Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС.
статья на тему

Полутина Наталья Анатольевна

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к .сердцу ребёнку.» В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polutina_stendovoe_vystuplenie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - коммуникативное  развитие  детей  дошкольного возраста  в  условиях     введения  ФГОС.

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

                                            Полутина Н.А.

МБДОУ «Детский сад № 28»

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к .сердцу ребёнку.» В.А. Сухомлинский.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка  со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Дети стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.

Но несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами). Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей. Они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции  и адекватно взаимодействовать с окружающими.

А.С.Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать. Коллективные игры привлекают детей, начиная с четвёртого года жизни. Очень важно помочь ребёнку наладить хорошие отношения с другими, научить его правилу - относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

В сюжетно-ролевых играх начинают формироваться личностные качества. Они влияют на развитие эмоций и психическое здоровье дошкольника. Проявление чувств у ребёнка самые непосредственные: если радость, то огромная , если обида, то сильная, если страх, то большой. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. Долгожданная роль  доставляет ребёнку радость. Доброжелательность, доверие коллектива поддерживает в нём чувство собственного достоинства, окрыляет его. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребёнок открывает новые грани окружающей действительности.

Художественное слово способствует развитию эмоций и чувств, вызывая живой отклик на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится  их участником. Дети сразу выделяют положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Любимым героям стремятся подражать. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогая преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Жадному и эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку о рыбаке и рыбке, о трёх жадных медвежатах; пугливому и робкому – о трусливом зайце; активному и подвижному непоседе – о коте в сапогах.

Дошкольник овладевает разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, игры с предметами), совершенствует умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами,  ролевых, режиссёрских, музыкальных и театрализованных.                                    В театрализованных  играх  дети изображают животных и людей при помощи мимики и пантомимики. В повседневной жизни отмечают своё эмоциональное состояние, наблюдая за окружающими,  замечают настроение других людей. В театральном уголке создают образ сказочного героя или современного человека, преображая себя при помощи маски и костюма. Дети самостоятельно сочиняют свои сказки, импровизируют спонтанные ситуации и моделируют жизненный опыт людей. Совершенствовать артистические навыки помогают использование упражнений дыхательной  гимнастика по А.Н Стрельниковой и артикуляционной гимнастики, психомышечная тренировка(направленная на развитие внимания, памяти, восприятия), коррекционные игры и упражнения  на регуляцию эмоций и чувств(«Настроение в варежках», «Хорошо-плохо», «Зеркало» и др.)

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

      Игры на развитие социально-коммуникативных навыков

   Знакомство.

Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.          Описание игры:                                                                                                  

С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»   Ребёнок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображён на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

   Комплименты.        

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий  кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение продолжается по кругу.

  Волшебные водоросли.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умение добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник  (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

   Рассказ про школу.

Цель: развивать умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ : «А что вы знаете о школе…» его подхватывает  следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

   Позвони другу.

Цель: развивать умение  вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть, хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.

Дети  стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони

И что хочешь мне скажи

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»

Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...

Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста

Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.  Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

  Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности  в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...