Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»
консультация на тему

Ардынцова Юлия Владимировна

Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-minutki.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»

Младший дошкольный возраст

Математическое развитие

Метод морфологического анализа (ММА).

Знакомство с различными признаками: геометрическими  формами, цветом, размером. По «волшебной дорожке» (называние  морфотаблицы для детей), на которой живут различные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, идет стол. Он встречается с геометрическими фигурами и принимает их форму. «Какой формы будет стол? Чем это хорошо? Чем плохо?»

стол

Размер – понятие относительное, особенно для детей, у которых нет знаний и опыта. Поэтому при работе с размером, нужно указывать «большой, как что?», «маленький, как что?».

Так, на «волшебной дорожке» живут объекты большого размера (большие, как этот поднос) и объекты маленького размера (маленькие, как ваши ладошки).

По дорожке пойдет пирожок.

 

    Пирожок

«Когда пирожок встретится с объектами большого размера,

каким он станет?» - «Большим, как этот поднос». «Когда это хорошо?» - «Когда много гостей и можно разделить на всех». «Когда это плохо?» - «Когда ты один, такой большой пирог не съесть». Аналогичная работа проводится с маленьким размером.

Плоскостная «Да-Нет».

Эта игра учит детей ориентироваться в 2-мерном пространстве. Знакомить с данной игрой начинаем также во второй младшей группе после освоения детьми линейной да-нет, т.е. понятий «слева-справа». Для игры используются игрушки (от 11 до 15), расположенные на плоскости стола. Веревочкой стол делится по вертикали. «Это справа от веревочки?» - «Да». (Игрушки слева убирают).Затем вводится понятие «часть стола». Перекладываем веревочку поперек стола. «Это ближняя часть стола?» - «Да» (Снова убирают неподходящие игрушки).Когда остается несколько игрушек, дети спрашивают: «Это справа от лошадки?» или «Это слева от матрешки?».

Типовые приемы фантазирования (ТПФ).

Самые первые Волшебники, с которыми мы знакомим детей – Волшебники Увеличения и Уменьшения. Размер – для детей понятие относительное. Они определяют размер объекта относительно другого объекта. Познакомить детей с понятием «размер» помогают нам эти Волшебники.

Например: Волшебник Уменьшения уменьшил размер мебели в нашей группе. Это хорошо? Для кого хорошо? (Для кукол). Это плохо? Для кого плохо? (Для детей)

Тренинг с Волшебником  Уменьшения по  преобразованию  репки.

Какая по размеру будет репка?

1: Кто ещё бывает такой же по размеру маленький?

2: Кому хорошо, что репка стала маленькой?

3: Кому плохо?

4: Как вытянуть репку, если она такая маленькая?

5: Ребята, а если бы Волшебник Увеличения преобразовала бы  размер у репки.

6.Какая по размеру она станет?

7: Кто бывает такой же по размеру большой?

8: Кому будет хорошо, что репка  выросла?

9: Кому будет плохо?

10: А как вытянуть репку, если она такая большая?

Линейная "Да-нет"

Цель: Освоение  одномерного пространства.

Правила линейной "Да-нет":

  1. Должно быть нечётное количество цифр.
  2. Спрашивать про серединное число.
  3. Никогда не загадывать число.

Игра производится с подгруппой детей. В линию на столе располагаются игрушки (5 игрушек в начале года и доводится до 11 штук к концу года).

Например: пирамидка , мяч, собачка, матрёшка, волчок.

Воспитатель предлагает найти загаданную игрушку.

Сначала находят среднюю игрушку.

Какая игрушка в центре? (собачка)

Затем задают вопрос о направлении от центральной игрушки с точки зрения детей. Воспитатель, предлагая детям задать вопрос, может использовать указательный жест. Задайте мне вопрос про эти картинки (игрушки).

- Это справа от собачки?

- Нет, - говорит воспитатель.

Все игрушки, расположенные справа от собачки убираются вместе с ней. Затем разрешается угадывать перечислением.

  • Это пирамидка?
  • Нет.
  • Это мяч?
  • Да.

Затем можно использовать мягкую (из ткани, полиэтилена) ленту с  карманами.

Речевое развитие

Анализ  проблем в литературных произведениях

«Колобок»

Проблема деда и бабы: оставили колобка на подоконнике при открытом окне.

Действие: Дед и баба поступили не обдуманно

Результат: Колобок укатился в лес.

«Курочка Ряба» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский

Проблема дедушки и бабушки: как разбить яичко.

«Рукавичка» (украинская народная сказка) Обр. Е. Благининой

Проблема зверей: как сделать так, чтобы всем зверям поместиться в рукавичке.

«Теремок» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова

Проблема зверей: как сделать так, чтобы поселиться в теремке.

«Репка» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова

Проблема деда: как сделать так, чтобы вытянуть репку.

Решение проблемы: собрал команду и добился результата.

«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский

Проблема волка: как сделать так, чтобы козлята открыли.

Проблема козы: как сделать так, чтобы уберечь козлят, спасти их.

Проблема козлят: как сделать так, чтобы не впустить волка.

«Маша и медведь» (русская народная сказка)

Проблема Маши: придумать способ как вернуться домой,  уйти к дедушке и бабушке.

Действие: попросила медведя отнести корзину с пирожками дедушке и бабушке.

Проблема медведя: не дать Маше вернуться домой.

Действие медведя: домой не отпускал, выполнил просьбу Маши.

