слайд №2)

Воспитатель:  Правильно сегодня мы поговорим о рыбах, которые обитают в нашей реке  Каме.  Сейчас я предлагаю вам вспомнить внешний вид всех рыб

(Слайд № 3) (рассматривают внешний вид на слайде)

Чем дышат рыбы?

Рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети:  У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель:   Чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Правильно. Для чего нужна чешуя рыбам?  Она защищает туловище рыб от повреждений. Чешуя похожа на что? (монетки)

Воспитатель:   А  кто- то знает, как рыбы размножаются? (икринками)

( Слайд №4) Обговаривают слайд.

Воспитатель:  А чем же питаются рыбы?

(Слайд № 5) Обговаривают слайд.

Воспитатель:  Чтобы узнать, какие рыбы живут в нашей реке Каме, я предлагаю вам пойти на рыбалку. Согласны?  Для этого нам нужно снарядиться.  Надеваем сапоги, шляпу.  Для чего нам нужна шляпа? (ответы детей) Берём ведро, удочку, коробочку с червячками (дети имитируют движения) Готовы?

(Слайд № 6)

Воспитатель:  Предлагаю вам сесть на берег.  Сначала нужно что сделать, правильно  насадить червячка. Закидываем удочки (имитация движений)

Ждем, какая же рыбка клюнет. Нужно сидеть тихо, чтобы не спугнуть рыбку.

Так дети « ловят» рыб, «ловля» сопровождается слайдами с характеристикой рыб  (Слайд №7, №8) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  Я думаю, рыбаки засиделись пора и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру.

Коммуникативная игра «Рыбки»

Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет « ловить рыбку», и под слова играют в « ладушки». То, хлопая в ладоши, то ударяя в ладони товарища.

Рыбки плавают, резвятся,

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают, ты попробуй их поймать. Рыбка,  плыви! ( Дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо – влево.)

Скорее лови!

На последнее слово игрок, который должен « ловить рыбку», старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. При повторении игры «ловит рыбку» второй играющий.

Воспитатель:   Отдохнули? Рыбачим дальше, какая же ещё нам рыбка попадётся. (Слайд № 9, №10) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  Передохнём ещё, предлагаю поиграть в игру. Речевая игра

« Кто больше назовёт действий» (имитируют действия)

- Что делает рыбка? ( Плавает, ныряет, выныривает, смотрит, клюёт, попадается на крючок, охотится, плещется.)

- Что делает рыбак? ( Копает червей, вытаскивает рыбу, ловит, ждёт, варит и т.д.)

Воспитатель:   Продолжаем рыбалку.

 ( Слайд №11,  №12,  №13) Обговаривают слайды.

Воспитатель:  А теперь предлагаю поиграть в игру, встаём в кружок. «Подбери похожее словечко»  Подбираем похожие слова к  слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель:  Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….? (ответы детей) А вот щука наварила щей, посмотрите. (Слайд № 14) давайте вместе со мной проговорим (проговаривают текст)

Воспитатель:   Дети мы сегодня с вами кем были (рыбаками)

Чем ловили рыбу?  (удочками)  А чем можно ещё поймать рыбу? (ответы детей)

Воспитатель:   Люди ловили рыбу сетью и выловили. Давайте посмотрим что (слайд №15) Обговаривают слайд.

Но посмотрите, разве это рыбы? (дети видят банки, пакеты, бумагу)

Как можно назвать, одним словом, что они выловили? Правильно мусор

Хорошо ли живется речным обитателям среди  мусора?  Что нужно делать, чтобы река стала чистая? (ответы детей). И что с ним делать дальше? Может быть проще бросить его обратно в Каму? (нужно бросить его в мусорный бак)  Какое правило существует, если пришёл на реку? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята понравилась вам рыбалка? А сейчас я предлагаю отправиться нам обратно в группу. И так мы в группе. Снимаем своё снаряжение.  Убираем ведёрки и удочки (имитация) и встаём в кружок. Мне бы хотелось узнать запомнили ли вы название рыб и сможете ли их отличить.

Для этого я приготовила загадки.

1.На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом).

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех глотала, всех пугала,

А теперь в уху попала. (Щука).

3.Есть в речке демон из шипов,

С защитой от щучьих клыков.

Он весь в колючках, не тревожь...

Как зовут эту рыбку? ...(Ёрш)

4. В пруду или озере, больше нигде.

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась,

Вот именно там обитает …(Карась).

5.Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)  Молодцы! А теперь предлагаю поиграть в игру, для этого у меня есть микрофон.

3 часть. Заключительная (рефлексия)

Игра « Микрофон»

- Как называется человек, который ловит рыбу? ( Рыболов).

- Из каких двух слов оно образовалось? ( Рыба, ловить).

-Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).

- Какая рыба в нашей реке  хищная? (щука, сом).

- Как называются детёныши рыб? (мальки).

- Из чего они выводятся? (из икринок).

- Чем покрыта кожа рыбы? (чешуей)

- Зачем человек ловит рыбу? Что можно из неё приготовить? (пожарить, посолить, приготовить уху и т.д.).

 Воспитатель: Сейчас предлагаю сосчитать, сколько рыбок мы поймали (называет цифру, дети добавляют слово рыбка)

Игра « Посчитай»

Игра:  «Чей,   чья,  чьи?»

Воспитатель:  Называем рыб, которые водятся в Каме

это чья голова? – это  голова щуки.

это чье туловище? – это  туловище сома.

это чьи плавники? – это  плавники леща.

это чей хвост? – это хвост окуня.

это чья “чешуя”? – это  “чешуя” карася.

это чей глаз? – это  глаз стерляди.

Воспитатель: Надеюсь, вы расскажите  родителям о нашей рыбалке  и всё что вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Используемые материалы: «Ознакомление с окружающим миром»

И. Морозова. М.А.Пушкарева  «Мозаика – синтез» 2011г,  «1000 загадок» Полиграфиздат 2011г, Т.А.Шорыгина « Рыбы какие они», Ю.В.Полякевич,,Г.Н. Осинкина « Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет»

«Учитель» «2010 г, Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Развитие речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"

В данном конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и над связной речью по теме "Транспорт"....

Конспект занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия для детей  старшей группы по лексической теме "Зимующие птицы" Это занятие проводилось для детей с общим недоразвитием речи и имело следующие цели:Коррекционно-образовательн...

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОНР по теме "Домашние животные"

Предлагаею Вашему вниманию конспект НОД в старшей группе по лексической теме "Домашние животные". Оснавные цели занятия: закрепление знаний детей о  домашних животных, профилактика отическиой дис...

Конспект комплексного занятия в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Весна пришла!»

                                               Задачи:Закреплять и о...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.

План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»

Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....