Создание предметно-развивающей среды для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
презентация на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

 

Доклад к презентации опыта работы

 

«Создание предметно-развивающей среды для

социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Доклад к презентации опыта работы

«Создание предметно-развивающей среды для

социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:

ст. воспитатель

 Е.Е.Лопаткина

«Создание предметно-развивающей среды для

социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Вопрос организации предметно – развивающей среды,   на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Поэтому первоочередной задачей для нас было, создание такой пространственной среды, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для их уединения.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Организовывая предметно-пространственную среду,  необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

Игровая деятельность.

 Игра – В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.  Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.  В группах оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. В зависимости от возраста детей.

 «Дом, семья»

- «Детский сад»

- «Поликлиника», «Больница»

-«Магазин»

- «Швейное ателье»

- «Строительство»

 И многое другое, в зависимости от пожеланий и интересов детей.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений нашей работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.

Для этого в каждой группе, в соответствии с возрастом детей оборудованы патриотические уголки. В каждом имеются герб и флаг России, слова гимна, фото столицы, родного города, поселка, улицы. Подобрана литература по данной тематике. Репродукции картин. Карты, глобус. Фотоальбомы с народными костюмами и многое другое, что позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам; чувство уважения к другим народам.

Изюминкой  учреждения является мини  -  музей «Берегиня». Этот модуль предметно –развивающей среды  знакомит детей с историей нашего посёлка, района, области.   С народной культурой и декоративно-прикладным творчеством, местным и региональным.  Пополняет знания детей о природе Родного края и  этносом  Крапивинского района.

Модуль предметно – развивающей среды  по патриотическому воспитанию  является и «Литературная чайная». Где, дети  знакомится с литературными произведениями русских, региональных, местных поэтов, писателей в которых отражены образы Родины, духовное направление, православно –праздничное, нравственно-воспитывающее. Произведения малого фольклора, сказочного, песенного, игрового.

Более подробно о функционировании данного модуля предметно – пространственной среды ОО коммуникативное –развитие чуть позже расскажет Галкина Т.Ф.

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Для этого в группах имеются уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы,
 выполняют  поручений: убрать игрушки, пособия;  приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке, активно ухаживают за «Огородом на окне».

Следующее направление реализации и создание предметно-пространственной среды ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ  безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель работы  -  расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в соответствии возраста каждой группе имеются:

Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

Набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС (жезлы, фуражки, жилеты)

Дидактические игры по ПДД и пожарной и электробезопасности.

 Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы –  как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).

Хочу отметить, что в начале своего выступления я подчеркнула,  что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду.

Поэтому, нами  создана развивающая среда на участках учреждения, она является важнейшим компонентом социально – коммуникативного развития воспитанников и активно используется. Природная составляющая участков, рассматриваться как эколого-развивающий комплекс, как условное понятие, обозначающее объединение специальных мест (объектов) на территориях организации. Объекты подобного комплекса, в том числе природные, группируются определенным образом и используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период.

На участках проводятся различные развлечения, детские праздники, которые  организуют общение детей и взрослых,. Такое общение стимулирует речевое развитие дошкольников, Создают условий для приобщения детей  к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территориях учреждения, включает экологические пространства, нескольких общих укрупненных функциональных зон, а также отдельные тематические уголки на детских игровых площадках. К числу экологических пространств, создаваемых на территориях детского сада, относятся:    аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок , сад камней, различные цветники ; метеоплощадка для старших дошкольников,  мини- эко –парк, причем метеоплощадка  и эко -парк  может использоваться круглогодично. 
 На  участках учреждения обустроена «Олимпийская площадка» проводятся  игры и забавы, детские соревнования.

Мини - Автогородок,  где дети получают знания и устойчивые навыки, необходимые для безопасности маленьких участников дорожного движения.

Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования; духовно-нравственное социально-коммуникативное и творческое становление детей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам детского сада.

 
В конце выступления хочется отметить, что предметная - развивающая  среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка » Подготовила ст.воспитатель Е.Е.Лопаткина Развивающая среда, как условие успешной социализации и общего развития ребенка - дошкольника

Слайд 2

«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». Требования к предметно –пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Слайд 3

Направления социально-коммуникативного развития : игровая деятельность патриотическое воспитание трудовое воспитание формирование основ безопасности

Слайд 4

Игровая деятельность Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; способствовать установлению взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Слайд 5

Патриотическое воспитание Задачи: - Создать комфортные условия для развития мальчиков и девочек. - Способствовать всестороннему изучение родного города, страны; - Расширять области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к своей стране.

Слайд 6

Патриотическое воспитание Мини – музей « Берегиня », как средство приобщения детей к традициям русского народа.

Слайд 7

Патриотическое воспитание Литературная чайная, как объект развивающей среды ,для приобщения детей к работе с книгой

Слайд 8

Трудовое воспитание Цели : - формирование положительного отношения к труду Задачи : - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Слайд 9

Формирование основ безопасности Цели : - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности - формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Задачи : - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 10

Развивающая среда участка - патриотическое воспитание

Слайд 11

Развивающая среда участка – трудовое воспитание

Слайд 12

Развивающая среда участка -экологическое воспитание

Слайд 13

Принципы создания эко – развивающего комплекса 1)принцип интеграции образовательных областей; 2)принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных эколого-развивающего комплекса; 3) принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды составляющих; 4) принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; 5) принцип трансформируемости , обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны; 6) принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.

Слайд 14

Мини - эко - парк

Слайд 15

Развивающая среда участка «Олимпийская площадка»

Слайд 16

Развивающая среда участка Автогородок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Требования к организации предметно - развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста

Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и п...

Создание предметно-пространственной среды для познавательного развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях....