Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»
рабочая программа на тему

Коновалова Оксана Владимировна

Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_dou_2008-2010gg.rar32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

«Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие социально-психологической готовности к школе».

Сроки реализации программы

Сентябрь 2008 г. – май 2011 г.

База для реализации программы

1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы детского сада.

Решение о разработке программы

принято решением педагогического совета ДОУ от 30.05.2008 г.

Составители программы

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» Коновалова О.В., заведующая МДОУ «Детский сад № 2» Обухова Л.Н.

Исполнители программы

педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 2» .

Цель программы

Создание в ДОУ психолого–педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие обеспечивающее успешность детей в разных видах деятельности, в т.ч. и социально-психологическую готовность детей к школе.

Стратегическая цель программы

Создание условий в ДОУ для перехода его в статус развивающего центра с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Главное направление изменений определяется в содержании образовательного процесса:

  1. Культуросообразность, гуманизация и оптимизация пед. процесса, его диффренциация на основе диагностики;
  2.  Апробация эффективных техник и способов активизации пед. процесса, устранение  перегрузки, укрепление здоровья детей;
  3. Расширение поля самостоятельной деятельности детей и педагогов для повышения эффективности самообразования и самовоспитания;
  4. Обновление содержания – реализация программы нового поколения «Детство», методических пособий, дидактических материалов.

Задачи программы

  1. Овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями.
  2. Разработка «паспорта социального развития» дошкольника.
  3. Создание условий для совместной деятельности медицинского персонала, психолога, воспитателей и специалистов с целью развития социальных навыков   и способностей дошкольников.
  4. Создание программно – методического обеспечения педагогического  процесса в ДОУ с учетом решения поставленной проблемы и выбор эффективных форм подготовки педагогических и медицинских работников по решению проблемы.

Объект исследования

Педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников.

Предмет исследования

  1. Структура социального здоровья дошкольника (как система критериев социального благополучия ребенка):

1.социальная адаптивность;

2.социальный статус ребенка в деферентной  группе (в группе сверстников с близкими интересами и  близким уровнем развития);

3.коммуникативные способности и развитая система  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

4.адекватная самооценка, позитивная « Я – концепция» (положительное самоотношение);

5.осознание и выражение основных  эмоций;

6.успешность в разных видах деятельности (для внутреннего психически благополучного самочувствия человеку необходимо, чтобы он был успешен в большинстве видов деятельности. Желательно, чтобы хотя бы в одном из ее видов он был успешнее других).

  1. Условия при которых происходит сохранение и укрепление социального здоровья  дошкольников:

1) структура и содержание ОП в ДОУ;

2) дополнительное образование;

3) деятельность службы сопровождения УВП;

4) программно – методическое обеспечение педагогического  процесса в ДОУ.

Гипотеза исследования

 Если образовательный процесс в ДОУ будет включать в себя организацию корекционно – развивающих занятий, направленных на развитие у дошкольников эмоционально-личностной, коммуникативной и поведенческой сферы, средствами психогимнастики, тренингов , целенаправленную организацию игровой и театрализованной деятельности,  организован  обмен опытом работы , взаимоконтроль и взаимоподдержка педагогов внутри ДОУ («гостевой обмен»), скоординирована деятельность психолого – медико – педагогической службы,

то вполне реально  обеспечить развитие социально – психологической готовности дошкольников к школе, развить социальную адаптивность, коммуникативные и поведенческие навыки,  эмоционально – личностную сферу, адекватную (или близкую к адекватной) самооценку детей.

Методы исследования

  1. Изучение нормативных и инструктивно-методических документов, а также литературы по исследуемой теме.
  2. Анализ документации ДОУ (годового плана ДОУ, планов работы специалистов и воспитателей).
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Мониторинг социального здоровья дошкольников.
  5. Социологические опросы и анкетирование педагогов и родителей.
  6. Знакомство с опытом работы других ДОУ по данному направлению.
  7. Обобщение результатов.

Руководство реализацией программы

 

1. Координацию и оперативное руководство по реализации программы осуществляет администрация ДОУ.

Контроль за реализацией программы

осуществляется РУО в установленном им порядке.

Информационно-аналитическая справка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»  Управления образования Администрации Верещагинского муниципального района расположен по адресу: г. Верещагино, ул. Фабричная, 81.

 Детский сад был открыт 10.10.1978 г. и рассчитан на 110 мест.

Списочный состав на 01.09.2008 г. составляет 130 человек (с 2 до 7 лет).

 Сведения об администрации дошкольного образовательного учреждения:

Заведующая – Обухова любовь Николаевна. Образование  средне–специальное, I квалификационная категория, награждена грамотой Департамента образования и науки Пермской области. Стаж работы 32 года, в том числе в данной должности 3 года.

Старший воспитатель – Коновалова Оксана Владимировна. Образование высшее, I квалификационная  категория, награждена грамотой Министерства образования РФ, «Благодарностью за вклад в развитие Пермского края Губернатора Пермского края  О.А. Чиркунова». Стаж работы 19 лет, в  том числе в данной должности 10 лет.

