Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.
консультация (подготовительная группа) по теме

Карелина Наталья Николаевна

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».

Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Цели:

·        уточнение представлений у детей по теме библиотека.

·        Пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, переплёт, страница, обложка, иллюстрация.

·        Продолжать учить подбирать признак к предмету( книга какая?)

·        Уточнение понятий: писатель, поэт

·        Употребление в речи предлогов: под, на

·        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·        Учить составлять творческие рассказы по предложенным обстоятельствам.

·        Развивать логическое мышление, связанную речь, память, внимание.

·        Воспитывать бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, чтение книг, сюжетно ролевая игра по теме, дидактические игры, беседы.

 

Ход занятия:

Сюрпризный момент. В группе появляется посылка с запиской, если вы хотите узнать, что находится в коробке, отгадайте загадку:

ХОТЬ НЕ ШЛЯПА А С ПОЛЯМИ

НЕ ЦВЕТОК, А С КОРЕШКОМ

РАЗГОВАРИВАЕТ С НАМИ

 ВСЕМ ПОНЯТНЫМ ЯЗЫКОМ.

1.     Знакомство с темой . Да ребята, это книга. Давным  давно, когда люди ещё не придумали бумагу. Они высекали слова – значки (иероглифы) на камне. Потом на глиняных дощечках, на материале, сделанном из растений – папирусе. В России писали на бересте, выделывали тонкую кожу животных – пергамент. Всегда люди пытались сохранить написанное.

2.     Работа над словарём. Книги сейчас красивые. Как вы думаете, из чего они сделаны?(из бумаги)

Правильно, давайте рассмотрим нашу книгу. В каждой книге, есть…воспитатель показывает дети  отвечают: что это? (обложка)

А это что? (страницы ) А как называется эта часть книги? (переплёт) Вспомните как называются картинки нарисованные в книге? (иллюстрации)

Количество книг очень быстро растёт, а где же хранятся книги? (дома, в детском саду, в школе, в библиотеке.)

Правильно специальное место для хранения книг называется библиотека. А как называется человек, который отвечает за все книги в библиотеке? (библиотекарь)

У нас в группе тоже есть библиотека, но прежде чем мы отправимся в библиотеку давайте,  вспомним правила, как нужно обращаться с книгами.

 

Физкультминутка:

4.Д/И «Подбери признак к предмету» давайте рассмотрим книги в нашей библиотеке. Что вы можете сказать об этой книге, какая она? (большая, толстая, красочная и.т.д.)

А какая эта книга? (маленькая, резная, красивая) А что можно сказать про эту книгу?.....

3.     Уточнение понятий: писатель, поэт  Ребята, а кто пишет книги? (писатели, поэты, народ)

Что пишут писатели? (рассказы, сказки, повести, романы)Что пишут поэты?

Скажите, какие книги больше всего любят дети?

Конечно же, сказки.

4.     Игра «Следопыт» с использованием предлогов за, на

С вами хотят поиграть герои из разных сказок они спрятались от вас по всей группе, а для того чтобы вы их нашли они оставили вам карточки подсказки.

Вспомните, что обозначает маленькое слово под,(что предмет находится внизу), а что обозначает маленькое слово на(что предмет находится на чём либо)

Молодцы отправляйтесь на поиски.

Воспитатель задаёт детям вопросы. Из какой сказки твой герой и где он прятался?

5.     Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Героям так у вас понравилось, что они просят вас ещё с ними поиграть. Они просят чтобы вы назвали их ласково

Волк-волчёнок-волчишко

Лиса-лисонька-лисичка

Гном-гномик

Маша-Машенька-Машуня

Колобок-колобочек

Лягушка-лягушонок

Медведь-медвежонок

Кот-котик

Коза-козочка

Дракон-дракончик

Чебурашка-чебурашечка

Бармалей-бармалейчик

6.     Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Молодцы, ребята, пока мы играли к нам пришли новые сказочные герои. Они все из одной сказки. Кто догадался из какой? (Репка)

Правильно, но только в этой сказке надоело деду репку садить и посеял дед (горох)

Сейчас я взмахну волшебной палочкой и мы с вами превратимся в сказочников и попробуем сочинить новую сказку, которая будет начинаться со слов: «Посеял дед горох и вырос горох  высокий превысокий…

Кто продолжит?