«А что ты умеешь?» (Автор текста В.М.Волотников)

Проблема Тыквенка: найти друга.

Действие: отправился в путь, спас пленников,

Результат: нашел друзей.

Проблема Воробья: помочь Тыквенку.

Действие: предложил свою дружбу.

Результат: стали дружить.

Проблема Волка: съесть зайца, ёжика, белку.

Действие: поймал их и посадил в большую клетку, чтобы потом съесть, а сам лёг спать.

Результат: волк испугался Тыквенка и убежал.

Тыквенок проявил сообразительность по отношению к пленникам; проблема решена - хорошо! Он использовал свои ресурсы и окружения.

«Волк и семеро козлят».

Герой: волк.

Что хотел: съесть козлят.

Что мешало: грубый голос, из-за которого козлята не открывали ему дверь.

Что сделал, чтобы решить проблему: пошел к кузнецу; изменил голос; и стал петь тоненьким голоском.

Кто или что помог решить проблему: кузнец.

Какой получился результат: козлята открыли дверь и волк их съел, но потом погиб.

Совет герою или жизненное правило: добро всегда побеждает зло.

Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, коварство.

«Заюшкина избушка».

Герой: заяц.

Что хотел: вернуть дом.

Что мешало: лиса не пускала.

Что делал, чтобы решить проблему: просил других помочь выгнать лису.

Кто или что помог решить проблему: петух.

Какой получился результат: выгнал лису и они стали жить вместе.

Совет герою или жизненное правило: не пускай чужих в дом; не будь доверчивым.

Какие свойства характера были при решении проблемы: настойчивость.

«Маша и медведь».

Герой: Машенька.

Что хотела: вернуться домой.

Что мешало: медведь не пускал.

Что делала, чтобы решить проблему: напекла пирожков, села в короб, обхитрила медведя.

Кто или что помог решить проблему: она сама ее решила.

Какой получился результат: вернулась домой.

Совет герою или жизненное правило: нет безвыходных ситуаций.

Какие свойства характера были при решении проблемы: сообразительность, решительность, хитрость, мужество.

«Айболит».

Герой: Айболит.

Что хотел: побыстрее добраться до Африки и вылечить всех зверей.

Что мешало: длинный путь с препятствиями.

Что делал, чтобы решить проблему: шел, ехал, плыл, летел.

Кто или что помог решить проблему: кит, орел, волки.

Какой получился результат: добрался до Африки и вылечил зверей.

Совет герою или жизненное правило: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.

«Как коза избушку построила».

Герой: коза.

Что хотела: построить избушку.

Что мешало: страх.

Что делала, чтобы решить проблему: спрашивала совета, искала безопасное место.

Кто помог решить проблему: она сама ее решила.

Какой получился результат: построила избушку в безопасном месте.

Совет герою или жизненное правило: кто ищет, тот всегда найдет.

Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.

«Сказка о глупом мышонке».

Герой: мама мышь.

Что хотел: укачать мышонка.

Что мешало: капризы мышонка.

Что делал, чтобы решить проблему: приглашала разных нянек.

Кто помог решить проблему: кошка.

Какой получился результат: мышонка съела кошка.

Совет герою или жизненное правило: всегда подумай о последствиях.

Какие свойства характера были при решении проблемы: глупость, недальновидность.

«Мойдодыр».

Герой: мальчик.

Что хотел: ленился за собой ухаживать.

Что помешало: Мойдодыр, крокодил.

Что делал, чтобы решить проблему: пытался найти защиту у крокодила и стал мыться.

Кто помог решить проблему: крокодил.

Какой получился результат: он встретил крокодила, вымылся, все вещи к нему вернулись.

Совет герою или жизненное правило: соблюдай чистоту и порядок.

Какие свойства характера были при решении проблемы: аккуратность, самостоятельность.

«Кот, петух и лиса».

Герой: петух

Что хотел: выполнить просьбу кота.

Что мешало: уговоры лисы.

Что делал, чтобы решить проблему: звал на помощь.

Кто помог решить проблему: кот.

Какой получился результат: кот спас его, вернул домой.

Совет герою или жизненное правило: не доверяй, не поддавайся на уговоры посторонних.

Какие свойства характера были при решении проблемы: беспомощность.

Средний дошкольный возраст

Математическое развитие

Линейная "Да-нет"

Можно проводить как с подгруппой, так и со всей группой детей. Количество  предметов, расположенных в линию доводится до 15 шт. Затем предметы заменяются тематическими картинками (мебель, посуда), которые помещаются в мягкую полиэтиленовую ленту с карманами.

Последовательность вопросов та же, что и в младшей группе:

  • Какая игрушка находится в центре? (по середине?)
  • Пирамидка.
  • Это игрушка (картинка) находятся справа от пирамидки?
  • Нет

Воспитатель перегибает ленту с картинками, оставляя те, о которых дети не спрашивали, и т.д.

Со средней группы можно ввести понятие "между"

Например: В ряд расположены мишка, матрешка, курочка, собачка, мяч, машина, кукла.

  • Какая игрушка по середине?
  • Собачка
  • Загаданная игрушка между собачкой и куклой?
  • Нет.
  • Она между мишкой и курочкой?
  • Да.

Типовые приемы фантазирования (ТПФ).

В средней группе Волшебники могут увеличивать или уменьшать не весь объект, а какую-то его часть.

Волшебник Увеличения увеличил количество углов в треугольнике. Какую фигуру мы получим? Квадрат или прямоугольник.

При обучении счету также могут помочь Волшебники Увеличения и Уменьшения.

