Проект в средней группе "Осень в гости к нам пришла"
проект (средняя группа) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Проект  в  средней группе

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Воспитатель: Абдулкафарова З. Н.

Когалым 2016

Проект  в  средней группе

«Осень в гости к нам пришла»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и  песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В.А.Сухомлинский

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Вид проекта:   познавательно-исследовательский 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени; уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

  • учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре;
  •  привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • Активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья».

Развивающие:

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и  передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
  • развивать творческие и познавательные способности детей;
  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей;
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
  • стенд «Календарь осенних событий»;
  • коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев.

Возраст участников: дети 4-5 лет (средний возраст)

Сроки реализации проекта – краткосрочный – 1 месяц

Предполагаемый результат:

В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Актуальность темы:  Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира.  Но,  учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира.  Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е.  постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:  

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана на месяц, выбор форм работы.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы,  музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Фотоматериал для оформления слайд-шоу.
  • Украшение группы  по теме «Золотая осень».

2 этап. Выполнение проекта: 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы 

«Осень золотая»

 «Что такое листопад»

Рассматривание альбома «Осень»

Наблюдения

  • деревья осенью
  •  «Природа осенью»
  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за перелетными птицами

Речевое развитие

Чтение художественной литературы об осени

Пословицы, поговорки, загадки об осени

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;

М. Ходякова «Осень»;

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

В. Митрович «Листопад, листопад».

  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»,  «Белка готовится к зиме»

Творческое рассказывание детей по темам:

Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление      описательных рассказов.

 Заучивание стихов и загадок.

Пальчиковые игры «Капуста», «Овощи», «Осенний букет», «Осенние листья»,  «Осень», «Дождик»

Речевые игры «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Осенние приметы», «Доскажи словечко»,  «Один – много», «Подбери действие».

Социально – коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра  «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», «Парные картинки», «Какая сегодня погода», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки?»

Настольная игра  

«Как зовут тебя деревце?»

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»

Трудовая деятельность:

  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян,  листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?».

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья», «Косынка для осени»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

«Корзина с грибами»

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится», «Осенний наряд березы»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня»

Пение:

«Ветер, ветер, ветерок» слова, музыка

«Осень» слова, музыка

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: 

«Узнай песенку»

Досуги, развлечения:

Викторина «Что мы знаем о растениях?»

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

  «Что нам осень принесла»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

 «Белкины запасы», 

«Вершки и корешки»,

 «Вороны и собачка!»

Игры – соревнования 

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

 «Листопад»

 «Грибы»

Дыхательная гимнастика 

«Чей листок раньше улетит»

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Осень»

  • «Есть у каждого свой дом»
  • «Воробьи»

3 этап. Результаты: 

  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом «Золотая осень».
  • Выставка творческих поделок на тему: «Волшебный сундучок» сделанных в совместной деятельности  родителей с детьми.
  • Презентация слайд-шоу «Осень».
  • Досуг «Что нам осень принесла».  

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.