Интервью – как один из методов в системе работы по формированию Службы ранней помощи в МАДОУ № 15 "Страна детства" г. Кызыла РТ
материал на тему

Плотницкая Людмила Анатольевна

Интервью как один изь способов преподнасения методического материала и формы взаимодействия специалистов ДОУ. При помощи интервью педагоги расскрыли свою позицию к вопросам организации и оказания педагогической и коррекционной помощи в рамках "Служба ранней помощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интервью – как один из методов в системе работы по формированию Службы ранней помощи в МАДОУ № 15 "Страна детства" г. Кызыла

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Плотницкая Л.А.

Цель: формирование в педагогическом коллективе МАДОУ творческого микроклимата, способствующего разработке и внедрению модели  Службы ранней помощи детям с ОВЗ.

Задачи:

1.Формирование мотивации  внесения личного вклада в разработку  модели Службы ранней помощи у  специалистов МАДОУ;

2.Поиск, систематизация и апробация методов работы с детьми с ОВЗ раннего возраста.

Оборудование: диктофон, презентация.

I. Подготовительный этап.

- Изучение научно-методической  литературы по  диагностики, психологической и логопедической помощи детям раннего возраста, вопросов о типологических особенностях  детей с ОВЗ, о коммуникативном взаимодействии детей с проблемами поведения, эмоциональной сферы, детей с РАС и признаками РАС, о формах работы с семьёй "особенного" ребёнка.

- Поиск методического опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями, его систематизация, оформление  документации.

- Объявление о начале интевьюирования:

"Уважаемые коллеги! 26-27 февраля 2018г.   вам будет предоставлена  возможность дать интервью по вопросу "Организация Службы ранней помощи: вопросы, поиски и решения".

Ваши наблюдения, мнения и предложения будут систематизированы и предложены для обсуждения на заседании  «Круглого стола специалистов МАДОУ".

Ждём Вашего активного участия!"

II.Основной этап.

Интервью с педагогами дошкольного учреждения.

Вопрос директору МАДОУ №15:

-Доброе утро, Ольга Георгиевна! Солнце только встало, а мы уже ведём разговор о большой, трудной, но очень важной работе по открытию Службы ранней помощи, которая осуществляется в ДОУ. Скажите,  в чём заключается основная идея создания этой  Службы?

-Здравствуйте! Период раннего детства  является сенситивным  для развития многих функций, ориентировочно-познавательной деятельности, активно  формируется речь и личность ребёнка. Вместе с тем, число детей, нуждающихся в особом внимании медиков и педагогов неуклонно растёт: сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, более 50% имеют речевые расстройства, 29,2% - расстройства эмоционально-волевой сферы. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания - 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов - 9,2%.  Именно поэтому вопросы ранней диагностики, коррекции  имеющихся проблем в развитии и их профилактика приобретают особую актуальность.  Недооценка возможностей раннего периода развития ведёт к отставаниям, которые с трудом восполняются или не компенсируются полностью. Родители же зачастую не имеют достаточно полных знаний, не видят отклонений в развитии ребёнка и поэтому упускают драгоценное время.

Служба ранней помощи призвана своевременно выявить проблемы, мобилизовать для  помощи всё значимое для ребёнка окружение взрослых, профессионально устранить их, а  самое главное -  предупредить возможное неблагополучие в развитии малыша и развить заложенные природой возможности.

Вопрос  директору:

-Да, увидеть проблему своевременно - это шаг к её решению. Но ведь малыш находится в фокусе  внимания многих служб: социальных, медицинских.  Каковы преимущества  Службы ранней помощи именно в дошкольном учреждении?

-В стенах дошкольного учреждения наряду с государственными программами воспитания и развития  можно  использовать и вариативные, не противоречащие потребностям и возможностям детей раннего возраста. В ДОУ имеется  правильно организованное пространство для развития, хорошее методическое и техническое оснащение, а самое главное – образованный и мобильный коллектив педагогов – единомышленников.

Вопрос  заместителю директора  по УВП МАДОУ №15:

-Здравствуйте, Наталья Владимировна, любое серьёзное дело  всегда начинается с  планирования. О целях   Службы ранней помощи мы уже говорили. А фундаментом этой работы являются  основополагающие принципы. На каких из них  будет построена  Служба ранней помощи?

-Да, это так, именно дидактические принципы являются научной основой предстоящей работы. И главные из них следующие:

- ориентация на семью, взаимодействие с родителями.

-комплексное воздействие на соматическую, моторную, речевую и психологическую сферу ребёнка;            

- «пошаговое» обучение;              

- принцип индивидуального подхода;

Ориентиром в практической работе будут и коррекционные принципы воздействия на психомоторную и речевую сферу ребёнка:

- принцип опоры на различные анализаторы (зрительные, слуховые, кинестетические, моторные и др.);

- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку тех заданий, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого;

- принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

- принцип наглядности, который  обеспечивает прочное усвоение материала;

- принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка;

- принцип  опоры на ведущий вид деятельности – в раннем возрасте это предметная деятельность.

