Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
методическая разработка

Столбова Наталья Владимировна

Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования. используя предложенные электронные пособия, педагоги дошкольных учреждений и учителя начальных классов, могут без труда провести педагогическую диагностику  и коррекцию индивидуального развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_stolbova.docx65.63 КБ
Office presentation icon geometricheskie_figury.ppt2.36 МБ
Файл obuchenie_gramote.pptx502.28 КБ
Файл pomogi_sportsm.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ – 2018

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

НОМИНАЦИЯ:

ВВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Составитель:

Столбова Наталья Владимировна,

воспитатель,

I квалификационная категория

Югорск

2018


Содержание

Пояснительная записка        3

Основная часть        7

I этап проекта        7

II этап проекта        8

III этап проекта        12

Заключение        12

Список литературы        13

Приложение 1        14


Пояснительная записка

Актуальность

Проблема осуществления педагогической диагностики в настоящее время продолжает оставаться одним из самых острых в практике работы. Это связано с тем, что о педагогической диагностике в стандарте говорится очень размыто.

В соответствии  с п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.[2]

В связи с этим возникают вопросы:

- если диагностика становится необязательной, но выявить степень реализации Программы и оценить уровень развития дошкольников мы должны, как и с помощью чего это сделать?

Согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей» [2]

Оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. [13]

Но владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе, и владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, должен каждый воспитатель, согласно Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н с изменениями на 5 августа 2016 года «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». [4]

Обучаясь на курсах повышения квалификации по теме «Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», столкнулись с тем, что нам предлагаются диагностические карты по ФГТ, т.е. некоторые ВУЗы еще не разработали данную тему, а уже приглашают на КПК.

Возникли противоречия между социальной значимостью и недостаточной теоретической разработанностью указанной проблемы, между необходимостью проводить педагогическую диагностику по-новому и необученностью педагогов по проведению педагогической диагностики в условиях ФГОС ДО, эти противоречия и определили тему исследования.

Объект исследования: процесс педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Предмет исследования: электронные пособия в виде интерактивных игр как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Цель исследования: создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.


Задачи исследования:

  1. Подобрать и проанализировать литературу по теме.
  2. Изучить специфику педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  3. Рассмотреть понятия «педагогическая диагностика», «интерактивная игра».
  4. Рассмотреть возможность использования интерактивных игр как метода педагогической диагностики.
  5. Разработать электронные пособия в виде интерактивных игр как метода педагогической диагностики.

Гипотеза исследования:

В своем исследовании мы предполагаем, что включение электронных пособий в виде интерактивных игр как метода педагогической диагностики, помогут педагогам качественно проводить педагогическую диагностику с целью выявления степени реализации Программы и оценивания уровня развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Срок реализации проекта: октябрь 2017 г. - май 2018 г.

Участники проекта:

Педагоги и воспитанники МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки».

План-график проекта:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Результат

1 этап – подготовительный

Изучение литературы по данной теме  и подготовка теоретической части проекта.

октябрь - ноябрь

Собран и изучен теоретический материал и разделен по темам

Анкетирование воспитателей

декабрь

Результаты тестирования в диаграммах.

2 этап – основной

Разработка электронных пособий в виде интерактивных игр как метода педагогической диагностики и как средства коррекционной работы.

декабрь - февраль

Диск интерактивных игр.

Апробация электронных пособий в виде интерактивных игр как метода педагогической диагностики во II младшей группе «Теремок».

февраль

Педагогическая диагностика с использованием интерактивных игр во II младшей группе «Теремок».

Презентация проекта на методическом совете в ДОУ.

февраль

Комплект УММ.

Анкетирование воспитателей после презентации проекта

март

Результаты тестирования в диаграммах.

3 этап

заключительный (апрель 2018 – сентябрь 2018)

Апробация электронных пособий в виде интерактивных игр как метода педагогической диагностики в ДОУ.

апрель

Педагогическая диагностика с использованием интерактивных игр в ДОУ.

Анкетирование воспитателей после апробации электронных пособий как метода педагогической диагностики в ДОУ.

май

Результаты тестирования в диаграммах.

Ожидаемый результат:

  • Электронные пособия в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников.

Критерии оценивания результатов проекта:

  • Анкетирование воспитателей до и после апробации интерактивных игр.

Инновационность и новизна проекта заключается в разработке и во внедрении в практику работы электронных пособий как эффективного метода педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Практическая ценность данного проекта состоит в том, что, используя предложенные электронные пособия, педагоги дошкольных учреждений и учителя начальных классов, могут без труда провести педагогическую диагностику индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Перспектива: совместно со старшим воспитателем разработать маршруты индивидуального развития на все возраста, используя электронные пособия как метод педагогической диагностики и коррекции индивидуального развития ребенка.


Основная часть

I этап проекта

На первом этапе проекта мы изучили литературу по данной проблеме, собрали всю информацию в методическую копилку.

Выяснили, что педагогическое диагностирование возможно проводить с помощью игр, тестов. Мы решили создать интерактивные игры, которые для детей наиболее привлекательны.