Например, при работе с раздаточным материалом. Дети должны выложить, допустим, 5 елочек, но под влиянием Волшебника Увеличения, который  увеличивает все на 2, выкладывают 7 елочек.

Плоскостная «Да-нет».

В средней группе действие со стола переносится на доску. Вместо «ближней части стола» вводится понятие «нижняя часть доски», вместо «дальней части стола» - «верхняя часть доски». Также вводится понятие «угол».

Системный оператор:

Рассмотрим число 4 на нашем «волшебном экране».

3 медведя, треугольник – три угла, три стороны

Четыре времени года, квадрат – 4 угла,, 4 стороны, 4 части суток,

5 пальцев, 5 страниц в книге, 5 углов в пятиугольнике

  •    
  •    3
  •    
  •    4
  •    
  •  
  •  
  •  5
  •  

1+1+1

1+2

2+1

1+1+1+1

2+2

1+3

3+1

1+1+1+1+1

3+2

1+4

2+3

4+1

Составление лимерика: по алгоритму

Жила-была цифра 4,

Она в квадрате жила.

В нем было 4 угла

И стороны тоже четыре.

Вот такая цифра жила.

Системный оператор: можно использовать при работе с временными протяженностями.

Рассмотрим на «волшебном экране» такое понятие, как «сегодня».

1.«Каков сегодня день недели?» - «Вторник». «Вторник какой по счету день недели?» - «Второй». «А число какое?» - «31 января». «Что вы можете сказать про 31 число?» - «Это последний день месяца. Завтра будет февраль». «В каждом ли месяце 31 день?» - «Нет, бывает 30, а в феврале 28 или 29».

2.Переходим ко второму окошечку. «Где мы можем увидеть обозначение сегодняшнего дня или услышать?» - «Можно увидеть в календаре (отрывном), на часах может быть число и день недели; на дисплее сотового телефона. Услышать можно по радио или по телевизору, в новостях».

3.Выходим в подсистему (3). Игра «Части-целое» или «Из каких частей состоит сегодняшний день?» - «Из четырех частей суток: утро, день, вечер, ночь. Из часов, минут и секунд».

4. «Какой день был накануне дня сегодняшнего? Как можно о нем сказать?» - «Вчера». «Сегодня 31 января. А какое число было вчера?» - «30 января». «Сегодня вторник, а вчера какой был день недели?» - «Понедельник».

Вчера

30 января

понедельник

Сегодня

31 января

вторник

Завтра

1 февраля

среда

То же

Час, минута, части суток, секунда

То же

Кольца Луллия (в математике)

Задание 1.

Форма - объект.

На большом круге – картинки с изображением реальных объектов, на втором круге – геометрические фигуры. Раскрутить круги и совместить сектора с объектом окружающего мира в котором может присутствовать данная форма и формой. Например: дом – прямоугольник (дверь, окно).

Задание 2.

Число – цифра Нужны 2 круга: на одном – разное количество объектов, допустим яблок, на втором – цифры.Совмещаем сектора:

Пространственная «Да-нет»

        В средней группе вводится понятие «уровень глаз». Дается оно следующим образом: «Мы – моряки. Поставьте руку над глазами. Вы видите нижнюю часть стены – это ниже уровня глаз. А теперь поставьте руку на нос – вы видите верхнюю часть стены, это выше уровня глаз».

В средней же группе знакомим с понятиями «центральная часть комнаты» и «угол».

Речевое развитие

Типовые приемы фантазирования ТПФ

Сегодня к нам пришел Волшебник Могутолько. Он может выполнять только одно действие. В каких же сказках живет этот Волшебник?

 В сказке «Свинопас» горшочек варил только кашу и показывал, что варят в других домах.

 В сказке «Емеля» печка только ехала, а в сказке «Гуси - лебеди» печка пекла пироги и разговаривала.

 В сказке «Маленький Мук» туфли умели летать.

В сказке «Старик Хоттабыч» был ковер – самолет, который летал.

А скатерть – самобранка, сама накрывала на стол.

А если Волшебник Могутолько дотронется до предметов в группе, то, что они будут делать?

Мяч – сам прыгать;

Мел – сам рисовать на доске;

Книга – сама рассказывает сказки;

Стул – сам подойдет и усадит нас;

Ложка – сама будет подносить пищу в рот.

Анализ литературных произведений

«Пых», украинская народная сказка.

1. Герой: Еж

2. Что хотел: оставить себе репку.

3. Что мешало: ему мешали дед, баба, Алёнушка.

4. Что сделал, чтобы решить проблему: фырчал, угрожал, пугал.

5. Кто или что помог решить проблему: частично решил проблему, репку у него все равно забрали

6. Какой получился результат:  лишился репки, попал в руки к девочке.

7. Совет герою или жизненное правило: за чужим погонишься - свое потеряешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы:  хитрость, вороватость, не предусмотрительность, сердитость.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка.

1. Герой: Иванушка (до превращения)

2. Что хотел: хотел утолить жажду

3. Что мешало: мешал запрет сестры

4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, не послушался, нагнулся, напился, превратился.

5. Кто или что помог решить проблему: сам решил свою проблему.

6. Какой получился результат: попил воды, но превратился в козленка.

7. Совет герою или жизненное правило: надо слушаться старших, будь терпелив.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброту, непослушание, не выносливость, не терпеливость.

1. Герой: Иванушка-козленок.

2. Что хотел: хотел спасти свою жизнь.

