ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ НА ОСНОВЕ ТВОРСЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК
статья (подготовительная группа) на тему

Как подготовить ребенка к письму используя нетрадиционные изобразительные техники

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ НА ОСНОВЕ ТВОРСЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК

                                                                  Ирина Рафисовна Сафина

                                                                           МБДОУ № 48 «Детский сад

                                                                           «Золотая рыбка»,

                                                                           воспитатель,

                                                                           2 квалификационная  категория

                                                                           тел. 22-55-03

                                                                                "Ум ребенка находится на

        кончиках его пальцев»
                                                                                                   В.Сухомлинский                                                                                                                                                                                            

От учителей начальных классов часто можно услышать: «В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не

укладываются в общий темп работы».

Причина в том, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, это любимая одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.  Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Для эффективной и систематизированной работы по подготовке у детей руки к письму я решила организовать в своей старшей группе кружок «Мастерилкины друзья», цель которого - подготовка руки к письму на основе творческой деятельности детей с использованием нетрадиционных изобразительных техник. Я обратилась к творческой деятельности детей не случайно, ведь для детей создавать что-то новое так же необходимо, как дышать, ведь это гарантия того, что ребёнок усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать при обучении в школе. Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). По мнению взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребёнку, должно помочь ему в изобразительной деятельности и не только. Работа с крупой, с опилками, с карандашными стружками, с макаронами развивают у детей не только эмоциональную чувствительность, но и логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. При такой работе происходит интенсивный массаж рук и кончиков пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.

Для реализации поставленной цели, я определила следующие задачи:

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой.
  2. Развивать чувство цвета, формы. Композиции, воображение и творчество.
  3. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение как основу творческой деятельности
  4. Развивать умение ориентироваться на плоскости, обучать зрительному анализу и синтезу.
  5. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения предметов («рисование» верёвкой, макаронами, счётными палочками, пластилином, опилками).
  6. Развивать навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать, выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу).

С целью проведения планомерной работы кружка, я разработала перспективный план работы, где тематика занятий кружка совпадает с тематическим планированием всей психолого-педагогической работы в нашей группе. Занятия кружка проходят раз в неделю. На каждом занятии в месяце я предлагаю детям разные материалы для изображения объектов. У дошкольника должны быть разные материалы для работы, тогда будут задействованы разные мышцы руки: бумажные комочки, бумажные спирали, нитки, карандашная стружка, опилки,  бисер, макароны и т.д. В мае, когда дети уже овладеют разными изобразительными техниками, я предлагаю им выполнить изображение на определённую тему, только материал для изображения дети выбирают сами, кому что больше нравится. Так я даю возможность детям проявить свою фантазию и воображение, удивить сверстников своими творческими способностями.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Для того, чтобы заинтересовать детей я использую сказки о приключениях Мастерилки – это виртуальный герой, который любит путешествовать и при этом всё время попадает в какие-то необычные истории. У Мастерилки есть волшебный сундучок, где много разных полезных вещей (бисер, верёвочки, пёрышки, карандашная стружка и т.д.), которые могут превращаться в разные нужные предметы. Каждое занятие начинается с проблемной ситуации, возникшей у Мастерилки, и которую дети разрешают с помощью вещей из волшебного сундучка, а в конце занятия дети сами придумывают продолжение истории, произошедшей с Мастерилкой.

Кроме того, часто во время занятий мы с детьми вместе с Мастерилкой совершаем виртуальное путешествие по тем местам, где можно найти предметы из волшебного сундучка: по пляжу, по пшеничным полям, даже побывали на макаронной фабрике. Таким образом, на наших занятиях, мы не только создаём что-то новое и необычное, а ещё познаём окружающий мир.

Структура и организация работы на занятии.

  1. Занятие начинается с того, что от Мастерилки приходит видео письмо, в котором он рассказывает, где он путешествует и что с ним произошло. Перед детьми ставится проблемная ситуация, требующая разрешения.
  2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, массажи (часто выполняем массаж с тем материалом, из которого будет создавать «рисунок»: макароны, бусы, верёвочка, пуговицы и т.д.).

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем.

  1. Работа над «рисунком».

Методика работы над «рисунками» из бросового материала.

«Рисунки» из бросового материала можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне (приклеивая, например, верёвочку и раскрашивая рисунок), на ковролине, на бархатной бумаге.

Процесс создания рисунка можно разделить на следующие этапы:

Беседа – подготовка к работе.

Опираясь на образец, дети определяют, какой формы будет рисунок; какие части объекта должны присутствовать в изображении; какого цвета можно выбрать, например, верёвочку или карандашную стружку; как расположить картон и т.д.

Перенос образца на картон.

Дети с помощью воспитателя, если потребуется, переносят образец на картон с помощью копировальной бумаги. При этом необходимо детям напомнить условия, при которых получится хорошая копия образца: аккуратно придерживать листы, не сдвигать; хорошо нажимать на карандаш, чтобы изображение получилось чётким.

Наклеивание исходного материала на картон.

На контур рисунка тонкой полоской нанести клей. На него аккуратно наложить исходный материал так, чтобы получился контур рисунка.

Если мы работаем с верёвкой, с ниткой, с тесьмой, то их необходимо брать длиннее, чем рисунок, чтобы хватило на весь образец. Оставшуюся часть верёвочки отрезать. Начинать наклеивать нужно там, где на образце стоит стрелочка, и вести верёвочку, нитку через весь рисунок до замыкания.

