«Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»
учебно-методическое пособие

Актуальность

Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти.

Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая,  пользу или вред получают от  информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения”  в процесс непрерывной  образовательной деятельности в ДОУ.

Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka-_igry_s_dopolnennoy_realnostyu.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 68

Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток»

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»

 

 

 

 

Творческая  группа:

Никитина Ирина  Николаевна, воспитатель

Чулий Ирина  Анатольевна, воспитатель

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018

Актуальность

Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти. 

Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая,  пользу или вред получают от  информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения”  в процесс непрерывной  образовательной деятельности в ДОУ.

Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Полученный нами  опыт, может быть полезен не только для нашего учреждения, но и для системы образования в целом.

Целью работы нашей творческой группы является организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность», а также внедрение технологии в непрерывную  образовательную деятельность.

Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов по теме - технология «дополненной реальности”.
  2. Изучение и апробация специальных программ для создания “дополненной реальности”.
  3. Разработка конспектов занятий и дидактических игр с элементами “дополненная реальность”
  4. Проведение разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность”.
  5. Изучение результативности внедрения  разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность” в образовательный процесс экспериментальных групп (средняя группа №8 и подготовительная группа №7).

Содержание

С января 2017 по настоящее время ГБДОУ ЦРР - детский сад № 68 Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток»  является организацией-партнером ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языка  Красносельского района Санкт-Петербурга в рамках региональной экспериментальной площадки.

 Тема сотрудничества «Организация игровой деятельности дошкольников и младших школьников с использованием технологии «дополненной реальности».

 Технология “дополненная реальность”, представляющая собой синтез двух миров - реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения.

   Дополненная реальность уже постепенно начинает входить в нашу повседневную жизнь. Не так стремительно, как хотелось бы, но кое-что уже можно попробовать буквально в домашних условиях и без покупки различных дорогих устройств 

В образовании дошкольников и младших школьников дополненная реальность может использоваться (на основе игровой деятельности) как:

     -источники информации с технологией дополненной реальности;

-обучающие приложения;

-модели объектов и процессов;

-приложения для тренировки навыков;

-инструмент формирующего оценивания;

- мотивирующий фактор.

Мы изучили и опробовали специальные программы, предназначенные для создания  дополненной реальности, такие как:

  • 3D MAGIC ZOO ,
  •  Animal 4D ,
  • QuiverVision ,
  • AURASMA ,
  •  Blipp Builder.

На занятиях мы пользовались мобильным устройством и планшетом с заранее установленными программами, необходимыми для работы с дополненной реальностью. Хочется отметить, что данные приложения не требуют никаких затрат, просты в установке и использовании.

Нашей творческой группой было разработано:

  • дидактические  игры  с использованием технологии «дополненной реальности», которые в последующем включили в конспекты занятий.
  • конспекты непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми  4-5 лет;
  • конспекты по развитию художественно-эстетической деятельности с детьми 6-7 лет;

Все игры и НОД были включены в образовательный процесс нашего учреждения и проведены в соответствии с календарно-тематическим планированием средней группы №8 и подготовительной группы №7 (см. ссылки на Рабочую Программу средней и подготовительной группы). В календарно-тематическом планировании символом звездочка (*) помечены темы занятий, в ходе которых предполагается применение дидактических игр с дополненной реальностью

Описание

  1. Игры с использованием  технологии -  ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной  школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

В процессе игр используются различные виды мышления: системного, диалектического, функционального, понятийного, а так же другие психические процессы: внимание, воображение, речь.

Опираясь на использование вышеуказанной технологии, было разработаны и проведены следующие  игры и занятия:  

- Конспект  непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми  4-5 лет «В гости к Тетушке Сове” (с элементами ТРИЗ) (ссылка)

- Дидактическая  игры  «Догадай-ка»  (ссылка)

- Паспорт игры (ссылка)

-Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  с детьми 6-7 лет  (с элементами ТРИЗ) (ссылка)

- Дидактическая  игра  с элементом ТРИЗ «Угадай-ка» (ссылка)

В данных играх дополненная реальность использовалась как:

- сюрпризный момент

- поощрение за правильное выполнение заданий.

Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью- QuiverVision и 3D MAGIC ZOO.

2. Игра “Морской бой”.

Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карта и карточки,

Форма прохождения игры: подгрупповая

Правила игры:

Игроки - это команда. Воспитатель выдает карту. Она состоит из основного поля (рис.1), на котором участники определяют месторасположение кораблей”.