II этап проекта

На II этапе проекта была проведена диагностика дошкольников с помощью электронных пособий в виде интерактивных игр.

Если раньше для педагогической диагностики мы использовали много наглядного материала, книг, картинок, игрушек, все это нужно было приготовить, принести, занять несколько столов, и проводить диагностику в течение нескольких недель, то проводить диагностику с помощью электронных пособий очень просто:

  • для проведения диагностики нужен один ноутбук;
  • диагностика осуществляется индивидуально, с учетом «зоны ближайшего развития», как это рекомендует ФГОС ДО;
  • дошкольникам нравится этот процесс, так как он проходит в игровой форме, что тоже необходимо, учитывая требования ФГОС ДО.

Одним из пунктов II этапа проекта являлось анкетирование педагогов, для этого была разработана анкета (Приложение 1). В анкетировании участвовало 18 педагогов. Данные представлены на диаграммах 1, 2, 3, 4.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

На первый вопрос только 6 % (1 человек) ответили, что используют в качестве метода педагогической диагностики интерактивные методы, а 11% (2 человека) пользуются тестами.

На второй вопрос отрицательно ответили 66% педагогов (12 человек).

Мы увидели, что только один человек (6%) самостоятельно делает интерактивные игры. И в то же время 56 % (12 человек) воспитателей понимают, что удобно будет пользоваться интерактивными играми, но 44% (8 человек) – не понимают, что интерактивные игры помогут качественнее провести диагностику.

В связи с этим для педагогов запланирована презентация педагогического проекта «Интерактивные игры как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Презентация педагогического проекта проходила на педагогическом совете 28.02.2018 года, проект занял первое место среди педагогов учреждения.

После проведения презентации данного проекта, педагоги вновь были проанкетированы. Их ответы внесены в сравнительные диаграммы 5, 6, 7.


Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Изучив теоретические аспекты данной проблемы, проанкетировав педагогов, учитывая, что дидактические задания, тесты, викторины можно сделать с помощью программы Microsoft PowerPoint, мы решили, что электронные пособия в виде интерактивных игр как метод педагогической диагностики, возможно, использовать в практической деятельности. (Приложение2)

III этап проекта

На III этапе проекта запланирована апробация электронных пособий как метода педагогической диагностики и анкетирование воспитателей после проведения диагностики по-новому.

Заключение

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанкетировав педагогов, проведя диагностику на группе с использованием электронных пособий в виде интерактивных игр, пришли к выводу, что:

  • электронные пособия, возможно, использовать как метод педагогической диагностики, но этот метод не будет единственным;
  • также наблюдая за игрой дошкольников с электронными пособиями, можно продиагностировать личностные результаты развития ребёнка;
  • электронные пособия могут служить средством коррекционной работы с дошкольниками.

Преимущества проведения диагностики с помощью электронных пособий:

  • для проведения диагностики нужен один ноутбук;
  • диагностика осуществляется индивидуально, с учетом «зоны ближайшего развития», как это рекомендует ФГОС ДО;
  • дошкольникам нравится этот процесс, так как он проходит в игровой форме, что тоже необходимо, учитывая требования ФГОС ДО.

Список литературы

  1. https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/interaktivnye-metody-obuchenija.html
  2. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
  3. https://lektsii.org/13-479.html
  4. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/11/20/professionalnyy-standart-pedagoga
  5. Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. Методические рекомендации по организации  образовательной  деятельности  дошкольных  образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
  6. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999.
  7. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16 с.
  8. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16 с.
  9. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16 с.
  10. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16 с.
  11. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №4 (апрель), 2015 г.
  12. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. (Письмо Министерства образования и науки РФ. 28.02.2014 г. № 08-249).
  13. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М. «Линка-Пресс»,2014. – 64 с.
  14. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Приложение 1

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Какие основные методы, позволяющие выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ Вы используете?
  • наблюдение
  • изучения продуктов деятельности детей
  • несложные эксперименты
  • беседы
  • дидактические игры
  • тесты

  1. Используете ли Вы при диагностике интерактивные игры?
  • Да
  • Нет
  • Иногда

  1. Создаете ли Вы самостоятельно интерактивные игры?
  • Да
  • Нет
  • Беру из интернета

  1. Удобно ли будет пользоваться интерактивными играми при диагностике?
  • Да
  • Нет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

т а

Слайд 2

т а

Слайд 3

т у

Слайд 4

т у

Слайд 5

т о

Слайд 6

т о

Слайд 7

т ы

Слайд 8

т ы

Слайд 9

т и

Слайд 10

т и

Слайд 13

Составь слова по первым звукам картинок

Слайд 14

П т т о р т

Слайд 15

Т У Ч К А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 2

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 3

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 4

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 5

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 6

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 7

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ

Слайд 8

ПОМОГИ СПОРТСМЕНАМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ Педагогический мониторинг

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУТаблицы педагогического мониторинга на все возрастные группы детского садаСводная таблица педагогического мониторинга ДОУ...

Презентация "Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО.  Предлагаю  разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО

Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспи...