Разговор « На сцене». Осложняющие обстоятельства.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Формирование у воспитанников навыков психологической подготовки к концертному выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №3

Разговор « На сцене». Осложняющие обстоятельства.

Цель занятия:

Формирование у воспитанников навыков психологической подготовки к концертному выступлению.

Задачи:

- совместно с детьми сформулировать причины боязни сцены;

- познакомить детей с особенностями установления зрительного контакта с залом;

- совместно с детьми выявить положительные и отрицательные стороны сценического волнения;

- составить в ходе коллективного обсуждения «Памятку вокалиста», позволяющую настроиться на выступление и преодолеть страх;

- формировать навыки самостоятельной подготовки к выходу на сцену

Оборудование: табличка со словами: «Артист», картонные круги с надписью: зеленый – «ВОЛНУЮСЬ» и белый с надписью «НЕ ВОЛНУЮСЬ», золотистый круг из картона, ваза с искусственными цветами красного, желтого и белого цвета (каждый цвет – по количеству детей в группе)

Ход занятия

Подготовительный блок

  1. Организационный этап (подготовка детей к работе на занятии)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем занятие, я хочу предложить вашему вниманию несколько видеосюжетов

(Демонстрация контрастных видеосюжетов выступления на сцене: (фрагменты м\ф «Фильм, фильм, фильм», к\ф «Приключения Дениса Кораблева" (Папа у Васи силен в математике»)

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

Основной блок

II. Подготовительный этап

Сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей

Педагог: Совершенно верно! Сегодня тема нашего занятия – БОЯЗНЬ СЦЕНЫ! И способы ее преодоления.

III этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Педагог: Для начала, давайте определимся, кто из нас боится выходить на сцену? Для этого нужно вспомнить каждому свое недавнее выступление на последнем звонке. Закройте глаза. Мысленно перенеситесь в тот момент, когда вы стояли за кулисами и ждали своего выхода не сцену. Вспомнили? Артистам всегда дарят цветы. Правда, это происходит после выступления, а мы сегодня сделаем по-другому. Посмотрите, у меня на столе стоит ваза с цветами. И теперь: если вы очень сильно волновались перед выходом на сцену, то из вазы берем желтый цветок; если – не очень – белый, а если совсем не волновались, - красный (дети выбирают цветы).

Педагог: Что ж, оставьте пока цветы у себя. Но лучше отложить их в сторону, потому что мы снова отправляемся в страну воспоминаний. Закрываем глаза, переносимся в день выступления и вспоминаем момент, когда вы уже исполнили песню. Вспомнили? Теперь снова подходим к вазе с цветами: если вы волновались все время выступления и пришли в себя только за кулисами – желтый цветок, если по мере того как вы начинали петь, - волнение постепенно исчезало –белый, если находясь на сцене вы испытывали только радость и ни капли волнения – красный

(дети выбирают цветы)

Педагог: В ваших букетах не хватает третьего цветка: если вам не хочется еще раз выйти на сцену – то из вазы берем желтый цветок; если вам нравится выступать, но вы боитесь – белый, если вы очень хотите снова оказаться на сцене и она вас совсем не пугает – красный

(дети выбирают цветы)

Педагог: Теперь посмотрите на свои букеты. Какие они?

(ответы детей)

Педагог: Безусловно, они все очень красивые, независимо от цвета. У кого-то цветы одинаковые, у кого-то разные. Это говорит о чем? Что вы испытываете разные эмоции, перед выходом на сцену, во время выступления? Оставьте ваши букеты. Нас ждет великое плавание. В океане есть два острова.

(Педагог крепит к доске картонные круги: зеленый с надписью ВОЛНУЮСЬ и белый с надписью НЕ ВОЛНУЮСЬ)

Педагог: Предлагаю высадиться на зеленом острове тех, кто пока еще волнуется перед выходом на сцену и на белом острове тех, кто абсолютно не волнуется. Так вот между ними есть еще один остров

(Педагог выкладывает на пол золотистый круг)

Педагог: Как вы думаете, что это за остров, и почему он золотистого цвета?