А                                                                               Б

Рис 1. –

А- Поле для игры “Морской бой” в средней группе

Б- Поле для игры “Морской бой” в подготовительной  группе

 Корабли, так же как и в классической игре, делятся по уровням. В игре они представлены в виде шлюпки, драккара, каравеллы, фрегата, галиона (название кораблей озвучивает воспитатель) и занимают на поле 1 клетку.  Каждый корабль - это задание, которое выполняют ученики в течение игры. Чем больше мощь корабля, тем сложнее уровень задания. Ценность корабельного флота представлена в баллах (определяет воспитатель)

Команда начинает игру, называя координаты. Если команда угадывает месторасположение, то сбитый корабль оживляется и высвечивается дополненная реальность. Воспитатель предлагает всем детям выполнить задание на карточке с условным изображением дополненной реальности сбитого корабля. Задание может содержать видео, аудио, текстовый материал по данной теме  с последующим вопросом. Если команда, определившая месторасположение корабля, правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает  баллы, приведенные в таблице, и продолжает ход. Если не отвечает - бал сгорает.

Месторасположение кораблей предопределяет воспитатель. У него находится основная карта с намеченными кораблями. Он же является арбитром игры.

Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты игр  занятий:

-Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических  представлений в средней группе. «Считаем до 5» (ссылка)

-Содержание игры “Морской бой”  (ссылка)

-Паспорт игры (ссылка)

-Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности   в подготовительной группе «Перекресток» (ссылка)

-Содержание игры “Морской бой”  (ссылка)

-Паспорт игры  (ссылка)

В данных играх дополненная реальность использовалась как:

- источник получения задания,

-  сюрпризный момент,

-приложение, тренирующее имеющиеся у детей  навыки,

-поощрения, за правильное выполнение заданий.

Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA

3. “Волшебное домино”

Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карточки, возможно использование презентации

Форма прохождения игры: подгрупповая

Дети - одна команда. Воспитатель раздает карточки, на которых зашифрованы задания. Оживить карточки возможно при помощи мобильного устройства и приложения “AURASMA”  Первая карточка – стартовая одинарная, остальные - двойные, разрезанные пополам. Дети сканируют изображения на карточках, выполняют задания, находят закономерность и  устанавливают последовательность картинок.

Воспитатель проверяет правильность составленной последовательности. В случае неточности, указывает на место, где дети еще раз сканируют и находят ошибку.

Для внедрения этой игры  разработаны следующие конспекты игр и занятий:

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет «Путешествие в страну Фигурунию» (ссылка)

-Паспорт игры “Домино» (ссылка)

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7  лет «Пожарная машина» (ссылка)

-Паспорт игры “Домино» (ссылка)

В этой игре дополненная реальность служит для получения задания.

Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA

4. Игра “Угадай картину”.

Необходимые ресурсы: карточка с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, рабочие листы.

Форма прохождения игры подгрупповая.

Участники игры - одна команда. Они получают карточку с дополненной реальностью (Рис.2) и рабочий лист для вклеивания ответов (Рис.3).

Цель игры: установить правильную последовательность карточек, и при помощи сайта  Learningapps назвать картину по открывшимся фрагментам.

Задания на карточке пронумерованы, и участники команды начинают выполнять задания по порядку,  фиксируя ответы на рабочем листе.

Рис.2 -  Карточка с дополненной реальностью

screenshot-drive.google.com-2017-09-06-12-15-06.png

     Рис.3 - Маршрутный лист игры «Угадай картину»

По окончанию выполнения пронумерованных заданий участники игры приступают к итоговому заданию на сайте Learningapps, воспитатель помогает в решении технических вопросов (Рис. 4).

 

Рис. 4 - Пример итогового задания

6 закладок - это номера заданий.

Если игроки правильно выполнят предложенное задание, то смогут по открывшимся фрагментам увидеть (угадать) картину.

Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений «Ориентировка во времени» (ссылка)

-Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Осенний пейзаж" (ссылка)

-Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)

В данных играх дополненная реальность используется как:

- источник получения задания,

-  сюрпризный момент,

-приложение, тренирующее имеющиеся навыки,

-поощрения, за правильное выполнение заданий.

Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA и ресурсы сайта Learningapps

5. Игра “Город на ладони”

Необходимые ресурсы: карта центра города Санкт-Петербург в распечатанном виде, карточки с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, цветы на магнитах

Форма прохождения игры  - групповая

Предварительно проведена работа по ознакомлению детей достопримечательностями Санкт - Петербурга (беседы, чтение книг,  рассматривание фотоальбомов, видеофильмов, обучающие мультимедийные презентации, прогулки и экскурсии с  родителями)

 Участники игры - 1 команда. Команда получает карту города Санкт-Петербурга.

