Музыкально- игровая деятельность дошкольников в детском саду.
статья на тему

Абубакирова София Гарифовна

Статья рассматривает механизм игры, влияющий на личность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-_igrovaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx15.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Музыкально-игровая деятельность дошкольников в детском саду

Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие способностей ребёнка, формировали художественный вкус и эстетические эмоции, приобщали к прекрасному как в искусстве, так и в окружающейжизни.
Если сравнивать художественную и игровую деятельность, то можно заметить, что их роднит многое: эмоциональная непосредственность мотивов, доминирование образного, обобщённого типизированного начала, условность действий, ситуаций и языка, способность вызывать яркие переживания, чувства, демонстрировать эмоционально-оценочное отношение.
Способность к осмыслению и преобразованию музыкальных образов появляется у ребёнка в воображаемом плане, когда он на основе собственных представлений начинает действовать, используя элементы реальности как предметы-заместители (мимика, жест, движение, пластика, интонация).В игре воображение обретает действенную форму. Она позволяет позволяет не только окунуться в мир музыкальных образов, переживаний, но и непосредственно воссоздать этот мир в игровых действиях, сюжетах, движениях, звуках, обогатить его в личностно-смысловом отношении.
Как форма освоения социального опыта людей художественная игра вводит ребёнка в мир музыкальной культуры. Музыка с особой непосредственностью чрезвычайно ярко выражает истинные ценности жизни, она способна раскрыть мир человеческих переживаний, эмоций и чувств во всём богатстве и разнообразии жизненных явлений.
Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей. Однако современный культурологический подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, на рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей.

Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Согласно словарю, глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.

В игре у детей возникает три цели.

Первая цель – удовольствие от игры – «хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных  интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И.М. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействует на эмоционально – личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,

повторяющимися через равные интервалы, и одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Статья рекомендуется музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В ней ракрываются педагогические условия  возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей,орган...

" Организация и развитие самостоятельной музыкально- игровой деятельности дошкольника"

материал содержит классификеацию музыкальных игр. методы организации самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном учреждении...

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности в том, что она возникает по инициативе детей ...

Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"

Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность....

Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.

Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности...

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...

"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Значение музыкальных,  видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере....