Кружковая деятельность « ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ»
методическая разработка на тему

Амелина Ирина Валерьевна

ПРОГРАММА КРУЖКА

« ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnaya_fantaziya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №  131

Утверждаю

Заведующая МАДОУ ЦРР Д\С № 131

                    _________________ Е.А. Филимонова

_______________________ 2017-2018

ПРОГРАММА КРУЖКА

« ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Программу составил:

Воспитатель И.В. Амелина

Рассмотрена и одобрена на

                                                                                                      Педагогическом совете  

                                                                                                            Протокол № 1 от________

Калининград 2017

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА « ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Возраст обучающихся 6-7 лет

Количество групп – 1

Наполняемость группы – 10 человек

 Руководитель – И. В. Амелина

Дни недели                 -  четверг

Время проведения     - 15: 15 – 15: 30

Количество занятий  - в неделю  1 занятие в 2 недели

                                    - в месяц  2

                                    - в квартал 6

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В основу настоящей программы положены соответствующая образовательная область обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы « Детство» Т.И. Бабаевой, приведено в соответствие с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и методические рекомендации И.А. Лыковой « Художественный труд в детском саду .Экопластика».

    В наше время большую популярность приобрело такое направление флористики, как аппликация из растений. Общение с природой обогащает детей, учит наблюдать и различать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие.

Доступность природного материала, простота его заготовки и обработки, несложная техника работы с ним как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста.

Программа “Лесная фантазия ” разработана на основе:

– специальной литературы по технологии работы с природным материалом. (В конце программы приведен список литературы.)

– профессионального личного опыта педагога.

В основе программы лежат следующие разновидности плоскостной флористики:

– художественная флористика или аппликация из природного материала представляет собой пейзажи, иллюстрации к художественным произведениям, натюрморты, декоративные панно, тематические композиции;

– аппликация из соломки, представляет собой тематические композиции, декоративные панно.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5-6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения). Программа предназначена для детей имеющих склонность к изобразительному творчеству, рукоделию, кропотливой работе.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ , ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Цель программы – развитие творческих способностей детей через конструирование из природного материала.

Задачи программы

Обучающие:

  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций;
  • изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию детей;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе.

Основными методами художественного развития детей являются следующие:

1. Словесные:

  • Рассказ
  • Беседа
  • Объяснение
  • Загадывание загадок
  • Художественное слово

2. Наглядные:

  • Показ иллюстраций
  • Показ исполнения педагогом
  • Наблюдение
  • Работа по образцу

3. Практические:

  • Изготовление поделки
  • Помощь сверстнику в процессе изготовления поделки

4. Объяснително-иллюстративные
5. Репродуктивные
6. Частично-поисковые
7. Исследовательские

Основная форма реализации данной программы – кружковая работа 30 минут, 1 раз в 2 недели.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

    В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств природного материала, знания основных приемов работы с природным материалом, владение приемами изготовления несложных поделок, умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок, расширение кругозора в области, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками и диагностики в конце учебного года, а также участием в выставке для родителей.

4. ОБЬЕМ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Оббьем программы составляет 540 мин. И включает в себя три образовательных компонента:

  1. Теоретическая часть;
  2. Практическая часть;
  3. Диагностическая часть

№ п/п

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретический занятий

Практических занятий

Итого часов

I

Введение

  1. Обзор поделочных материалов.
  2. Подготовка к работе.

1

 

2

2

 

1

II

Практические занятия:

  1. Конструирование из природного материала
    А.изготовление поделок из грецких орехов.
    Б.изготовление поделок из яиц.
    В.изготовление поделок из шишек.
  2. Аппликация из природного материала.

16

 

29

 

29

16

III

Работа с родителями

  1. Знакомство родителей с планом программы кружковой работы.
  2. Знакомство родителей с готовыми поделками.

1

1 час с детьми

2

1

1

1

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

I. Введение

1. Обзор поделочных материалов (художественное слово, рассматривание, беседа, обсуждение).

2. Подготовка к работе (беседа, обсуждение, наставления).

II. Практические занятия

1. Конструирование из природного материала:

А. Изготовление поделок из грецких орехов (художественное слово, рассматривание, беседа, изготовление поделки, беседа).
Б. Изготовление поделок из яиц (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление поделки, беседа).
В. Изготовление поделок из шишек (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление поделки, беседа).

2. Аппликация из природного материала (художественное слово, рассматривание, обсуждение, изготовление аппликации, беседа).

III. Работа с родителями

  1. Знакомство родителей с планом программы кружковой работы (беседа, обсуждение).
  2. Знакомство родителей с готовыми поделками (художественное слово, рассматривание, обсуждение).

Ожидаемые результаты

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств природного материала, знания основных приемов работы с природным материалом, владение приемами изготовления несложных поделок, умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок, расширение кругозора в области, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками в конце учебного года, а также участием в выставке для родителей.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.
  2. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1999г.
  3. Булич О.Н. и др. Соавтор природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. /М.: Эллис Лак, 2004г.
  4. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
  5. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для  пед. М.: Просвещение, 2008г.
  6. Кривошеева Л.И. Начальный этап обучения работе с природным материалом. Методические рекомендации. /Мурманск, 2006г.
  7. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г
  8. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. /Мн.: ПП “МЕТ”, 1994г.
  9. Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. /Киев: Весёлка, 1978г.
  10. Перевертень Г.И. Волшебная флористика. / М.: АСТ-СТАЛКЕР, 2005г.
  11. Программы Лыковой И.Л. Художественный труд в детском саду 2010 год.
  12. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).

Материальное обеспечение программы

Кружок проводится в групповом помещении. Необходимое оборудование – ножницы, проволока, спички, пластилин, ткань, вата, веревка, краски, клей, цветной картон, цветная бумага, каштаны, желуди, кукуруза, листья, яйца, грецкие орехи, веточки.

Методическое обеспечение

Для проведения кружка необходимо следующее методическое обеспечение: иллюстрации готовых работ, сборник стихов о природе, сборник загадок.

Список детей

  1. Митина Анастасия
  2. Анисимов Дмитрий
  3. Шабанова Лена
  4. Столяров Станислав
  5. Зайцев Илья
  6. Булатова Мария
  7. Мохнач Ульяна
  8. Герасимова Анастасия
  9. Гладышев Максим
  10. Петросян Левон

Перспективный план работы кружка

 «Лесная фантазия»

Сентябрь

Знакомство с искусством флористики

  1.  Сбор гербария на территории детского сада (выход в парк), заготовка природного материала (засушивание растений в прессе).

Наглядная демонстрация  композиций из природного материала.

  1. Ознокомление  детей с техникой работы с природным материалом и     сочетание его с другим материалом неприродного происхождения. Изготовление первой пробной композиции .

 Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, сухоцветы.

Октябрь

Понятие и изготовление композиций на тему «Осень»

Беседа с детьми о лесе, рассматривание иллюстраций, выбор растений для аппликаций.

  1. Волшебный лес(изготовление композиции с использованием крошки из сухих листьев).

 Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4 с нарисованными заранее стволами деревьев, крошка из сухих листьев.

Беседа с детьми о том, какие бывают букеты, рассматривание иллюстраций, выбор растений для аппликаций.

  1. Осенний букет (изготовление композиции из сухоцветов и добавление  стразин, бусинок, бисера, ниток и т.д.).

Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, сухоцветы.

Ноябрь

Изготовление композиций из круп и семян

Беседа с детьми о цветах, рассматривание иллюстраций, подбор крупы или семечек для аппликаций.

1  Сказочные цветы (выкладывание на картоне  крупы или семечек формы в виде цветов).

Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, разнообразная крупа, семечки.

Беседа с детьми о том, какие лучше подобрать семечки или крупу для аппликации.

 2  Выполнение аппликации котенка по трафарету (приклеивание крупы или семян ( по желанию ребёнка) на трафарет).

Используемый материал: трафарет котёнка на бумаге белого цвета, размер: половина А4, разнообразная крупа, семечки.

Декабрь

Изготовление зимних композиций с использованием ваты, бисера, паеток, бусин, пуговиц, ниток.

Беседа с детьми о зимнем, сказочном, волшебном лесе, какие сказочные животные там обитают. Рассматривание иллюстраций, выбор материала для аппликаций.

1 Сказочный  лес зимой.

Используемый материал: картон А4 любого цвета, засушенные листья, вата, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки, мех для изготовления какого-либо животного( по желанию ребёнка).

Беседа с детьми о снеговике, какой он может быть, как он может выглядеть. Рассматривание иллюстраций, выбор материала для аппликаций.

  1. Снеговик.

Используемый материал: картон А4 любого цвета, засушенные листья, вата, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки.

Январь

Изготовление композиции «Новогодняя ёлка».

Беседа с детьми о новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций.

1 Новогодняя ёлка.

Используемый материал: картон А4 любого цвета,   засушенные листья , вата, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки.

Февраль

Изготовление тематической открытки «День святого Валентина».

Беседа с детьми о празднике, о своих родных и друзьях, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций.

1Теоритическая часть. Начало работы детей над открыткой.

Используемый материал: вырезанное сердце из красного или розового картона, сухоцветы, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д.

2 Завершение работы.

Март

Изготовление тематической открытки «8 Марта».

Беседа с детьми о празднике, о маме, бабушке, сестре и т.д., рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций.

1Теоритическая часть. Начало работы детей над открыткой.

Используемый материал: вырезанная цифра восемь из картона любого цвета(по желанию ребенка), сухоцветы, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д.

2 Завершение работы.

Апрель

Изготовление композиции «Подводный мир».

Беседа с детьми о подводном мире, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций.

1 Начало изготовления композиции.

Используемый материал:  картон формата А4 синего, голубого цвета (по желанию ребенка), засушенные листья, цветы, бисер, паетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д.

2 Завершение работы.

Май

Изготовление композиции на свободную тему, используя любой материал по желанию.

Беседа с детьми о том, что бы им хотелось изобразить, какая пройденная тема им понравилась больше всего, подбор материала для аппликаций.

1Начало изготовления композиции.

2 Завершение работы.