3. Что мешало: ведьма

4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, побежал, ходил, звал, слушал, обрадовался, перекувыркнулся, обернулся.

5. Кто или что помог решить проблему: помог слуга.

6. Какой получился результат: спас свою жизнь, жизнь сестры, превратился в мальчика.

7. Совет герою или жизненное правило: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мир не без добрых людей.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: страх, одиночество, не доверчивость.

«Красная шапочка» Ш. Перро

1. Герой: Волк

2. Что хотел: хотел наесться

3. Что мешало: помешала жадность

4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидел, спрятался, вышел, спрашивал, слушал, показал, побежал, прибежал, постучал. Изменил голос, дернул за веревочку, вбежал, накинулся, съел, проглотил, облизнулся, переоделся, лег, ждал, услышал, изменил голос, объяснил, предложил, объяснял, набросился, проглотил, погиб.

5. Кто или что помог решить проблему: доверчивость Красной Шапочки

6. Какой получился результат: голод утолил, но был убит.

7. Совет герою или жизненное правило: от коварства сам пострадаешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, жадность, коварство.

«Три поросенка», английская нар. сказка.

1. Герой: Ниф-Ниф.

2. Что хотел: хотел сохранить жизнь

3. Что мешало: мешал волк

4. Что сделал, чтобы решить проблему: вместе с братом шли, пели, шумели, увидели, испугались, застыли, побежали, прибежал, захлопнул, спрятался, выскочил, побежал. Прибежал, вместе с братом захлопнули, слушали, пожалели, открыли, увидели, захлопнули, помчались, успели, добежали, спрятались, дрожали, обрадовались.

5. Кто или что помог решить проблему: Брат Наф-Наф

6. Какой получился результат: Результата добились, остались живы.

7. Совет герою или жизненное правило: Делу время – потехе час.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: леность,  непредусмотрительность, несерьезность, не старательность, трусливость, глупость.

 «Колосок», украинская народная сказка

1. Герой: Петух

2. Что хотел: проучить мышат

3. Что мешало: нерешительность, не требовательность.

4. Что сделал, чтобы решить проблему: нашел, позвал, спросил, обмолотил, сказал, смолол, сказал, спросил, замесил, испек, вынул, положил, сел, спрашивал, не дал.

5. Кто или что помог решить проблему: сам справился

6. Какой получился результат: результата добился, мышата поняли, что кто не работает, тот не ест.

7. Совет герою или жизненное правило: лучше поздно, чем никогда. Сильная любовь может испортить.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, трудолюбие, не требовательность, приобрел твердость характера.

«Яблоко» В. Сутеев

1. Герой: Заяц

2. Что хотел: хотел съесть яблоко один

3. Что мешало: мешала высота дерева

4. Что сделал, чтобы решить проблему: бежал, увидел, захотел, увидел ворону, крикнул, попросил, поблагодарил, хотел поднять, испугался, закричал, подскочил, спорил, кричал, дрался, лягнул, просил рассудить, рассказал, отвечал, воскликнул, взял, стал довольным.

5. Кто или что помог решить проблему: помогли медведь и ворона

6. Какой получился результат:  яблоко разделили поровну

7. Совет герою или жизненное правило: умей благодарить и делиться с ближним. Долг платежом красен.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: внимательность, жадность, находчивость, драчливость, стал понятливый, уважительный.

«Гуси-лебеди», русская народная сказка

1. Герой: Баба-Яга

2. Что хотел: хотела вернуть Иванушку

3. Что мешало: мешала сестра

4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидела, закричала, приказала.

5. Кто или что помог решить проблему: гуси-лебеди

6. Какой получился результат: гуси не отняли мальчика

7. Совет герою или жизненное правило: как поживешь, так и прослывешь. Жизнь дана на добрые дела.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, жестокость, хитрость, вредность.

«Жихарка», русская народная сказка

1. Герой: Жихарка

2. Что хотел: не хотел лезть в печку

3. Что мешало: лиса

4. Что сделал, чтобы решить проблему: сел, растопырил ручки и ножки, не лез, говорил, слез, толкнул, закрыл заслонкой, побежал, затопал, сказал.

5. Кто или что помог решить проблему: сам справился

6. Какой получился результат: спасся, а лису зажарил.

7. Совет герою или жизненное правило: не будь жадиной. Корень ученья горек, да плод его сладок.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: жадность, домовитость, хозяйственность, находчивость, смелость, хитрость.

 «Снегурочка», русская народная сказка

1. Герой: Дед и баба

2. Что хотел: хотели завести внучку

3. Что мешало: не было детей

4. Что сделал, чтобы решить проблему: горевали, смотрели , вышли, скатывали снег, лепили, удивились, обрадовались, повели в дом, не могли наглядеться.

5. Кто или что помог решить проблему: пример ребятишек

6. Какой получился результат:  внучку получили, но потом ее потеряли.

7. Совет герою или жизненное правило: всему свое место.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: одиночество, заботливость, недальновидность.

«Морозко», русская народная сказка

1. Герой: Старуха

2. Что хотел: извести падчерицу

3. Что мешало: нужна была как работница

4. Что сделал, чтобы решить проблему: бранила, заставляла много работать, придумала, заставила старика, отправила, рассердилась, собрала дочку, велела старику, отправила дочку в лес, увидела,  горевала.

5. Кто или что помог решить проблему: старик

6. Какой получился результат: результата не добилась и потеряла свою дочь.

7. Совет герою или жизненное правило: не рой другому яму, сам в нее попадешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, вредность, бессердечность, завистливость.

