Семинар-практикум «Учим детей общению»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна

Конец раннего детства, дошкольный период – годы, когда начинают проявляться коммуникативные способности и социальные навыки.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения.

Данный семинар нацелен помочь педагогам сформировать дружеские взаимоотношения среди детей, сформировать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_detey_obshcheniyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

09.12.10.

Тот, кто думает, что можно обойтись без других

сильно заблуждается.

Еще сильнее заблуждается тот, кто думает,

что другие не могут обойтись без него.

Ф.Ларошфуко

Семинар-практикум «Учим детей общению»

Цели: - помочь педагогам формировать дружеские взаимоотношения среди детей, формировать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Конец раннего детства, дошкольный период – годы, когда начинают проявляться коммуникативные способности и социальные навыки.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет отмечается два перелома : первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет.

Первый – внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если ребенку 2-3 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками (эмоционально-практическое общение), то у 4-хлетние начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре (ситуативно-деловое общение)

Второй перелом связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

На втором году у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. Дети подражая друг другу, ощущают сходство со сверстниками, переживают свою общность и это доставляет им бурную радость. Отражаясь в других, малыши лучше выделяют самих себя, получая ответную реакцию и поддержку от сверстника, ребенок реализует свою самобытность, что стимулирует его инициативность.

В младшем дошкольном возрасте ребенок также ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него.

Примерно к 4 годам (период расцвета ролевой игры) у детей появляется потребность в сотрудничестве. Занимаясь общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Наряду с этим отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок начинает относиться к себе через другого сверстника, который становится предметом постоянного сравнения с собой. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и глазах другого. Появляется конкурентное , соревновательное начало.

К концу дошкольного возраста складывается новая форма общения, внеситуативно-деловая. Опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями сними. Хотя конкурентное начало сохраняется, но наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере его желания, предпочтения, настроения. Дети уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. К 6 годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним.

Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих детей эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим.

Важным фактором развития общения в дошкольном возрасте является та микросреда, в которой растет ребенок, особенно стиль воспитания.

Главной задачей в воспитании гуманных отношений маленьких детей является развитие эмоций, чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знания о правильном поведении. Ведь часто можно наблюдать то, как ребенок, прекрасно понимая, что надо помогать и делиться с другим, в реальной ситуации может действовать исключительно «в свою пользу» и никогда не уступать другому. Это происходит потому, что он действует не в соответствии со своими представлениями, а на основе чувственных впечатлений и непосредственного опыта.

Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится доброжелательное отношение. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Благоприятной средой для развития коммуникативных навыков является дошкольная группа, первичная общность, первое «детское сообщество», в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, формируются отношения со  сверстниками. Неоценимую помощь в развитии общения оказывает  совместная игра и конечно значимая роль здесь принадлежит педагогу.

Игра «Кто у нас хороший?

Дети выбирают одного ребенка, который встает в середину круга, и приговаривают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка (Коленька) хороший.

Ванечка пригожий.

Ванечка, подойди,

Мое имя назови!

Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.

Игра «Маша»

Дети выбирают «Машу», завязывают ей глаза, ставят в середину круга и приговаривают:

Маша, Маша, ты утеха наша!

Ручки из золота, ножки из долота,

Волосы кудрявые, а глаза лукавые.

«Маша» хватает кого-нибудь из круга и должна отгадать, кто это. Тот, чье имя она отгадает, становится «Машей». Игра повторяется.

Игра «Подарки друзьям»

Цель: развитие способности к эмоциональному общению, выражению своего отношения к друзьям.

На столе заранее разложены игрушки, книжки, украшения. Педагог показывает их и предлагает детям выбрать подарок другу, положить его в корзинку и преподнести со словами:

Я принес тебе подарок,

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши!

Ребенок благодарит за подарок. Затем все дети танцуют.

Игра «Мост дружбы»

Цели: развитие эмпатии (ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом) у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей; преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей, оптимизация взаимоотношений в группе

Воспитатель показывает детям линейку (незаточенный карандаш или др.) и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь хорошее (начинает воспитатель), например: «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо танцевать» и т.д.(можно удерживать линейку носами, ладонями, большими пальцами).

Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает та пара, которая продержалась больше других.

Игра «Подарок»

Цель: развитие невербальных средств общение у детей, творчества в общении; формирование направленности на другого человека, стимулирование желания проявить внимание к сверстнику, взрослому.

Выбирается «именинник», который будет принимать «подарки и поздравления» от сверстников и взрослых. Каждый участник игры без слов. Жестами и мимикой показывает, какой подарок дарит имениннику и что желает ему в этот праздничный день. «Именинник» (в случае затруднения и все желающие) пытается отгадать, что это за подарок и пожелание. Первый подарок дарит взрослый, чтобы дать детям примерный образец исполнения данной роли. Важно заинтересовать и привлечь к активному участию застенчивых, неуверенных в себе дошкольников. На роль именинника желательно как можно чаще избирать ребенка с неблагоприятным положением в группе сверстников. К исполнению роли дарящего важно как можно чаще привлекать эгоцентричных, эмоционально отгороженных детей.

Игра «Комплименты»

Цель: развитие социальной наблюдательности, внимательности друг к другу, позитивной установки на восприятие сверстника.

В центр на стульчик садится ребенок, остальные дети говорят ему комплименты, выделяя не только внешнюю привлекательность, но и позитивные черты характера, поведения, общения.

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Цель – создание благоприятного эмоционального климата в группе детей, развитие партнерских отношений между детьми, формирование навыков сотрудничества

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Цель – переход к непосредственному общению (отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия)

Общее правило – запрещение разговоров между детьми, чтобы исключить возможность возникновения споров, ссор.

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но ведь надо же нам как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку); когда мы хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (напр., подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; и т.д.). при этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Добрые эльфы

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и конечно уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда не слышали об этом? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те кто по левую – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и «спят», дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. потом дети меняются ролями.

Птенцы

«Они долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает «крылышками».

Волны

«В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто, мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Муравьи

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так – всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами (взрослый вместе с детьми ложится на пол и «спит», затем «просыпается»: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми мурвьиный танец).

Театр теней

«У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы  - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

Ожившие игрушки

«Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, робота ,..) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все надо молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (напр., солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку,…), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал.

ВТОРОЙ ЭТАП

Цель – развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним; отвлечь детей от фиксированности на собственном Я, сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника  самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.

Общий круг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План годичного семинара-практикума для родителей детей 5-6 летнего возраста "Мы учимся правильно"

Годичный семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет "Мы учимся правильно" расчинан на работу в парах "логопед-родитель", "логопед-ребенок" и "родитель-ребенок". Данный вид работы интересен тем, ч...

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

презентация Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста «Учите детей говорить правильно»

Игровой урок, наши встречи в клубе "Мы вместе"«Компас» нашей встречи!Прекрасна речь,  когда она как ручеёк,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готов внимать ее поток...

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкол...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...

Конспект семинара-практикума для родителей детей средней группы на тему: «Учите детей этике поведения»

Цель: Вовлечь родителей в обсуждение успехов и трудностей воспитания этики поведения у ребенка....