Главные вкладки

    «Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»
    учебно-методическое пособие

    Никитина Ирина Николаевна

    Актуальность

    Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти.

    Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая,  пользу или вред получают от  информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения”  в процесс непрерывной  образовательной деятельности в ДОУ.

    Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-_igry_s_dopolnennoy_realnostyu.doc539.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка – детский сад № 68

    Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток»

     

     

     

     

    Методическая разработка

     «Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»

     

     

     

     

    Творческая  группа:

    Никитина Ирина  Николаевна, воспитатель

    Чулий Ирина  Анатольевна, воспитатель

     

     

     

     

     

    Санкт-Петербург

    2018

    Актуальность

    Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти. 

    Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая,  пользу или вред получают от  информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения”  в процесс непрерывной  образовательной деятельности в ДОУ.

    Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Полученный нами  опыт, может быть полезен не только для нашего учреждения, но и для системы образования в целом.

    Целью работы нашей творческой группы является организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность», а также внедрение технологии в непрерывную  образовательную деятельность.

    Задачи:

    1. Изучение теоретических аспектов по теме - технология «дополненной реальности”.
    2. Изучение и апробация специальных программ для создания “дополненной реальности”.
    3. Разработка конспектов занятий и дидактических игр с элементами “дополненная реальность”
    4. Проведение разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность”.
    5. Изучение результативности внедрения  разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность” в образовательный процесс экспериментальных групп (средняя группа №8 и подготовительная группа №7).

    Содержание

    С января 2017 по настоящее время ГБДОУ ЦРР - детский сад № 68 Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток»  является организацией-партнером ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языка  Красносельского района Санкт-Петербурга в рамках региональной экспериментальной площадки.

     Тема сотрудничества «Организация игровой деятельности дошкольников и младших школьников с использованием технологии «дополненной реальности».

     Технология “дополненная реальность”, представляющая собой синтез двух миров - реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения.

       Дополненная реальность уже постепенно начинает входить в нашу повседневную жизнь. Не так стремительно, как хотелось бы, но кое-что уже можно попробовать буквально в домашних условиях и без покупки различных дорогих устройств 

    В образовании дошкольников и младших школьников дополненная реальность может использоваться (на основе игровой деятельности) как:

         -источники информации с технологией дополненной реальности;

    -обучающие приложения;

    -модели объектов и процессов;

    -приложения для тренировки навыков;

    -инструмент формирующего оценивания;

    - мотивирующий фактор.

    Мы изучили и опробовали специальные программы, предназначенные для создания  дополненной реальности, такие как:

    • 3D MAGIC ZOO ,
    •  Animal 4D ,
    • QuiverVision ,
    • AURASMA ,
    •  Blipp Builder.

    На занятиях мы пользовались мобильным устройством и планшетом с заранее установленными программами, необходимыми для работы с дополненной реальностью. Хочется отметить, что данные приложения не требуют никаких затрат, просты в установке и использовании.

    Нашей творческой группой было разработано:

    • дидактические  игры  с использованием технологии «дополненной реальности», которые в последующем включили в конспекты занятий.
    • конспекты непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми  4-5 лет;
    • конспекты по развитию художественно-эстетической деятельности с детьми 6-7 лет;

    Все игры и НОД были включены в образовательный процесс нашего учреждения и проведены в соответствии с календарно-тематическим планированием средней группы №8 и подготовительной группы №7 (см. ссылки на Рабочую Программу средней и подготовительной группы). В календарно-тематическом планировании символом звездочка (*) помечены темы занятий, в ходе которых предполагается применение дидактических игр с дополненной реальностью

    Описание

    1. Игры с использованием  технологии -  ТРИЗ.

    ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной  школы Г. С. Альтшуллера.

    ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

    В процессе игр используются различные виды мышления: системного, диалектического, функционального, понятийного, а так же другие психические процессы: внимание, воображение, речь.

    Опираясь на использование вышеуказанной технологии, было разработаны и проведены следующие  игры и занятия:  

    - Конспект  непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми  4-5 лет «В гости к Тетушке Сове” (с элементами ТРИЗ) (ссылка)

    - Дидактическая  игры  «Догадай-ка»  (ссылка)

    - Паспорт игры (ссылка)

    -Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  с детьми 6-7 лет  (с элементами ТРИЗ) (ссылка)

    - Дидактическая  игра  с элементом ТРИЗ «Угадай-ка» (ссылка)

    В данных играх дополненная реальность использовалась как:

    - сюрпризный момент

    - поощрение за правильное выполнение заданий.

    Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью- QuiverVision и 3D MAGIC ZOO.

    2. Игра “Морской бой”.

    Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карта и карточки,

    Форма прохождения игры: подгрупповая

    Правила игры:

    Игроки - это команда. Воспитатель выдает карту. Она состоит из основного поля (рис.1), на котором участники определяют месторасположение кораблей”.