Вопрос  Наталье Владимировне:

-Скажите, на этапе становления Службы ранней помощи, какая организационная и методическая работа наиболее сложная?

-На это вопрос нельзя ответить однозначно. На сегодняшний день актуален вопрос, как о создании базы методической поддержки, так и организационный момент открытия Службы ранней помощи и, связанная с ним, разработка нормативно-правовой базы.

-Не менее  важным вопросом является внедрение вариативных моделей организации ранней диагностической и коррекционно-развивающей помощи в образовательный процесс ДОУ. Вопросы эти в научно- методической литературе ещё недостаточно изучены. К тому же, необходимо учитывать   национальные и культурные особенности нашего региона. Всё это  требует глубокого изучения, апробации, времени  и, конечно же, определенного опыта.

Вопрос психологу МАДОУ №15:

-Виктория Васильевна, здравствуйте, в Вашем кабинете очень уютно и светло. Нам бы хотелось понять: с чего начинается психологическая помощь маленьким деткам, которым трудно считать окружающее их пространство своим уютным и надёжным миром, которые испытывают трудности при адаптации в дошкольном учреждении, в коммуникации со своими сверстниками и  взрослыми?

-Здравствуйте, это и легкий, и трудный путь одновременно. Расположить ребёнка, стать его другом - задача нелёгкая. Чтобы найти то, что его заинтересует, нужно понять обстановку, в которой малыш развивается. Работа психолога, как и вся  работа  Службы ранней помощи, ориентирована на семью.

Нужно проанализировать характер взаимодействия ребенка и мамы, ребенка и остальных взрослых, его окружающих, для того, чтобы помочь им проявить заботу и любовь (а для этого родители должны избегать прямых команд и указаний, прямой критики, пользоваться  разумной похвалой), а ребёнку помочь её почувствовать. Это первый путь.

А второй - привитие ребёнку опыта   общения с посторонними людьми через игру, совместную практическую деятельность, интересную и доступную.

Вопрос учитель- логопеду МАДОУ № 15:

- Добрый день, Виктория Олеговна! Одной из важнейших задач  Службы ранней помощи является  профилактика возможных речевых нарушений у малышей. Расскажите об основных направлениях для её решения.  

-Здравствуйте, я бы выделила 4 направления в работе с малышами:

-развитие понимания речи и предпосылок речевого мышления.

Данная работа осуществляется   с использованием речевых и неречевых стимулов, навыков направленного наблюдения за предметами и выполнения действий по подражанию, активизации жестовых средств общения.

-развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков.

Здесь усилия логопеда и родителей направлены на активизацию словаря ребёнка и овладения простейшей фразой: на первом этапе - это подражание взрослому, на втором этапе - стимуляция речи в специально организованной ситуации общения.

-пропедевтика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры и звукопроизносительных навыков;

-развитие мелкой моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Богатый арсенал методов и приём формирования слухового внимания, артикуляционной моторики и артикуляционных укладов, развития мелкой моторики рук, речевого дыхания и голоса,  позволяют сделать работу увлекательной и эффективной.

III.Итоговый этап.

«Круглый стол специалистов МАДОУ".

1.Профессиональный разговор по проблеме "Создание модели Службы ранней помощи в МАДОУ", его обобщение  в алгоритмах действий  и схемах (презентация "Служба ранней помощи: вопросы, поиски и решения".).

Наше информационное интервью выявило позицию каждого педагога по обсуждаемому вопросу. Теоретическое изучение литературы позволяет нам сделать следующие выводы:

-пластичность нервной системы у ребёнка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, профилактике и развитию должна начинаться в самом раннем возрасте;

-эффективность  этой работы зависит от организованного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения; грамотно  спланированного  индивидуально-развивающего маршрута с опорой на сохранные анализаторы и учётом зон "ближайшего развития" каждого ребёнка;

-отсутствие у родителей знаний о норме развития детей ведёт к несвоевременному обращению за помощью. Оказание консультативной помощи и просветительской работы значительно увеличивает уровень их компетентности и участия в коррекционно-развивающей работе;

-своевременное оказание квалифицированной помощи позволит снизить риск формирования патологических явлений, предупредить возникновение других нарушений и приблизить уровень развития ребёнка к возрастной норме.

2.Практический выход нашей работы мы представим в виде фундамента для будущего "Дома Службы ранней помощи": каждый кирпичик символизирует одну из  методов или  форм работы, которые можно будет  использовать в работе с семьёй ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Каждый специалист  укладывает свой «кирпичик» и рассказывает об одном  из методов или приёмов, используемых в работе с детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Повестка заседания проектной группы «Служба ранней помощи в системе образования Москвы»

Повестка заседания проектной группы СРП с поручениями заседания проектной группы...

Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"

Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"...

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...

Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД

laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...

Музыкальное воспитание детей в системе службы ранней помощи

Презентация выступления на августовской педагогической конференции...