МИНИ-МУЗЕЙ «Деревянная сказка»
учебно-методический материал на тему

Мамедова Елена Анатольевна

Профиль музея:

познавательный, исследовательский, информационный

Цель: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с деревянными предметами быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей

МБДОУ детский сад № 67 «Умка»

г. Нижневартовск

Средняя «А» группа «Непоседы»

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Деревянная сказка»

Наш девиз:

Мы любим нашу Родину,

Чтим русских мастеров!

И потому музей наш сказочный

Мы в группе создаём.

Поделки деревянные будем мы хранить.

Умением народным хотим всех удивить!

Создан под руководством воспитателя: Мамедовой Е.А.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:

мини-музей  «Деревянная сказка»

Профиль музея:

познавательный, исследовательский, информационный

Цель: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с деревянными предметами быта русского народа.

Задачи:

•  формировать представления о разнообразии предметов из дерева;

•  расширить представления о свойствах деревянных изделий;

•  развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, учить делать

выводы, развивать любознательность;

•  воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному

творчеству. Воспитывать интерес к природе, необходимость бережного отношения к

ней;

•  активизировать совместную деятельность родителей и детей;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей

роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважении.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте групповой комнаты, где на полках шкафа располагаются доступные для детей экспонаты.

Концепция мини-музея «Деревянная сказка»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре

трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: декоративно-прикладное искусство, устный народный фольклор: считалки, загадки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

     В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

     Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, т.к. представляет ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

  Целью создания нашего мини-музея является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с деревянными предметами быта

русского народа, с присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

    Для этого мы создали систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях, а также привлекали родителей к сбору экспонатов для мини-музея, планируем вовлекать родителей в воспитательно–образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, драматизации русских народных сказок, знакомство с календарными праздниками. Перед нами стоит задача воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм. Для этого мы используем все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Открытие мини-музея поставило перед нами основную задачу – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

   В нашем мини-музее «Деревянная сказка» собраны предметы русского быта:

деревянная посуда, деревянные игрушки, изображения сказочных персонажей на деревянной основе. Детям очень интересно увидеть действии из какой посуды наши предки ели, пили, из какого материала её изготавливали, как украшали, во что играли.      

    Мы планируем использовать различные формы работы - досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития, театральные постановки по мотивам народных сказок.

     Таким образом, возвращаясь к истокам культуры предков, мы формируем у наших воспитанников знания о культурном наследии русского народа, прививаем любовь к Родине.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Деревянная сказка»

Подготовительный этап

№п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственный

1

Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»

Сентябрь 2016

Мамедова Е.А.

2

Проведение бесед о создании музея в группе с родителями

Сентябрь 2016

Мамедова Е.А.

3

Информационный блок (наглядная информация)

Оформление информации о проведении проекта: на стендах в группе

В течение года

Мамедова Е.А.

4

Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми

В течение года

Мамедова Е.А.

5

Определение темы; название мини-музея; разработка его модели;

выбор места для размещения

Ноябрь-март

Мамедова Е.А.

Практический этап (или этап реализации проекта)

1

Создание мини-музея в группе

Декабрь - март

Мамедова Е.А.

2

Сбор экспонатов для музея

Декабрь - март

Родители, дети, воспитатели

3

Пополнение музея экспонатами

В течение года  

Родители, дети

Внедренческий этап

1

Открытие мини-музея в группе

Апрель 2017

Мамедова Е.А.

2

Экскурсия в мини-музее  

В течении года

Мамедова Е.А.

3

Приглашение гостей, родителей

В течение года  

Мамедова Е.А.

4

Проведение образовательной

деятельности в мини-музее

В течение года  

Мамедова Е.А.

5

Оформление мини – музея:

- презентации;

- паспорта;

- картотеки экспонатов

Апрель -май

Мамедова Е.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата

поступления

Постоянное/

временное

хранение

Фамилия

передавшего

экспонат

1

Матрёшка

Сентябрь 2016

Постоянное

Мамедова Е.А.

2

Деревянная игрушка

«Курочки»

Сентябрь 2016

Постоянное

Мамедова Е.А.

3

«Деревянный фужер с хохломской росписью»

Сентябрь 2016

Постоянное

Мамедова Е.А.

4

«Деревянные ложки  с хохломской росписью»

Декабрь 2016

Постоянное

Мамедова Е.А.

5

«Деревянные дидактические игры

вкладыши по мотивам сказок, вкладыши – бабочки, геометрические фигуры, арифметический набор – пирамидки, кубики»

Февраль 2017

Постоянное

Мамедова Е.А.

Особенности использования мини-музея

    Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности.

   

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

1.  Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала.

2. Проведение экскурсий для других групп детского сада.

3. Оформление дидактических игр по теме мини-музея.

4. Разработать тематический план занятий в мини-музее для детей старшего дошкольного возраста.

  На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.