Команды продвигаются согласно предложенному маршруту:

Средняя группа (4-5 лет)

  1. Дворцовая площадь
  2. Адмиралтейство
  3. Исаакиевская площадь

Подготовительная группа (6-7 лет)-

  1. Заячий остров
  2. Летний сад
  3. Дворцовая площадь

В ходе игры за правильные ответы команда будет получать картинки с изображением цветка. Цель игры - украсить город наибольшим количеством цветов. Команда побеждает, если прошла весь заданный маршрут и справились со всеми заданиями. При правильном ответе команда получает цветок. В случае ошибки  задание повторяется еще раз, и воспитатель дает подсказку или наводящий вопрос. По окончании  маршрута команда составляет свою клумбу на карте, тем самым украшая город цветами.

Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию  элементарных  математических представлений «Путешествие  по Санкт- Петербургу (ссылка)

-Паспорт игры “Город на ладони” (ссылка)

-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Терем" (ссылка)

-Паспорт игры “Город на ладони”  (ссылка)

В данных играх дополненная реальность используется как:

- источник получения задания,

- сюрпризный момент,

-источники информации с технологией дополненной реальности,

-модели объектов и процессов,

-приложения для тренировки навыков.

Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью – AURASMA

        

С фотографиями основных моментов проведения занятий и игр, можно ознакомиться по ссылке (фотофиксация игр)

В процессе работы мы учитывали мнение всех участников образовательного процесса. 

На Установочном Педагогическом совете ДОУ было получено одобрение на внедрение проекта экспериментальной работы, а на Итоговом  Педагогическом совете представленный нами опыт получил высокую оценку коллег.

В течение всего периода экспериментальной работы  мы знакомили родителей наших воспитанников с технологией «дополненной реальности», а также методами, формами и результатами ее использования в образовательном процессе ДОУ.

На диаграммах представлено изменение отношения родителей к использованию технологии  «дополненной реальности» в образовательном процессе:

Диаграмма 1.Отношение родителей в начале экспериментальной работы

Диаграмма 2.Отношение родителей по окончании экспериментальной работы

Результативность проведенной работы

Диагностика проводилась в контрольных (средняя группа №2, подготовительная группа №12) и экспериментальных группах (средняя группа №8 и подготовительная группа №7) до начала и по окончании экспериментальной работы по следующим критериям:

Критерии результативности:

- уровень познавательной активности ребенка;

- уровень мотивации к обучению;

- эффективность освоения программного материала.

С результатами диагностики можно ознакомиться по ссылке 

ВЫВОДЫ:

Игровая форма «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать  освоение материала более эффективным, процесс обучения становится более увлекательным и интересным. Дополненная реальность для ребенка – это один из наиболее результативных способов познания окружающей нас предметной и пространственной среды, инструмент повышения мотивации обучающихся и развития пространственного представления, воображения, навыков объемного проектирования,

Перспективы развития в ДОУ:

Мы предполагаем дальнейшее использование технологии «дополненной реальности» в образовательном процессе ДОУ:

- внедрение  разработанных игр и занятий в образовательный процесс других групп нашего ДОУ;

- разработка игр и занятий по освоению других разделов образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Перспективы развития в ДОУ Красносельского района:

Представленный опыт может быть востребованным педагогами ДОУ, так как для его использования не требуется каких либо затрат, игры разработаны и адаптированы, ссылки на необходимые ресурсы приведены в паспорте каждой игры.

Разработанные нами материалы размещены  на официальном сайте ГБДОУ ЦРР - детский сад №68 «Росток» в разделе «Инновационная деятельность». Ознакомиться с ними можно, перейдя по ссылке (ссылка) .

Соединение возможностей технологии дополненной реальности с идеями геймификации (включения игр в образовательный процесс) позволяет сделать обучение еще более живым, интерактивным и эффективным, а весь образовательный процесс ДОУ современным, отвечающим интересам и запросам ребенка XXI века.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Психологический квест. Путешествие в сафари-парке. Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с использованием планшетных компьютеров и элемента дополненной реальности.

Психологический квест. Путешествие в сафари-парке.Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с испол...

Проект квест игры с элементами дополненной реальности

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

Проект «Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга    Долгосрочный проект«...

ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

«Организация семейной образовательной прогулки дошкольников по Заячьему острову Санкт-Петербурга с использованием элементов дополненной реальности»

Как объединить современную семью? Как сделать так, чтобы совместно проведённый досуг был интересен и взрослым и детям, чтобы время, проведённое вместе, стало одним из главных ценностей семьи и перерос...