Дети по цепочки рассказывают сказку.

А кто может рассказать сказку с другим окончанием? (1-2ребенка)

7.     Хорошие у нас с вами сказки получились. Понравилось вам быть сказочниками.

А хотите стать художниками? Сейчас я только взмахну волшебной палочкой.

Дорогие мои художники занимайте свои места и нарисуйте иллюстрацию к  своей любимой сказке. Все иллюстрации мы соберём в одну книгу и подарим нашу книгу малышам. Ведь они тоже любят сказки.

8.     После завершения работы дети одевают на ленту свои картинки.(развитие мелкой моторики)

 

9.Итог занятия.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

 

 

Занятие по развитию речи в старшей  логопедической группе.

Пересказ сказки «Лиса и рак».

Программное содержание:

1.            Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку «Лиса и рак» без помощи вопросов воспитателя. Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами».

2.            Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

3.            Учить использовать слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстрый-медленный и пр.)

4.            Развивать голосовой аппарат и артикуляцию: учить произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом.

 

Оборудование:

1.            Сказка «Лиса и рак»;

2.            Картина с изображением лисы;

3.            Картина с изображением лисы с лисятами.

4.            Игрушка лисы

Ход занятия

1.     Предлагаю детям рассмотреть картину с изображением  лисы с лисятами    и ответить на вопросы:

1)           «Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами и т.п.)

2)           «Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, малыш)

3)           «Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, маленький, крохотный  – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).

4)           «Лисенок маленький, а лиса какая?» (большая).

5)           «Лиса большая, сильная, а лисенок какой?» ( маленький, слабый).

6)           «Правильно, лисенок еще слабый, потому что маленький, а когда он подрастет, каким он будет?» ( большим, сильным).

- Лисята еще маленькие и слабые: не умеют охотиться,  поэтому пищу им добывает мама-лиса. Она знает, что лисята голодные и бежит к ним. А  как она бежит к ним? (быстро). А маленькие лисята не умеют быстро бегать. Как они бегают?» (медленно)

 Вызываю 3-4 детей и предлагаю им составить короткий описательный рассказ про лису с лисенком.

 

2.     - Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы?

Ответы детей: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Хаврошечка» и др.

 - Молодцы, много знаете сказок про лису.

        Вопросы к детям:

1.Как в сказках называют лису ласково? (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса -  Патрикиевна, Лисьюшка)

2. А какой лису в сказках изображает автор?  (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей)

3. Можно ли лису назвать ласково лисенок? (нельзя)

4. А почему? (лисенок – это  детеныш)

 

3.Ребята, послушайте сказку, которая называется «Лиса и рак».

Вопросы к детям:

1)           Что предложила лиса раку?  Как об этом можно сказать по-другому? (бежим на перегонки, кто быстрее прибежит).

2)           Почему лиса предложила раку бегать?

3)           Почему лиса хитрая?

4)           А рак, какой он? (еще хитрее: догадался прицепиться лисе за хвост. Рак хитрый-прехитрый, хитрющий).

 

 Ребята, послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами».

Воспитатель вызывает к себе троих детей и предлагает им рассказать сказку. Одному – за  рака; другому – за  лису; третьему – за  автора. Затем вызывает других троих детей и предлагает им сделать тоже самое.

 Физкультминутка:

Я, лисичка-сестричка

По лесу ходила.

Я, лисичка-сестричка

Голосом вопила.

Я, лисичка-сестричка

Лычки драла,

Я, лисичка-сестричка

 Лапотки плела.

4.На доске прикреплены картины с изображением лисы. Предлагаю 5-6 детям поочереди  выбрать картинку и придумать короткий рассказ про лису (рассказать какая лиса).

 

 

Ответы детей:

«У меня лиса рыжая, хвост у нее золотистый и пушистый».

«У меня лиса хитрая, хвост у нее тоже пушистый, а глаза черные-причерные».

«У моей лисы хвост еще пушистее, у нее мягкие лапки, она умная».  И т.п.

 

5.В конце занятия  произношу  чистоговорку: «Саша в лесу встретил лису» и предлагаю детям повторить ее с разной интонацией: громко,

  тихо, шепотом.

Подведение итогов занятия.

Вопросы к детям:

«Понравилось ли вам занятие?»

«Что нового вы узнали?»

 Ответы детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».

Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Цели:

  • уточнение представлений у детей по теме библиотека.
  • Пополнять активный словарь детей: библиотека, библиотекарь, переплёт, страница, обложка, иллюстрация.
  • Продолжать учить подбирать признак к предмету( книга какая?)
  • Уточнение понятий: писатель, поэт
  • Употребление в речи предлогов: под, на
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Учить составлять творческие рассказы по предложенным обстоятельствам.
  • Развивать логическое мышление, связанную речь, память, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, чтение книг, сюжетно ролевая игра по теме, дидактические игры, беседы.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. В группе появляется посылка с запиской, если вы хотите узнать, что находится в коробке, отгадайте загадку:

ХОТЬ НЕ ШЛЯПА А С ПОЛЯМИ

НЕ ЦВЕТОК, А С КОРЕШКОМ

РАЗГОВАРИВАЕТ С НАМИ

 ВСЕМ ПОНЯТНЫМ ЯЗЫКОМ.

  1. Знакомство с темой . Да ребята, это книга. Давным  давно, когда люди ещё не придумали бумагу. Они высекали слова – значки (иероглифы) на камне. Потом на глиняных дощечках, на материале, сделанном из растений – папирусе. В России писали на бересте, выделывали тонкую кожу животных – пергамент. Всегда люди пытались сохранить написанное.
  2. Работа над словарём. Книги сейчас красивые. Как вы думаете, из чего они сделаны?(из бумаги)

Правильно, давайте рассмотрим нашу книгу. В каждой книге, есть…воспитатель показывает дети  отвечают: что это? (обложка)

А это что? (страницы ) А как называется эта часть книги? (переплёт) Вспомните как называются картинки нарисованные в книге? (иллюстрации)

Количество книг очень быстро растёт, а где же хранятся книги? (дома, в детском саду, в школе, в библиотеке.)

Правильно специальное место для хранения книг называется библиотека. А как называется человек, который отвечает за все книги в библиотеке? (библиотекарь)

У нас в группе тоже есть библиотека, но прежде чем мы отправимся в библиотеку давайте,  вспомним правила, как нужно обращаться с книгами.

Физкультминутка:

4.Д/И «Подбери признак к предмету» давайте рассмотрим книги в нашей библиотеке. Что вы можете сказать об этой книге, какая она? (большая, толстая, красочная и.т.д.)

А какая эта книга? (маленькая, резная, красивая) А что можно сказать про эту книгу?.....

  1. Уточнение понятий: писатель, поэт  Ребята, а кто пишет книги? (писатели, поэты, народ)

Что пишут писатели? (рассказы, сказки, повести, романы)Что пишут поэты?

Скажите, какие книги больше всего любят дети?

Конечно же, сказки.

  1. Игра «Следопыт» с использованием предлогов за, на

С вами хотят поиграть герои из разных сказок они спрятались от вас по всей группе, а для того чтобы вы их нашли они оставили вам карточки подсказки.

Вспомните, что обозначает маленькое слово под,(что предмет находится внизу), а что обозначает маленькое слово на(что предмет находится на чём либо)

Молодцы отправляйтесь на поиски.

Воспитатель задаёт детям вопросы. Из какой сказки твой герой и где он прятался?

  1. Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Героям так у вас понравилось, что они просят вас ещё с ними поиграть. Они просят чтобы вы назвали их ласково

Волк-волчёнок-волчишко

Лиса-лисонька-лисичка

Гном-гномик

Маша-Машенька-Машуня

Колобок-колобочек

Лягушка-лягушонок

Медведь-медвежонок

Кот-котик

Коза-козочка

Дракон-дракончик

Чебурашка-чебурашечка

Бармалей-бармалейчик

  1. Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.

Молодцы, ребята, пока мы играли к нам пришли новые сказочные герои. Они все из одной сказки. Кто догадался из какой? (Репка)

Правильно, но только в этой сказке надоело деду репку садить и посеял дед (горох)

Сейчас я взмахну волшебной палочкой и мы с вами превратимся в сказочников и попробуем сочинить новую сказку, которая будет начинаться со слов: «Посеял дед горох и вырос горох  высокий превысокий…

Кто продолжит?

Дети по цепочки рассказывают сказку.