Старший дошкольный возраст

  1. ТРИЗ-минутки для старших дошкольников по  теме  краеведение, ознакомление с родным городом, его профессиями.

СЕНТЯБРЬ.

  1. Системный оператор «Рассматривание автомобиля».

Транспорт наземный

  1. Животное, которое его перевозило.
  2. Колесо (телега).
  3. Паровой двигатель.
  4. Двигатель внутреннего сгорания.

АВТОМОБИЛЬ

- обеспечение удобства человеку при передвижении

  1. Претензия к объекту:
  • Нужно заправлять – изобретут вечный двигатель; не нужно заправлять – работает от воздуха;
  • претензия – нужна дорога: вездеход – и по воде, и по воздуху, и по горам, и по лесу.

Нет объекта, а функция выполняется: машина времени, компьютер с возможностями предоставления мгновенного попадания в нужное место общения с людьми, закупки, отдыха и т.д.

Нет объекта и нет функции: движение осуществляют все окружающее, а человек находится в статическом состоянии

Колеса, двигатель, кузов, салон, руль, стекла, система управления

  • Рисование автомобиля будущего.
  1. Кольца Луллия.

1). Большой круг – улицы микрорайона.

Средний круг – достопримечательности, объекты микрорайона (детский сад, магазины, дома, кинотеатр и т.д.)

2). Большой круг – районы города.

Средний круг – достопримечательности.

Малый круг – функции объектов города (выпуск автомобилей, продуктов питания, место отдыха, место для получения знаний и т.д.).

  1. «Да-нет» на загаданный объект (достопримечательность города).

Примерная последовательность вопросов:

  • Это объект нашего города Нягани? (Да).
  • Это объект Центрального микрорайона? (Да).
  • Это объект для отдыха людей? (Да).
  • Это объект для отдыха детей? (Да).
  • Это объект, где можно попосмотреть на птиц? (Да).
  • Этот объект находится на голубиной площади? (Да).
  • Это композиция девочка и голубь? (Да).

ОКТЯБРЬ.

  1. Системный оператор «Семья».

Человеческое сообщество

Племя, община.

Основная функция – выживание (совместная охота, оборона, добывание пищи и т.д.).

СЕМЬЯ

  1. Забота людей друг о друге, взаимопомощь.
  2. Воспитание детей.
  3. Забота о пожилых членах.

Описание детей будущего своей собственной семьи, перемен, произошедших с членами семьи.

Старейшины, вождь, члены племени, охотники, воины, дети.

Родственники:

Родители – дети

Братья – сестры

Муж – жена

  • Использование приема перемещения во времени.
  • Заглянуть в прошлое своей семьи и составить рассказ, используя выполненное заранее родословное дерево.

НОЯБРЬ.

  1. Кольца Луллия.

1). Большой круг – названия основных профессий города (нефтянник, строитель, учитель, воспитатель, врач, продавец, водитель, артист и т.д.).

2). Средний круг – предметы, необходимые для работы (нефтянная вышка, книга, инструменты, указка, компьютер, медицинские инструменты и т.д.).

3). Малый круг – результат труда (нефть и нефтепродукты, дома, здоровые дети и т.д.).

  1. Составление загадок о профессиях .

Грязный, но не трубочист,

Добывает жидкость, но не воду.

Профессия опасная, но не пожарный                  /Нефтянник/.

  1. Составление лимериков о профессиях.

Жил-был веселый воспитатель

Он был больших наук читатель.

Детей он всех любил

И в сад гулять водил

Всем мамам  угодил.

Вот какой нужный работник воспитатель!

ДЕКАБРЬ.

  1. Системный оператор (город Нягань).

Россия, Сибирь

Ханты Мансийский автономный округ

Поселок Нях: та же функция.

Нягань

Основная функция – условия для жизни людей и их деятельности.

Нягань город будущего

Деревянные дома, 2 улицы, церковь, телеги, больница, школа, жители поселка

Дома, магазины, школы, театры, детские сады, жители г. Нягани

  • Игра «Хорошо – плохо». Ситуация – «Жить в городе», «Жить в старинном поселке Нях».

  1. Загадывание загадок о предметах старины (прялка, самовар, люлька).

Нужна малышу, но не игрушка.

Сделана из дерева, но не кровать.

Качается, как дерево на ветру.

Укачивает, как мама.

ЯНВАРЬ.

  1. Приглашение волшебника времени, перемещение на дальние временные отрезки (машина времени).
  2. Беседа о появлении праздников Рождество и Новый год.
  3. Продуктивная деятельность по мотивам «Машины времени» – рисование «Мир в прошлом».

ФЕВРАЛЬ.

Системный оператор (Защитник родины).

Флаг России, герб

Другие дети

             

Семья

мальчика

Летчик, танкисты, моряки –

Российская

армия

           

Застава, друзья    

пограничники

Семья

Профессиональная

семья

Мальчик- имя- Антошка

Пограничник – имя  Антон

функция- охранять границу

Взрослый мужчина- имя

Антон Петрович

Внешность, одежда

        Свойства                    

характера

Внешность, одежда

 Свойства

характера

Внешность, одежда

 Свойства

характера

  1. Плоскостная «Да-нет» по карте России.

Вопросы:

  • Это в центре России?
  • Это на юге России?
  • Это на севере России?
  • Это на северо-востоке (юго-востоке, северо-западе) России?
  • Это город на правобережье ОБИ?
  • Этот город южнее Ханты-Мансийска?
  • Это город, в котором есть детский сад «Солнышко» ( в котором мы живем)?