(В процессе обсуждения педагог подводит детей к мысли, что если человек совсем не волнуется или волнуется мало, выступление, скорее всего, окажется не очень удачным. По мере усиления нервозности улучшается качество выступления, но лишь до некоторого предела. Когда волнение слишком велико, оно мешает ему. Должна бытьЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА)

Педагог: Думаю, что каждый из нас должен немного волноваться перед выходом на сцену, это нормально. Главное, чтобы волнение не мешало выступлению. И сейчас мы будем учиться справляться с волнением. Сейчас мы составим своеобразный рецепт от страхаСоветы выступающим. Вы поможете мне?

Педагог: Начнем с того плюса волнения, о котором мы уже говорили. Волнение заставляет нас более серьезно готовиться к выступлению. Первое правило- следует не просто репетировать, а репетировать столько раз, сколько нужно, чтобы НЕ о чем было волноваться

Педагог: Если сцена для вас незнакома. Что нужно сделать?

(ответы детей)

Педагог: Второе правило - прийти заранее, осмотреться. Представить, как вы будете выступать. Представить зал, полный зрителей.

Педагог: Волнение – это страх ошибиться, сделать что-то не так (например, забыть текст песни или не взять трудную ноту). Какой тут совет нужен?

(ответы детей)

Педагог: Третье правило- спокойно повторите исполняемое произведение. Думайте о том, что все будет хорошо

Педагог: Представьте себе, что сцена, - это пучина океана, в которую нужно окунуться. Что, прежде всего вы сделаете?

(ответы детей)

Педагог: Четвертое правило- сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь расслабиться, думая о приятном.

Педагог: Повернитесь к соседу, спойте ему несколько строк любой песни.

(Дети поочередно поют по куплету своих сольных песен)

Педагог: Вы сейчас волновались?

(ответы детей)

Педагог: А знаете, почему вы не волновались?

(ответы детей)

IV этап. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Педагог: Вы пели одному человеку. Знакомому для вас. Есть такое понятие – зрительный контакт с залом. Это вовсе не значит, что нужно искать в зале какого-то одного человека, и петь, глядя на него. Зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одного зрителя на другого, это гораздо сложнее и это мы будем учиться в другой раз.

Педагог: Вот такие казалось бы простые, но очень полезные советы.

А теперь попробуйте применить эти советы тут на занятии вот импровизированная сцена, вот зрительный зал. Выходим по очереди, настраиваемся на выступление.

Актеры читают стихотворение «Наша Таня громко плачет» с осложняющими обстоятельствами:

  • если бы у него болел зуб
  • попала соринка в глаз
  • жали бы туфли
  • был пирожок во рту
  • хотелось бы в туалет
  • поездка в переполненном транспорте
  • под звуки вальса в парке
  • когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Итоговый блок

V Рефлексивный этап

Педагог:

(Вопросы для детей)

  • Чему мы сегодня научились?
  • Все-таки, волнение перед выступлением должно быть или нет?
  • Какой из советов борьбы с боязнью сцены вам кажется самым полезным?

Педагог: У вас остались цветы, и я предлагаю составить общий букет. Каждый из вас только что выступал перед другими ребятами. Это, конечно не большой зрительный зал, но:

- если вам помогли советы, о которых мы сегодня говорили – в вазу ставим красную розу

- если вы еще не знаете, поможет вам это или нет – белую розу

- если вы все равно очень боялись выступать перед ребятами – желтую розу

Всем большое спасибо за работу. До свиданья!

  1. Разыгрываем этюд.

  1. Этюд «Уличный фотограф»

Упражнение индивидуального тренинга, развивающего зрительную память и навыки наблюдательности. При постановке данного этюда перед исполнителем стоит задача: «Воспроизвести только что сделанный снимок»

Установка: вы идете по улице, упражняетесь в мгновенном "фотографировании". Вот навстречу вам идет человек. Направьте на него "объектив" и через секунду отведите. Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте "снимок" с оригиналом, как в фотографии:

Снимаем – печатаем – рассматриваем.

Точно так же упражняйте память на "фотографии" щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз - то ваш это умеет, он все время только так и делает. А вот осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.

  1. Этюд «Зеркало»

Для постановки этого этюда нужна пара, задание заключается в следующем: необходимо встать паре друг против друга. Один - «Человек», другой - "Зеркало». Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече, он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет новый костюм или платье. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них.

