Предметно-пространственная среда
материал (младшая группа) по теме

Салтыкова Олеся Борисовна

ОСОБЕННОСТИ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Почемучки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Почемучки»

МБДОУ д/с №2 «Сказка» г. Холмска, Сахалинской области

воспитатель

Салтыкова Олеся Борисовна

         Предметно-развивающая среда во второй младшей группе «Почемучки», создана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Её обогащению уделяется немалое внимание. Развивающая предметно-пространственная среда группы насыщена разнообразными играми и игрушками необходимыми для разностороннего развития моих воспитанников.

Образовательная программа предполагает восемь условий создания предметно-развивающей среды. Реализуя один из них (содержательно-насыщенный, ему много внимания уделяет администрация ДОУ) ежегодно осуществляются закупки по запросам педагогов. Например, на начало учебного 2017-18 года недостаточно был оснащён физкультурным оборудованием спортивный уголок. Уже в октябре он пополнился мячами разных размеров, «дорожкой здоровья», скакалками, гантелями и другим необходимым оборудованием.

Предметно-развивающая среда в группе разделена мною по гендерному принципу.

В игровой зоне для девочек распложены такие игровые уголки как: «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Музыкальный салон», «Театр».


А у мальчиков: мастерская «Сделай сам», «Гараж», «Конструктор», «Игротека», «Здоровейка», «ПДД» и т.д.

Для реализации принципа вариативности объединяю воспитанников для совместных игр и в этом случае предметная среда выполняет свою развивающую многофункциональную задачу.

    В течении дня я обращаю внимание на смену игровых предпочтений детей, с учётом этого уголки в группе размещены так, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности и получить удовлетворение от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы «Почемучки» имеет разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для реализации следующих видов деятельности детей:

  • двигательную активность, в том числе они обеспечивают развитие крупной и мелкой моторики,  позволяют участвовать в подвижных играх и соревнованиях;
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

 Итоги познавательно – исследовательской, творческой деятельности воспитанников демонстрируются в раздевальной комнате на стендах детских работ. Часто там же устраиваются выставки детского творчества (рисунки, поделки и т.д.),  Для сведения  родителей имеется  родительский уголок - «Информация для родителей» с размещённым в нем распорядком дня, расписанием обучающих занятий и т.д.

Консультации для родителей являются одной из форм работы с семьей, они традиционно размещены в папках-передвижках.

Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный письменный cовет родителям по воспитанию ребенка. И вечно спешащие родители во время ожидания своего ребенка, пока он ужинает, закончится занятие, детская игра,  имеют возможность использовать это время для ознакомления с содержанием консультации.

   

Наряду с родительским уголком имеется мобильный стенд, на котором располагается оперативная информация: групповые тематические   стенгазеты, сезонная и праздничная информация, объявления о предстоящих мероприятиях в ДОУ и группе, Всё вышеперечисленная информация хорошо структурирована и эстетически оформлена и отвечает интересам семьи, Родители, ознакомившись с печатной информацией уже не отвлекают педагога от работы с детьми.

Развивающие уголки для разных видов активной деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, 

музыкальной, конструктивной наполнены    разнообразными   

материалами для игр и занятий.

Особым вниманием детей   группы  пользуется  «уголок  двигательной активности», где дети  свободно играют  в подвижные игры разной интенсивности со спортивным инвентарём: с кеглями, мячами, обручами и скакалками и особенно любят походить босиком по «дорожке здоровья».

  Так же в группе   есть «Уголок природы» с различными комнатными цветами в соответствии с  требованиями образовательной программы для второй младшей группы: два вида герани, три разновидности бегонии, фикус, примула, бальзамин, хлорофитум.

В этом уголке дети отмечают в календаре природы вместе с воспитателем ежедневное состояние погоды условными знаками. У детей есть возможность рассматривать картинки и иллюстрации о природе в альбомах, природоведческих плакатах. Также дети наблюдают за ростом зелени: укропа, петрушки, лука.

Таким образом, у детей формируется бережное и уважительное отношение к природе, развитию экологической воспитанности и экологического

 сознания.

          

«Уголок   театрализованной деятельности» совмещён с

 «Книжным уголком».  Мы с детьми не только читаем, но и находим образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, театра «бибабо», что помогает раннему развитию артистических способностей, детской речи, психологической раскрепощённости   и эмоциональному состоянию. Дополняют реквизитами выбранный образ ребята в «Уголке ряженья».

 

В этом уголке дети  также подбирают  материалы для игр – драматизаций, где всегда есть возможность развить свою фантазию, поупражняться в интонационной выразительности речи отрепетировать  мимику и жестикуляцию, а в рядом находящейся «Парикмахерской»  «загримировать актёра».

«Уголок сюжетно-ролевых игр» - «Дом», «Больница», «Гараж – Мастерская»). Оборудование этого уголка способствует возникновению у детей сюжетов игр из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений. В этом возрасте воспитатель развивает умение выбрать роль, выполнить в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол и т. д.).

Задачей воспитателя также является обучение взаимодействию с двумя действующими лицами (шофёр – пассажир, мама- дочка, врач – больной).

 «Уголок изодеятельности» совмещён с «Уголком «сенсорики».  Это вызвано необходимостью экономии места и удобством выполнения общих педагогических задач.    Здесь дети обучаются формообразующим движениям рук, что важно для создания изображений предметов разнообразных форм и  обеспечивает им свободу творчества.

 Участок для прогулок – обязательный элемент дошкольного учреждения. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, создает благоприятные условия для гармоничного развития воспитанников.


       Немаловажным, я считаю, и оборудование на участке для прогулок, так как там дети проводят (как правило, в летний период особенно), немалую часть времени. На прогулке дети в полном объеме развивают двигательные навыки, совершенствуя при этом свои умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнениях, трудовых процессах.

Оборудованный современными модулями участок оказывает положительное влияние на эмоциональный мир ребёнка, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

 Мною участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой (наблюдение), развития речи (индивидуальная работа), мышления, для воспитания трудовых навыков (работа на цветнике, уборка мусора «экологические акции»), реализации отдельных форм физического воспитания (занятия по физкультуре на воздухе, спортивные игры, проведение подвижных игр).

Так же я стремлюсь к тому, чтобы участок был функциональным и летом, и зимой. На своем участке мы каждую зиму делаем снежные фигуры, по замыслу детей (родители нам в этом помогают).  Тут преследуются цели воспитания старательности,  привития трудолюбия, закаливания.

Я считаю, микроклимат детского сада очень важен, так как именно здесь ребёнок получает первые представления об окружающем их мире, начинает понимать смысл таких слов, как дружба, взаимопомощь и любовь к родным людям, к своему городу и к своей стране. Поэтому так необходимо создание соответствующих педагогически целесообразных условий, как в помещении, так и на участке детского сада силами заботливых взрослых для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...