III. Путешествие на машине времени в прошлое Нягани.

  • Составление рассказа «Нягань древняя и современная».
  • Рисование «Поселок Нях».

 Игры-тренинги с признаками

«Исправь ошибку».

Вата легкая, а гиря черная.

Холодильник белый, а ковер мягкий.

У гуся шея длинная, а цыпленок маленький.

Утюг горячий, а кастрюля легкая.

Шуба мохнатая, а брюки маленькие.

Река широкая, а ручей глубокий

Посуда стеклянная, а стул белый

Радуга разноцветная, а лебедь пушистый

Шкаф высокий, а стул старый.

«Что лишнее?»

Снег, одуванчик, халат врача, вата.

Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег.

Вата, гиря, перышко, снежинка.

«Превращалки»

Был стул- появилась табуретка

Чашка -…

Окно-…

Кофта-…

Диван-…

 Математическое  развитие

Числовая "Да-нет"

Цель: упражнять в нахождении задуманного числа путём сужения поля поиска (дихотомия). Закрепить цифры.

1 вариант.

Берётся числовая лента с 11-ью цифрами, расположенными в произвольном порядке.

-    Я загадала цифру, отгадайте.

  • Эта цифра в центре?
  • Нет.
  • Это справа от восьми?
  • Нет.

Лента перегибается, и работают с оставшимися цифрами в том же порядке.

9

6

4

2

7

8

2

7

0

5

3

  1. вариант.

Берётся числовая лента с натуральным рядом цифр.

Со средней группы можно спросить о нахождении загаданного числа не только справа или слева, но и том больше оно или меньше серединного.

Например:

  • Это  5?
  • Нет.
  • Это больше 5?

И т. д.

  1. вариант.

Каждый ребенок работает с индивидуальной числовой лентой, демонстрируя на ней ответ.

  1. вариант.

Осуществляется переход от практического действия с лентой к действию с числовым рядом в уме, с опорой на наглядность.

  1. вариант.

Работа с числовым рядом без наглядности.

В дальнейшем можно увеличить числовой ряд до 100.

Плоскостная ДАНЕТКА

В старшей группе при игре в плоскостную «да-нет» используем не картинки, а геометрические фигуры и цифры. Таким образом, закрепляем знание форм, отношений между числами «больше-меньше».

В подготовительной группе можно использовать плоскостную да-нет на географической карте – «географическая да-нет», или на любой картине.

«Геометрические диктанты».

Со старшей группы можно писать геометрические диктанты.

«В центре листа нарисуйте круг. В правом верхнем углу треугольник, в левом нижнем углу квадрат, в правом нижнем углу овал, в левом верхнем углу прямоугольник. Слева от круга напишите букву А, справа от треугольника – цифру 5, выше овала – букву М, слева от круга – цифру 1, снизу от прямоугольника нарисуйте ромб, выше квадрата – трапецию».

Типовые приемы фантазирования (ТПФ).

 Волшебник Уменьшения-Увеличения

 На доске написаны цифры 7,9,5. Приходит Волшебник Уменьшения и уменьшает все на 3. Дети объясняют, что получается.

7-3=4                        9-3=                        5-3=2

При решении задач:

Шла хозяйка с рынка, несла в авоське 2 огурца и 3 помидора. Повстречался ей на пути Волшебник Увеличения (он мог все увеличивать на 1). Сколько овощей принесла хозяйка домой?

2+1=3 огурца                                3+1=4  помидора

Волшебники Дроби-Объединяй.

Волшебников Дроби-Объединяй очень хорошо использовать в работе над составом числа.

Например, Волшебник Дроби дробит число 9 на единицы, или на 2 меньших

Выполняя подобные задания, очень важно задействовать у детей не только зрительный, слуховой, но и тактильный анализатор. Дети должны и работать с раздаточным материалом и проговаривать выполнение задания: «К четырем прибавить пять, будет девять».

Еще один вариант работы с Волшебником Объединения. На доске разбросаны числа. Детям предлагается объединить их в пары так, чтобы в сумме получилось число, например 9.

В работе с геометрическими фигурами «Волшебник Дроби делит, допустим, квадрат на 4 части. Какие фигуры получатся?» - «Получается или 4 квадрата, или 4 треугольника».

Волшебник Наоборот.

При порядковом счете под влиянием Волшебника Наоборот дети считают не от 1 до 10, а наоборот от 10 до 1. Или не от 10 до 100 десятками, а от 100 до 10.

Выполняя какое-либо математическое действие, дети под влиянием Волшебника Наоборот, меняют знак на противоположный.

4 + 1 = ? В.Н. 4 - 1= 3

В работе с временными понятиями.

Например, такая игра «Неделька, стройся».  У детей – карточки с названиями дней недели, по сигналу воспитателя: «Неделька, стройся!» - дети выстраиваются по порядку от понедельника до воскресенья. Под влиянием Волшебника Наоборот дети выстраиваются в обратном порядке – от воскресенья до понедельника.

Точно также можно выстраивать и последовательность месяцев.

Системный оператор:

На «волшебном экране» можно рассматривать и объемные геометрические фигуры. В этом случае нам нужна будет только средняя вертикаль системного оператора.

  • «Дети, какая это фигура?» - «Цилиндр». «Это объемная или плоскостная фигура?» - «Объемная».
  • «Где встречается подобная форма? Какие объекты имеют такую же форму?» - «Батон колбасы, конфета (когда имеет такую же форму), труба, шляпа фокусника, средняя часть булки».

Колбаса

труба

конфета

шляпа фокусника

булка

Примечание:

Если рассматриваем фигуру, имеющую вершины, ребра, плоскости (например, треугольную призму), нужно это указать.

  • «Из каких плоскостных фигур состоит цилиндр?» - «Из 2 кругов и прямоугольника». Здесь нужно отметить, что, если рассматривать фигуру типа призмы, то нужно указать, не только из каких плоскостных фигур состоит призма, но и сколько вершин и ребер имеет.
  • Треугольная призма состоит из 3 прямоугольников и 2 треугольников, кроме того, имеет 9 ребер и 6 вершин.

Метод морфологического анализа (ММА).

На «волшебной дорожке» живут числа. По дорожке сначала пойдет число 1. Если оно идет со знаком «+», то мы его будем прибавлять или присчитывать ко всем числам. Если число 1 со знаком «-«, то мы будем отнимать или отсчитывать его.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+ 1

В начале работы обязательно использовать счетные палочки, любой другой раздаточный материал. И еще хорошо научить детей отвечать полным ответом: «К 2 прибавить 1 будет 3». Или: «От 4 отнять 1 будет 3».

Позднее, когда данный способ работы будет усвоен детьми, работу с наглядным материалом  нужно заменить действиями в уме.

Когда мы научим детей присчитывать и отсчитывать по 1, то же самое можно делать с числами 2,3 и т.д. «Волшебная дорожка» (ММА) поможет нам и научить детей образовывать числа второго десятка. На дорожке живут числа от 1 до 9, идет по дорожке число 10 со знаком «+», оно будет прибавляться ко всем числам, живущим на дорожке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Если на дорожке будут жить  дни недели, а путешествовать будет день, то мы получаем последующий ( «+»: вторник + день =среда) или предшествующий ( «-«: четверг-день =среда) день недели.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

+

день

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

понедельник

Закрепление  знаний «соседей месяца» ( «+» - последующий, «-« - предшествующий).

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Ноябрь

Дек.

-

месяц

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Ноябрь

Кольца Луллия (решение задач)

Задание 1

«Составь задачу и реши ее».

На первом кольце – цифры, на втором – знаки «+» и «-«, на третьем круге – тоже цифры.

Дети раскручивают кольца, составляют пример, а потом по примеру придумывают условие задачи. Можно составлять задачи с определенным числом, или знаком, т.е. на сложение или вычитание.

Например: нам нужно составить задачу на сложение с числом 5. Раскрутив кольца. Получаем следующий вариант:5+3.

Составляем задачу: на ветке сидели 5 птиц. К ним прилетели еще 3 птицы. Сколько птиц стало на ветке?

Воспитатель зачитывает условие задачи: 5+3 =?

И все вместе ее решают 5+3=8.

Очень важно научить детей выделять составляющие задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

В данном случае условием будет: «На ветке сидели 5 птиц. К ним прилетели еще 3».

Вопрос задачи: «Сколько птиц стало на ветке?»

Решение: 5+3=8

Ответ: «Стало 8 птиц».

Задание 2.

«Составь неравенство или равенство»

На первом круге цифры, на втором знаки > < =. Причем знаки «больше» и «меньше» лучше ставить - галочкой вверх и галочкой вниз.

Раскручиваем круги, получаем неравенство:  4<7 или 7>4.

Задание 3.

«Составь число из 2-х меньших».

В подготовительной группе мы должны научить детей составлять число из 2-х меньших. И здесь нам помогут кольца Луллия. На всех трех кольцах – цифры. Раскручиваем, получаем: 9 это 5 + 4

«ДА-НЕТ» (в математическом развитии)

Числовая да-нетка.

1

3

0

7

2

9

4

8

5

10

6

В числовой да-нетке закрепляется не только ориентировка  «справа», «слева», «между», но и знание детьми цифр, отношений между числами «больше-меньше» («Это число меньше 8?»).

В подготовительной группе числовой ряд можно выстроить из десятков и, таким образом, отрабатывать счет десятками.

Можно также работать с числовым рядом без наглядности, по представлению (в подготовительной группе).

Вместо чисел можно использовать геометрические фигуры. Получаем геометрическую «Да-нет».

Здесь закрепляются знания детьми геометрических фигур. Возможны вопросы: «У этой фигуры 3 угла?» или «У этой фигуры все стороны равны?» и т.д.

И в числовой, и в геометрической «да-нет» расположение объектов может быть не только слева направо, т.е. по горизонтали, но и сверху вниз.

Т.е. по вертикали, тогда у нас будет вертикальная  «да-нет». И вопросы будут задаваться следующим образом: «Это выше (ниже) середины?».

На линейной «Да-нет» могут отрабатываться и временные понятия, например, дни недели, или месяцы.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

 

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Здесь вопросы будут звучать так: «Это раньше (позже) четверга?», «Это до (после) вторника?».

Когда последовательность дней недели, месяцев, детьми усвоена, можно также брать да-нетку без опоры на наглядность, по представлению.

Определение времени

В подготовительной группе, когда знакомим детей с часами, можно научить их играть в «да-нет» на часовом циферблате». Эта «да-нет» хороша тем, что она учит определять время и закрепляет понятия «раньше-позже».

В данном случае серединой числовой оси будет время – 6 часов.