Студиец, играющий отражение- Зеркало, воспроизводит все подробно и тщательно, надо, чтобы в нем отразилось и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами). Это упражнение носит принципиальный характер, ибо в нем, кроме работы над вниманием и воображением, осуществляется переход к постижению внешних и внутренних проявлений поведения другого человека, - начало постижения характерности. Упражнение, если оно выполняется достаточно уверенно большинством группы, стоит усложнить, назвав его Кривым зеркалом, отражающим тот или иной взгляд "отражения» на действия отражаемого – их интерпретацию. Педагогу стоит обратить внимание на то, что часто ученики выбирают путь наименьшего сопротивления, пародируя внешние признаки поведения объекта. Желание рассмешить аудиторию, присущее любому актеру, не вредно, само по себе, но стоит обратить внимание на то, какими средствами оно достигается. Следует обратить внимание на необходимые волевые качества, которые помогают точно понять и выполнить задачу:

  • Максимальное внимание
  • Сосредоточение на подробностях
  • Отношение к действиям партнера, создающее «кривизну зеркала»
  • Чувство перспективы действия

Оговоримся, чаще всего для того, чтобы упражнение не вышло скомканным, надо дать исполнителям предварительно оговорить хотя бы схему физических действий и стоящих за ними событий. Это дает верное направление фантазии и помогает не думать о следующем шаге в этюде.

Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении стоит достичь, прежде всего, взаимосвязи и взаимозависимостью партнеров.

  1. Этюд «Тень».

Парный этюд. Ребята выбирают партнера. Молча договариваются – кто будет Человеком, а кто тенью. Человек ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения. Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

  1. Этюд Разные отношения

В этом этюде участвуют четыре человека. Один и трое, каждый из них разные по отношению к одному из участников.

Условие: к разным людям мы относимся по разному, представим себе что вчера, один из вас забыл какую-то вещь и желает ее найти. Он должен подойти к другу, к недругу, к какой-то важной персоне.

Как необходимо спрашивать у каждого из них? Здесь демонстрируется личное отношение к каждому по-разному.

  1. Этюд «Сад»

Это Групповой этюд, говорят один из любимых упражнений Станиславского.

В саду рвут яблоки и груши. Дети должны не просто показать, как рвать яблоко с дерева, а именно найти верное напряжения в руках. В размерах и формах яблоки разные: маленькое, кривобокое, его легко сорвать или огромное, на толстом черенке, на него нужно больше усилий. Помочь себе внутренними видениями, и почувствовать правду действия. Напряжение в пальцах должно быть максимальными. Потом- рывок. И тут все напряжение сразу спадает, потому что яблоко сорвано. Главное - последнее действие: яблоко сорвано, пальцы освободились после рывка, стали легкими, теперь требуется совсем небольшое напряжения, чтобы удержать в руке плод.

Выше перечисленные и рекомендованные этюды содержат в себе задание выполняемые публично, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение, необходимые для личностного полноценного развития школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

«Если я не могу изменить обстоятельства, то…» (для родителей)

Взрослые часто называют детские годы «беззаботными». Наверное, они что-то забыли. Большинство детей страдают из-за комплекса неполноценности, отвержения сверстников, из-за проблем в школе, финан...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...

Развитие опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Эта статья содержит материалы о развитии опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах....

Сказка «Три медведя», метод - знакомые герои в новых обстоятельствах, с элементами методики ТРИЗ.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № .. комбинированного вида Приморского района города Санкт- Петербурга    Конкурсная работаМетод - знако...

Мастер-класс для родителей: Комплекс «Антистресс» для повышения работоспособности и стрессоустойчивости в разных обстоятельствах

Комплекс «Антистресс» Цель  занятия:- познакомить  родителей с  упражнениями комплекса «Антистресс» и научить их самостоятельно использовать  для улучш...

Видеоролики для детей о безопасном поведении при чрезвычайных обстоятельствах

В связи с обострившейся ситуацией, угрожающей жизни и здоровью детей в исторических регионах и граничащих с ними территориях, в рамках проекта по безопасности детства "А что если?" аппаратом...