На первых порах макароны, пуговицы, камешки, ракушки приклеиваем пластилином, затем переходим на клей ПВА. Начинаем оклеивать фигуры с контура.

Раскрашивание получившегося рисунка.

Когда клей высохнет, надо раскрасить рисунок. Я всегда стараюсь спрашивать у детей, какие чувства вызывает у них тот или иной цвет, т.к. именно цвет стимулирует желание взять в руки карандаш или кисть и рисовать.

По желанию  макаронные изделия, камешки, ракушки можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Важно отметить, что при таком раскрашивании, гуашь необходимо смешать с клеем ПВА в пропорции 1:1, для того,  чтобы гуашь не размазывалась.

4. Выставка работ. Продолжение приключения Мастерилки (придумывание детьми окончания истории). Самые удачные истории мы записываем в нашу самодельную книгу «Приключения Мастерилки», которую с удовольствием читают наши родители и гости.

Картины, коллажи, рамки для фотографий – все это мои воспитанники с большим удовольствием делают из различных подручных материалов. Для большей выразительности «рисунков» мы используем разнообразный материал для декорирования. В основном дети выполняют работы на картоне или на бросовом материале (баночках, коробочках, бумажных тарелочках)  

Для эффективного развития ребёнка, в том числе и развития его мелкой моторики, необходимо тесное творческое взаимодействие воспитателя и семьи ребенка. Успешность работы по развитию у ребёнка его мелкой моторики, подготовке руки к письму,  зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при участии родителей дошкольников, которые дома тоже должны всячески способствовать развитию двигательных, психических навыков детей. А мы, педагоги, должны помочь им в этом, вооружив их соответствующими знаниями, подсказав им различные формы работы с детьми, которые помогут превратить обучение в игру. Поэтому, я подготовила для родителей различные консультации и памятки: «Чем можно заниматься с ребенком, чтоб развивать ручную умелость?», «Пальчиковые игры для гиперактивных детей», «Ум ребенка в пальчиках», и т.д.

Совместно с родителями мы создали подборку игр, направленных на развитие мелкой моторики детей: «Игры на кухне», «Игры с бусинками и пуговицами», «Игры усыплялочки и просыпалочки».

Чтобы привлечь наших родителей к творческому сотрудничеству, мы предлагаем им поучаствовать в различных тематических выставках  совместных творческих работ, которые мы устраиваем в группе: «Раз крупинка, два крупинка», «Волшебная верёвочка», «Пластилиновая сказка». В начале учебного года я организовала свою творческую выставку, где были представлены мои работы, сделанные из различного материала. Затем, я предложила родителям продемонстрировать свои работы или работы, сделанные семьёй. Так организовались у нас творческие семейные выставки «Весенние деньки семьи Муравьёвых» (работы с использованием макаронных изделий), «Цветочные фантазии семьи Абрамовых» (работы из карандашных стружек) и т.д. Такие выставки вдохновляют не только детей, но и их родителей к творчеству, вызывают желание представить свои возможности, возможности своей семьи, способствуют общности интересов детей и взрослых и, конечно, создают условия для развития наших детей.

Часто, придя за детьми в детский сад, мамы заставали нас за нашим интересным занятием, когда мы доделывали свои работы. Однажды, одна из мам попросилась помочь своему ребёнку, а заодно и самой попробовать создать «рисунок» из верёвочки, так и родилась у нас в группе традиция «Мастерим вместе с мамой». Ведь дома зачастую нет нужных для творчества материалов, да и родителям всё некогда, а в детском саду можно отвлечься, хотя бы на несколько минут от своих дел и предаться творчеству, да ещё и с ребёнком вместе. Что может быть лучше!

Чтобы дети и дома занимались творческой деятельностью, и, вместе с тем, развивали свою ручную умелость, мы предложили завести дома «Волшебный сундучок», как у Мастерилки, где можно собирать разные коллекции пуговиц, камешков, бусинок, красивых верёвочек и т.д. И теперь дети с удовольствием приносят в детский сад свои сундучки и вместе с друзьями рассматривают свои коллекции, которые им помогают собирать и родители.

 По результатам итоговой диагностики уровня усвоения программного материала детьми мы определили, что наша творческая работа по созданию «рисунков» с использованием нетрадиционных изобразительных техник дала свои положительные результаты: дети показали хорошие результаты развития ручных умений, чувства формы, глазомера, цветоощущения; они хорошо ориентируются на листе бумаги; дети обнаруживают устойчивый интерес к продуктивной деятельности, видят характерные эстетические индивидуальные признаки предметов, анализируют и сравнивают их между собой; самостоятельно могут планировать и воплощать замысел, используя различные техники, проявляют инициативу и творчество. Вот сколько всего можно достичь, если начать… с пальчика! Помните восточную мудрость: "Пальцы - это продолжение ума". Развивайте ум и речь ребенка!

Литература:

  1. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Автор-составитель Л.А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера. – 2006
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
  3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Конспекты занятий в изостудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
  4. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003
  5. Никитина А.В. Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. СПб: КАРО, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ЛЕПКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особенности освоения нетрадиционных изобразительных техник лепки детьми старшего дошкольного возраста.В современном обществе востребован человек творческий, креативный, испытывающий потребность в само...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ...

"Подготовка руки к письму через различные виды деятельности".

                                «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспи...

Консультация "Подготовка руки к письму через различные виды деятельности"

quot;Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительным, осязательными и мышечными изменениями в про...