    А                                                                               Б

    Рис 1. –

    А- Поле для игры “Морской бой” в средней группе

    Б- Поле для игры “Морской бой” в подготовительной  группе

     Корабли, так же как и в классической игре, делятся по уровням. В игре они представлены в виде шлюпки, драккара, каравеллы, фрегата, галиона (название кораблей озвучивает воспитатель) и занимают на поле 1 клетку.  Каждый корабль - это задание, которое выполняют ученики в течение игры. Чем больше мощь корабля, тем сложнее уровень задания. Ценность корабельного флота представлена в баллах (определяет воспитатель)

    Команда начинает игру, называя координаты. Если команда угадывает месторасположение, то сбитый корабль оживляется и высвечивается дополненная реальность. Воспитатель предлагает всем детям выполнить задание на карточке с условным изображением дополненной реальности сбитого корабля. Задание может содержать видео, аудио, текстовый материал по данной теме  с последующим вопросом. Если команда, определившая месторасположение корабля, правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает  баллы, приведенные в таблице, и продолжает ход. Если не отвечает - бал сгорает.

    Месторасположение кораблей предопределяет воспитатель. У него находится основная карта с намеченными кораблями. Он же является арбитром игры.

    Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты игр  занятий:

    -Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических  представлений в средней группе. «Считаем до 5» (ссылка)

    -Содержание игры “Морской бой”  (ссылка)

    -Паспорт игры (ссылка)

    -Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности   в подготовительной группе «Перекресток» (ссылка)

    -Содержание игры “Морской бой”  (ссылка)

    -Паспорт игры  (ссылка)

    В данных играх дополненная реальность использовалась как:

    - источник получения задания,

    -  сюрпризный момент,

    -приложение, тренирующее имеющиеся у детей  навыки,

    -поощрения, за правильное выполнение заданий.

    Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA

    3. “Волшебное домино”

    Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карточки, возможно использование презентации

    Форма прохождения игры: подгрупповая

    Дети - одна команда. Воспитатель раздает карточки, на которых зашифрованы задания. Оживить карточки возможно при помощи мобильного устройства и приложения “AURASMA”  Первая карточка – стартовая одинарная, остальные - двойные, разрезанные пополам. Дети сканируют изображения на карточках, выполняют задания, находят закономерность и  устанавливают последовательность картинок.

    Воспитатель проверяет правильность составленной последовательности. В случае неточности, указывает на место, где дети еще раз сканируют и находят ошибку.

    Для внедрения этой игры  разработаны следующие конспекты игр и занятий:

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет «Путешествие в страну Фигурунию» (ссылка)

    -Паспорт игры “Домино» (ссылка)

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7  лет «Пожарная машина» (ссылка)

    -Паспорт игры “Домино» (ссылка)

    В этой игре дополненная реальность служит для получения задания.

    Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA

    4. Игра “Угадай картину”.

    Необходимые ресурсы: карточка с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, рабочие листы.

    Форма прохождения игры подгрупповая.

    Участники игры - одна команда. Они получают карточку с дополненной реальностью (Рис.2) и рабочий лист для вклеивания ответов (Рис.3).

    Цель игры: установить правильную последовательность карточек, и при помощи сайта  Learningapps назвать картину по открывшимся фрагментам.

    Задания на карточке пронумерованы, и участники команды начинают выполнять задания по порядку,  фиксируя ответы на рабочем листе.

    Рис.2 -  Карточка с дополненной реальностью

    screenshot-drive.google.com-2017-09-06-12-15-06.png

         Рис.3 - Маршрутный лист игры «Угадай картину»

    По окончанию выполнения пронумерованных заданий участники игры приступают к итоговому заданию на сайте Learningapps, воспитатель помогает в решении технических вопросов (Рис. 4).

     

    Рис. 4 - Пример итогового задания

    6 закладок - это номера заданий.

    Если игроки правильно выполнят предложенное задание, то смогут по открывшимся фрагментам увидеть (угадать) картину.

    Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений «Ориентировка во времени» (ссылка)

    -Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Осенний пейзаж" (ссылка)

    -Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)

    В данных играх дополненная реальность используется как:

    - источник получения задания,

    -  сюрпризный момент,

    -приложение, тренирующее имеющиеся навыки,

    -поощрения, за правильное выполнение заданий.

    Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA и ресурсы сайта Learningapps

    5. Игра “Город на ладони”

    Необходимые ресурсы: карта центра города Санкт-Петербург в распечатанном виде, карточки с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, цветы на магнитах

    Форма прохождения игры  - групповая

    Предварительно проведена работа по ознакомлению детей достопримечательностями Санкт - Петербурга (беседы, чтение книг,  рассматривание фотоальбомов, видеофильмов, обучающие мультимедийные презентации, прогулки и экскурсии с  родителями)

     Участники игры - 1 команда. Команда получает карту города Санкт-Петербурга.

