Песочная арт терапия.
материал (младшая группа) на тему

Штиуи Кристина Вячеславовна

Реализация ФГС дошкольного образования способствует тому, что что ребёнок проявил положительное отношение к миру, воображению, активному взаимодействию с детьми и взрослыми.

Для успешной социализации детей в нашем детском саду используются различные арт –  терапевтические методы.  Одним из которых является песочная терапия.

Рисование песком в последнее время становится довольно популярным видом искусства. Художники создают свои картины с помощью добавления или удаления песка со стеклянной поверхности, используя контраст светлых и темных участков рабочей области. Сейчас появилось много школ и студий, где вы можете узнать, как рисовать песком. Однако, этому виду рисования вполне можно научиться и в домашних условиях.

В песочной терапии можно создавать свой мир, использовать различные фигуры, камешки, ракушки. На планшете с песком можно рисовать, делать отпечатки, строить горки, копать ямки, закапывать предметы и извлекать их.

Принадлежности для рисования песком

Рисование песком требует наличия определенного набора принадлежностей, о подготовке которых нужно предварительно позаботиться. Вам понадобится:

песок;

стол с подсветкой;

средство-антистатик.

Опытные художники лучшим вариантом для рисования признают вулканический песок, однако стоит он очень дорого, да и найти его не так-то просто. Поэтому рекомендуется использовать кварцевый песок. Преимущество этого песка заключается в том, что его гранулометрический состав однороден, а песчинки мелкие и хорошо просеянные. Приобрести такой песок можно даже в зоомагазине.

Конечно, некоторые, в целях экономии денег, пользуются и обыкновенным речным или морским песком, но чтобы он стал сколько-нибудь пригодным для рисования и не пылил, его нужно тщательно просеять, промыть в воде, а затем хорошенько прокалить.

Не можете найти песок — не расстраивайтесь: вместо него художники иногда используют манную крупу, соль и даже молотый кофе, хотя все эти материалы, конечно же, уступают песку в податливости к рисованию.

Столы-планшеты с подсветкой покупают в специальных магазинах. Если возможность приобрести оборудование у вас отсутствует, вы можете сделать такой стол своими руками.

А можно пойти еще более простым путем: взять деревянный ящик, положить на него кусок органического стекла и протянуть под ним лампочку таким образом, чтобы получить источник света, направленный на стеклянную поверхность.

Антистатик необходим для того, чтобы песчинки не подвергались электризации, не цеплялись друг за дружку, и рисованию ничего не мешало, поэтому перед каждым занятием нужно обрабатывать стекло этим средством.

Разнообразить рисование песком могут также дополнительные инструменты, например, различные кисточки или палочка для планшета.

Приемы рисования песком

Тем, кто уже научился рисовать карандашом, будет гораздо проще освоить рисование песком с нуля, остальным придется подойти к этому делу с чуть большим усердием. Рисование на стекле включает в себя определенные приемы, с помощью которых выполняется рисунок:

- Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.

- Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых, зигзагами, кругами, спиралями.

- Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.

- При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.

- Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони.

- Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни. При рисовании объектов помельче (звезд, дождевых капель) пользуются точечными движениями подушечек пальцев.

Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник. Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по темному». Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии.

Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются.

Постоянно оживлять рисунок, чтобы из него получалась песочная анимация, необходимо, отсекая ненужный фон и оставляя только главное изображение, либо сохраняя определенные элементы картины, заменяя остальные новыми.

Узоры на песке ( по карточкам)

Развитие межполушарных связей, мелкой моторики: рисование всеми пальцами, одним и двумя пальцами, кисточкой ( волны, зигзаги, линии, солнце + лучи, тучка + дождик, ёлка +снег).

Сказка «Как бабка с дедом животных потеряли»

На середину планшета высыпать песок и закопать фигурки животных (домашних и диких). В одном углу планшета домик с дедом и бабкой, в другом деревья – лес (можно использовать настольный театр).  Дать понятие о домашних и диких животных, где они живут. Занятие проходит в игровой форме.

 « Жили – были дед да бабка, и было у них много домашних животных, а в лесу жили дикие животные. Как то раз дед с бабкой потеряли своих домашних животных. Пошли они в лес искать, но оказалось, что и в лесу пропали все дикие животные.

Вдруг дед и бабка увидели большую горку с песком и догадались, что все животные спрятались в песке…»

- помогите найти и отличить домашних от диких животных.

- если это дикие животные, то мы их ставим рядом с деревьями (в лес), если домашние, то ставим с домиком.

- звукоподражанье животным голосам.

Песочная анимация: мастер-класс

Попробуем научиться рисовать простую песочную анимацию – дерево — такой рисунок как раз подойдет для начинающих.

- Прежде чем начать рисование, подготовьте фон: наберите в ладонь песок и «посолите» стекло, равномерно рассеивая его над поверхностью.

- Вспоминаем, как выглядит дерево – оно начинается с широкого ствола. Его нужно рисовать с помощью большого пальца руки, используя целиком всю подушечку.

- Дальше ствол дерева становится более тонким, поэтому рисовать нужно уже не всей подушечкой большого пальца, а примерно ее половиной.

- Верхнюю часть дерева рисуют уже практически ногтем.

- Дорисуйте остальные ветви дерева: и крупные, и мелкие. Тонкие ветки рисуем ногтем. Не забывайте, что все ветки не могут быть прямыми, добавляйте им некую кривизну.

- У нас получилось голое зимнее дерево.

- Теперь нужно наградить дерево листвой и нарисовать ему крону. Для этого возьмите горсть песка в кулак и, осторожно его, разжимая, круговыми движениями высыпайте песок на рисунок, следуя форме кроны.

- Досыпьте немного песка и внизу, у ствола дерева, в виде травы. Так у нас получится сочное майское деревце.

- Теперь нужно превратить дерево в по-настоящему летнее. Нарисуйте ему плоды разного размера с помощью отпечатков, используя сразу все пальцы.

- Чтобы сделать дерево осенним, добавьте теми же движениями еще больше «упавших» плодов на землю под деревом.

- После этого обозначьте крону дерева еще больше - начинайте обводить ее большим пальцем руки, добавляя линиям изогнутости.

- Далее уберите все лишнее с помощью нескольких пальцев или ладони, придавая дереву настоящую форму.

- Вот таким получилось наше плодовое осеннее дерево.

Рисование песком – недолговечное искусство, но это можно исправить, если записать песочную анимацию на камеру, смонтировать видео, наложив на видеоряд красивую музыку, и создать интересный ролик.

В чём проявляется позитив от занятия с песком?

1 – у детей развивается интерес исследователя. Ведь занятия, как правило, окружено тайной.  Для рисования выставляется специальный планшет с песком и с подсветкой. В руки дают не сиси и краски, а песок, который сыпется и бывает цветной.

2 – ощущение песка в руке расслабляет. Песок можно погладить, потрогать пальчиком, ощутить на коже твёрдость каждой песчинки. Импульсы передаются от кожи в головной мозг.

3 – ребёнок фантазирует, без страха и разочарования рисовать, исправлять ошибки.

4 – рисование песком способствует развитию мелкой моторики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная арт-терапия в детском саду

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарны...

Песочная арт-терапия в работе с детьми с общим недоразвитием речи

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ  в работе с детьми с общим недоразвитием речиИгры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что...

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»...

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

игры на песке и с песком...

Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»

- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...

Конспект занятия по песочной игровой терапии Тема: «Путешествие в песочную страну»

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с кинетическим песком....