А кто может рассказать сказку с другим окончанием? (1-2ребенка)

  1. Хорошие у нас с вами сказки получились. Понравилось вам быть сказочниками.

А хотите стать художниками? Сейчас я только взмахну волшебной палочкой.

Дорогие мои художники занимайте свои места и нарисуйте иллюстрацию к  своей любимой сказке. Все иллюстрации мы соберём в одну книгу и подарим нашу книгу малышам. Ведь они тоже любят сказки.

  1. После завершения работы дети одевают на ленту свои картинки.(развитие мелкой моторики)

9.Итог занятия.

Что вам больше всего понравилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Консультация.

Рассказывание по картине в старшей группе.

  В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.

 На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

 В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

 В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

 Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь.

 Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».)

 В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).

 В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).

 Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

 Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше?

Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля (Миша, Настя)». С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, педагог рассказывает сам.

 На примере занятия по картине «Ежи» (из серии «Дикие животные»

Автор П. С. Меньшикова) рассмотрим, как может осуществляться обучение рассказыванию с применением вопросов и указаний в качестве основных приемов.

Ход занятия.

 Повторный показ картины педагог предваряет словами: «Дети, сейчас вы увидите уже знакомую вам картину. (Вывешивает картину.) Внимательно посмотрите на колючую семейку: на ежиху и ежат».

 Затем дети отвечают на вопросы: «Чем занята ежиная семья? На какую полянку привела ежиха своих ежат? Что на ней растет? Попробуйте подробно сказать об этом. Как выглядят ежиха и ежата? Вспомните рассказ о колючей семейке, который мы недавно читали. Это поможет вам интересно рассказать о ежихе и ежатах».

 Нацеливая детей на составление рассказа, воспитатель говорит: «Подробно расскажите о том, какая была ежиха, какие ежата, куда ежиха привела однажды ежат, что они делали на лесной полянке. Постарайтесь рассказать о колючей семейке интересно и весело». Вызванный ребенок подходит к картине и начинает рассказывать. Дети и воспитатель слушают его. Затем выступают еще пять-шесть детей.

 При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

 С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

 Для примера покажем методику проведения занятия по картине «Чья лодочка?» (из серии «Наша Таня»).

 Основная цель занятия — помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.

 Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой оно происходит, причинных связей и зависимостей, своевременно предотвращая появление в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей. Необходимо также упражнять детей, конечно в доступной для них форме, в передаче динамики и цветового своеобразия картины.

 Ход занятия.

 Рассматривание картины сопровождается беседой. В старшей группе продолжается работа но развитию умения выделять в картине самое существенное, поэтому, беседуя с детьми, педагог направляет их мысль на суть изображенного события при помощи следующего вопроса: «Что за случай произошел во время Таниной прогулки?» Вместе с воспитателем дети передают содержание картины: во время прогулки Таня на велосипеде подъехала к ручью и увидела плывущую лодочку. Она решила помочь ребятам найти уплывшую от них далеко по ручью лодочку и крикнула им: «Чья лодочка?»

 Наряду с выделением самого существенного в сюжете картины педагог учит детей видеть ее детали, описывать фон, пейзаж и т. д. Вопросы воспитателя останавливают внимание ребенка на ручье, на лодочке, на весеннем сквере, где гуляла Таня, на облике самой девочки. Формулируются вопросы-задания примерно так: «Рассмотрите повнимательнее нарисованные на картине ручей и лодочку. Расскажите о них. Куда Таня приехала покататься на велосипеде? Расскажите про весенний сквер: про деревья, траву, про дорожки сквера. Как закончится этот случай на прогулке? Что вы об этом думаете?»

 В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить личное отношение к изображенному. Ответив на вопросы: «На что в картине хочется подольше посмотреть? Чем полюбоваться? О чем хочется подробнее всего рассказать?», ребенок выделит что-то эмоционально привлекательное для себя, и это сделает для него картину более близкой, интересной, усилит желание говорить об изображенном.

 Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями педагога: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка; что Таня сделала, когда увидела лодочку».

 После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями....

Презентация к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.

Презентайия к занятию по развитию речи в старшей группе.  Составление описательного рассказа о синичке.Закрепить с детьми знания о зимующих птицах. Учить составлять описательный рассказ о си...