    Команды продвигаются согласно предложенному маршруту:

    Средняя группа (4-5 лет)

    1. Дворцовая площадь
    2. Адмиралтейство
    3. Исаакиевская площадь

    Подготовительная группа (6-7 лет)-

    1. Заячий остров
    2. Летний сад
    3. Дворцовая площадь

    В ходе игры за правильные ответы команда будет получать картинки с изображением цветка. Цель игры - украсить город наибольшим количеством цветов. Команда побеждает, если прошла весь заданный маршрут и справились со всеми заданиями. При правильном ответе команда получает цветок. В случае ошибки  задание повторяется еще раз, и воспитатель дает подсказку или наводящий вопрос. По окончании  маршрута команда составляет свою клумбу на карте, тем самым украшая город цветами.

    Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию  элементарных  математических представлений «Путешествие  по Санкт- Петербургу (ссылка)

    -Паспорт игры “Город на ладони” (ссылка)

    -Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Терем" (ссылка)

    -Паспорт игры “Город на ладони”  (ссылка)

    В данных играх дополненная реальность используется как:

    - источник получения задания,

    - сюрпризный момент,

    -источники информации с технологией дополненной реальности,

    -модели объектов и процессов,

    -приложения для тренировки навыков.

    Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью – AURASMA

            

    С фотографиями основных моментов проведения занятий и игр, можно ознакомиться по ссылке (фотофиксация игр)

    В процессе работы мы учитывали мнение всех участников образовательного процесса. 

    На Установочном Педагогическом совете ДОУ было получено одобрение на внедрение проекта экспериментальной работы, а на Итоговом  Педагогическом совете представленный нами опыт получил высокую оценку коллег.

    В течение всего периода экспериментальной работы  мы знакомили родителей наших воспитанников с технологией «дополненной реальности», а также методами, формами и результатами ее использования в образовательном процессе ДОУ.

    На диаграммах представлено изменение отношения родителей к использованию технологии  «дополненной реальности» в образовательном процессе:

    Диаграмма 1.Отношение родителей в начале экспериментальной работы

    Диаграмма 2.Отношение родителей по окончании экспериментальной работы

    Результативность проведенной работы

    Диагностика проводилась в контрольных (средняя группа №2, подготовительная группа №12) и экспериментальных группах (средняя группа №8 и подготовительная группа №7) до начала и по окончании экспериментальной работы по следующим критериям:

    Критерии результативности:

    - уровень познавательной активности ребенка;

    - уровень мотивации к обучению;

    - эффективность освоения программного материала.

    С результатами диагностики можно ознакомиться по ссылке 

    ВЫВОДЫ:

    Игровая форма «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать  освоение материала более эффективным, процесс обучения становится более увлекательным и интересным. Дополненная реальность для ребенка – это один из наиболее результативных способов познания окружающей нас предметной и пространственной среды, инструмент повышения мотивации обучающихся и развития пространственного представления, воображения, навыков объемного проектирования,

    Перспективы развития в ДОУ:

    Мы предполагаем дальнейшее использование технологии «дополненной реальности» в образовательном процессе ДОУ:

    - внедрение  разработанных игр и занятий в образовательный процесс других групп нашего ДОУ;

    - разработка игр и занятий по освоению других разделов образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Перспективы развития в ДОУ Красносельского района:

    Представленный опыт может быть востребованным педагогами ДОУ, так как для его использования не требуется каких либо затрат, игры разработаны и адаптированы, ссылки на необходимые ресурсы приведены в паспорте каждой игры.

    Разработанные нами материалы размещены  на официальном сайте ГБДОУ ЦРР - детский сад №68 «Росток» в разделе «Инновационная деятельность». Ознакомиться с ними можно, перейдя по ссылке (ссылка) .

    Соединение возможностей технологии дополненной реальности с идеями геймификации (включения игр в образовательный процесс) позволяет сделать обучение еще более живым, интерактивным и эффективным, а весь образовательный процесс ДОУ современным, отвечающим интересам и запросам ребенка XXI века.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

    Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

    Психологический квест. Путешествие в сафари-парке. Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с использованием планшетных компьютеров и элемента дополненной реальности.

    Психологический квест. Путешествие в сафари-парке.Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с испол...

    Проект квест игры с элементами дополненной реальности

    Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

    Проект «Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга    Долгосрочный проект«...

    ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

    Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

    «Организация семейной образовательной прогулки дошкольников по Заячьему острову Санкт-Петербурга с использованием элементов дополненной реальности»

    Как объединить современную семью? Как сделать так, чтобы совместно проведённый досуг был интересен и взрослым и детям, чтобы время, проведённое вместе, стало одним из главных ценностей семьи и перерос...