Устанавливаем стрелки на 6.00. Первый вопрос:

  • Это 6 часов?
  • Нет.
  • Это раньше 6 часов?
  • Да.

Мысленно находим середину. Это ось, которая проходит через 9 и 3.

  • Это до 9 часов?
  • Нет.
  • Это после 9 часов?
  • Да.
  • Это 10 часов?
  • Нет.
  • Это 11 часов?
  • Да.

Так, как 11 часов может быть и в первой половине дня и во второй (23 часа), можно уточнить:

  • Это в первой половине дня?
  • Нет.
  • Это во второй половине дня?
  • Да.
  • Это 23 часа?
  • Да.

Речевое развитие

Анализ литературных произведений

 «Заяц - хвастун» русская народная сказка (в обработке О. Капицы).

1. Герой: Заяц

2. Что хотел герой: Хотел, чтобы его уважали, боялись.

3. Что мешало: Трусость

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: Хвастался

5. Кто или что помог  решить проблему: Случай с вороной

6. Какой результат получился: Его стали уважать, он преодолел свою трусость

7. Совет герою или жизненное правило: Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: Смелость, находчивость, сообразительность.

«Лисичка-сестричка и серый волк» русская народная сказка (в обработке М. Булатова).

1. Герой: Лиса

2. Что хотел герой: хотела есть

3. Что мешало: мешала ее лень

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: лежала, притворялась, выбрасывала, убегала.

5. Кто или что помог  решить проблему: хитрость

6. Какой результат получился: лиса наелась, но за счет волка

7. Совет герою или жизненное правило: ум и хитрость - вдоволь сытость. Не будь простофилей!

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: хитрость, притворство, сообразительность

«Сивка- Бурка» русская народная сказка (в обработке М. Булатова).

1. Герой: Иванушка

2. Что хотел герой: хотел поймать коня

3. Что мешало: сила, увертливость коня

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: взял, пошел, пришел, сел, сидит, не спит, жует, дожидается, подкрался, накинул, вскочил, ухватился

5. Кто или что помог  решить проблему: Ловкость Иванушки

6. Какой результат получился: поймал коня

7. Совет герою или жизненное правило: вот пускай никто не говорит, что раз дурак, то ни на что не годен.

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: ловкость, сообразительность, находчивость

«Крошечка - Хаврошечка» русская народная сказка (в обработке А. Н. Толстого).

1. Герой: мачеха

2. Что хотел герой: хотела извести падчерицу

3. Что мешало: корова, которая помогала Хаврошечке

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: била, журила, заставляла выполнять тяжелую работу

5. Кто или что помог  решить проблему: дочери мачехи

6. Какой результат получился: мачеха не добилась своего- не извела падчерицу

7. Совет герою или жизненное правило: сделав худо, не жди добра

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: злость, жестокость

«Айога» нанайская сказка в обработке Д. Нагишкина.

1. Герой: Мать

2. Что хотел герой: хотела проучить дочь

3. Что мешало: жалость

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: просила, отдала другой девочке лепешку

5. Кто или что помог  решить проблему: соседская девочка

6. Какой результат получился: Айога превратилась в гуся

7. Совет герою или жизненное правило: не тянись за красотой, тянись за разумом.

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: справедливость, мудрость

«Петух да собака» русская народная сказка

1. Герой: петух

2. Что хотел герой: хотел остаться живым

3. Что мешало: лиса

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: согласился, поставил условие, послал лису в дупло

5. Кто или что помог  решить проблему: собака

6. Какой результат получился: петух остался жив, лису укусила собака

7. Совет герою или жизненное правило: хочешь остаться жив, будь умнее и хитрее своего врага

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: догадливость, хитрость, остроумие

«Лиса и козел» русская народная сказка (в обработке К.Д. Ушинского).

1. Герой: лиса

2. Что хотел герой: хотела выбраться из колодца

3. Что мешало: высота колодца

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: сидел, горевал, разговаривал с козлом, звал к себе

5. Кто или что помог  решить проблему: козел

6. Какой результат получился: Лиса выскочила из колодца, а козел остался там

7. Совет герою или жизненное правило: хитростью из беды легко выйдешь

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: хитрость, сообразительность

«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин

1. Герой: лягушка

2. Что хотел герой: хотела отправиться с утками на юг

3. Что мешало: отсутствие возможности летать

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: нашла, предложила, зацепилась

5. Кто или что помог  решить проблему: догадливость лягушки, утки

6. Какой результат получился: она полетела, не удержалась и оказалась в другом болоте

7. Совет герою или жизненное правило: знай, сверчок, свой шесток

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: догадливость, смелость, смекалку

«Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин

1. Герой: поп

2. Что хотел герой: хотел оставить своего работника без расплаты

3. Что мешало: мешала исполнительность Балды

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: заказал трудную службу, требовал исполнить.

5. Кто или что помог  решить проблему: попадья

6. Какой результат получился: поп расплатился за работу Балды своим лбом

7. Совет герою или жизненное правило: Скупой платит дважды

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: скупость, жадность, расчетливость

«Горшок каши» Братья Гримм

1. Герой: мать

2. Что хотел герой: хотела остановить варить горшок

3. Что мешало: забыла волшебные слова

4. Что делал герой, чтобы решить проблему: испугалась, побежала, ела, горевала, звала

5. Кто или что помог  решить проблему: дочь

6. Какой результат получился: горшочек остановился и перестал варить

7. Совет герою или жизненное правило: всегда плохо бывает, когда знаешь что-нибудь на половину

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: несобранность, недальновидность.