Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
консультация на тему

Аширова Надия Харрясовна

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayndeyatelnost_v_detsom_sadu.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

             

     Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника

                                                   Подготовила: воспитатель МБДОУ  «Лямбирский    

                                                     д/с № 3 комбинированного вида» Аширова Н. Х.

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн – деятельность детей относят:

  • Архитектурно – художественное моделирование среды, где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.
  • Дизайн одежды.
  • Прикладные аранжировки из разных материалов.

Дизайн для детей включает:

  • Благоустройство предметно - пространственной среды.
  • Благоустройство природной среды.

Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.

С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн – деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:

  • воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;
  • создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;
  • приобщать детей к совместно - раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале  совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.

Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет), особенности творческого почерка, техники исполнения.

Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.

Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности, приобщения детей к новым ее видам: архитектурно - художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.

Архитектурно - художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.

Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д.), а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.

Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.

В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично - театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).

Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.

Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.

Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им  при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном  итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.

Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Образовательная область "Художественное творчество" Аппликация с использованием трафаретов - как средство развития творческой личности дошкольника. "Подарок любимой мамочки".

Уважаемые коллеги, представляю вам своё занятие по аппликации и надеюсь, что оно вам пригодится в работе. Работа с трафаретами очень интересная и увлекательная, дети  любят обводить трафарет...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Презентация " Игра - средство развития творческой личности дошкольников. Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Корнеева В.А.

laquo;ИГРА - ЭТО ОГРОМНОЕ СВЕТЛОЕ ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЕНКА ВЛИВАЕТСЯ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ИГРА - ЭТО ИСКРА, ЗАЖИГАЮЩАЯ ОГОНЕК ПЫТЛИ...

Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность...

План работы по самообразованию на 2021-2022г. Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.

Цель: Выяснить роль и значение дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию творческих способностей дошкольников, формирован...