В ДОУ функционирует 6 групп, из них 1 группа для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет).

 Режим работы ДОУ – «пятидневка»  с двенадцатичасовым пребыванием детей с 7.30 час. – до 19.30 час.

Образовательная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Уставом. Высшим органом самоуправления является Управляющий Совет ДОУ. В число участников образовательного процесса  входят сотрудники, дети, родители.  

От районного логопедического Центра в ДОУ работает логопункт.

Укомплектованность кадрами составляет 100%. Из общего числа сотрудников (41 человек) – 17 педагоги. Все педагоги имеют педагогическое образование.

Образовательный ценз: с высшим педагогическим образованием - 5 человек; со средне-специальным – 8 человек; получает среднее-профессиональное образование 1 педагог.

Педагогический коллектив работоспособный, творческий.

В ДОУ создаются благоприятные условия для работы коллектива. Соблюдаются правила охраны труда, пожарной безопасности, инструкции по охране жизни и здоровья детей.

В ДОУ организованы следующие кружки:

2005-2006 учебный год – «Развивающие игры» (руководитель: Тиунова С.Б.);  «Оригами» (руководитель: Леушканова А.П.); «Звукарик» (руководитель: Поносова О.В.); «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.); «Этическая грамматика» (руководитель: Вешнякова Г.Л.).

2006-2007 учебный год – «Развивающие игры» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Правоведение для дошкольников» (руководитель: Мокеева М.А.); «Волшебная, ниточка» (руководитель: Леушканова А.П.); «Логоритмика» (руководитель Федосимова Н.С.); «Театр и дети» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Удивляюсь, злюсь, радуюсь» (руководитель: Поносова О.В).

2007-2008 учебный год – «Теремок» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Оригами» (руководитель: Леушканова А.П.); «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.); «Умелые руки» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Волшебные прописи» (руководитель: Поносова О.В.).

2008-2009 учебный год – «Теремок» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Волшебная, ниточка» (руководитель: Леушканова А.П.);  «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.).; «Разноцветные ладошки» (руководитель: Мокеева М.А.); «Развиваем внимание детей» (руководитель: Балуева Т.В.); «Первые шаги к интеллекту» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Волшебные прописи» (руководитель: Поносова О.В.).

Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ – это заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, творческого освоения окружающего мира на основе сохранения физического и психического здоровья.

Начиная с 2000 года ДОУ реализует программу нового поколения «Детство». Приоритетное направление в работе педагогического  коллектива – социализация личности дошкольника.

На деятельность ДОУ оказывает влияние тот факт, что оно расположено рядом с такими социокультурными учреждениями, как детская библиотека, ЦДТ «Радуга», Кинотеатр «Комсомолец», средняя общеобразовательная школа № 1, Станция Юных Техников, Детская поликлиника.

Педколлектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства.

В тоже время необходимо отметить «узкую» специфическую направленность работы всех специалистов в ДОУ. Остро встает необходимость комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе по проблеме «социального взросления» дошкольников, и осуществляться этот процесс должен с участием специалистов разного профиля: педагогов, психологов, психиатра, логопеда.

Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития , но и вскрыть причины их появления, взаимосвязь и взаимовлияние, а также определить наиболее эффективные пути их коррекции.

Весьма актуален вопрос о необходимости проведения комплексного обследования в привычной для ребенка игровой и бытовой деятельности. Только в этом случае диагностика будет всесторонней и объективной. Комплексный подход необходим также и в психокоррекционной работе. В противном случае информация об индивидуальных особенностях развития ребенка не найдет своего применения, и он не получит своевременной квалифицированной помощи тех специалистов, которые установили отклонение в его развитии.

Оптимальным на данном этапе деятельности могло бы быть создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, имеющим особые проблемы в развитии, были бы взаимосвязаны. Эта система представляется нам в виде следующей цепи:

  1. комплексное обследование;
  2. индивидуальная коррекционно-профилактическая работа в условиях интегрированного обучения детей;
  3. анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендации для дальнейшего воспитания и обучения детей.

Таким образом, интегрированное обучение ребенка предусматривает использование диагностической, коррекционной и профилактической программы в ходе учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста (с 2-х до 7 лет) с проблемами в психическом и социальном развитии.

Обоснование темы программы

      Исходя из идей национальной доктрины образования, можно констатировать, что соблюдение права ребенка на охрану здоровья в образовательном учреждении является одним из важных и, в тоже время, необходимым условием для повышения качества образования и показателем достигнутого качества образования.

По определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия». К сожалению, забота взрослых о здоровье детей чаще всего бывает обращена к первым 2 –м его составляющим, а именно: к физическому и иногда и психологическому комфорту. А социальное здоровье часто уходит на дальний план. В погоне за реализацией государственных образовательных стандартов педагоги ДОУ ради высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе упускают этот немаловажный фактор, что в свою очередь, может привести к слабому развитию коммуникативных способностей, непринятию ребенка в группе сверстников, внутреннему психологическому дискомфорту в связи с отсутствием ситуации успеха в деятельности, неадекватной самооценке. Вслед за этим вполне закономерно может последовать еще ряд проблем. Опыт работы ДОУ № 2 показывает, что при достаточно высоком уровне интеллектуальной готовности детей к школе (2006 г. - 78 %; 2007 г. – 89 %; 2008 г. – 92 %) педагоги детского сада недостаточно уделяют внимание социальному развитию дошкольников, а именно: у   детей слабо развита эмоциональная сфера и коммуникативные навыки; многие дети имеют низкий социальный статус; у старших дошкольников не сформировано позитивное самоотношение (таким образом, уровень развития произвольности поведения, как показателя социализации детей в 2005 г. составлял  48%; 2006 г. – 54%;2007 г. – 57%). Причиной социальной неуспешности детей является отсутствие в ДОУ  психолого – педагогических условий, направленных на развитие у дошкольников социальнозначимых навыков и способностей, в т.ч. нескоординированная деятельность педагогов, психолога и мед.персонала; недостаточное количество программно-методического обеспечения пед. процесса; отсутствие целенаправленной коррекционной и профилактической работы по развитию социальной сферы дошкольников. Но очевидно, что социальное благополучие ребенка – есть условие его нормального психического развития. А адекватное возрасту  психическое и социальное развитие детей неразрывно связаны и с физическим здоровьем. Без соблюдения такого «триединого» подхода к здоровью невозможно существенно изменить уровень образованности детей, создать оптимальные условия для личностного развития. Именно поэтому проблема, которую мы выделяем, состоит в противоречии между декларируемыми нормативными документами, гуманистическими ценностями образования через реализацию Госстандарта и фактором угрозы социальному благополучию дошкольников.

В связи с этим особенно актуальным является  сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие обеспечения социально-психологической готовности к школе.

Анализ достижений ДОУ, его потенциала

 с точки зрения развития

Опыт работы ДОУ № 2 в 2002 – 2003 учебном году в статусе «опорного» образовательного учреждения по проблеме социализации дошкольников, апробация программы «Детство» в ДОУ, опыт работы педагогов в данном направлении, их заинтересованность, желание работать с «трудными» детьми, методическое обеспечение по теме позволяет сделать вывод об актуальности и развитии данного направления  в деятельности ДОУ.

Концептуальные основы программы

Среди прав детей, соблюдение которых в сфере образования зависит от деятельности образовательного учреждения, важное место занимает право на охрану здоровья, которое соседствует и в определенной степени зависит от соблюдения таких прав ребенка, как право свободно выражать свое мнение, право на личную жизнь, право пользоваться благами социального обеспечения, право на защиту от всех форм физического и психического насилия. Другими словами, право ребенка на охрану здоровья должно рассматриваться не только под углом адекватного возрасту физического развития. Для оптимального становления личности ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Для психологов, педагогов, валеологов очевидно, что самооценка ребенка, отношение к себе и восприятия себя во многом определяют его поведение и успеваемость.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:

  1. чувством собственной значимости;
  2. уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
  3. убежденностью в импонировании другим людям.

Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит  себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.

Все эти факты имеют социальный характер.

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться с начала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптационных характеристик и , по сути, таково его психическое и социальное здоровье.

Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение – а это путь к нездоровью.

Задача дошкольного учреждения не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоционально-поведенческую сферу; научить соотносить свои эмоции и чувства, с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, регулировать таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим  («Именно через других мы становимся самими собой», - отмечал Л.С. Выготский). Именно такой подход поможет педагогам сформировать у детей на основе мониторинга социального здоровья и специальным образом организованного образовательного процесса социальную (личностную) готовность к обучению в школе, т.е. готовность детей к новым формам общения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).

В качестве научной основы нашей концепции мы использовали труды известных теоретиков и практиков в области психологии, педагогики, теории управления:

  1. Л.С.Выготский , А.Н. Леонтьев, А.В . Петровский – вопросы психологии, социализации личности;
  2. Л.В. Коломейченко, Т.П. Колодяжная, Л.М. Шипицина, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, Т.В. Юхина, Е.В. Прима, Л. В. Филиппова и др. – вопросы социализации личности ребенка – дошкольника;
  3. Б.М. Чарный, И.Г. Никитин, Н.Зубов, К.Ю. Белая – вопросы теории управления.

В современном образовании ЦЕЛЬЮ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСТУПАЕТ РЕБЕНОК как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме и сполна развивать свои способности.

  Главное заключается в том, чтобы взрослый человек привил ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого. Показателями индивидуальной свободы выступают:

  1. активность;
  2. динамичность;
  3. самоопределение;
  4. самоорганизация;
  5. умение управлять своими психическими процессами (данные показатели обозначены в Федеральной Программе развития образования в России).

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ – развития субъектности личности, поставило педагогику перед необходимостью пересмотра  сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа» тоталитарного строя.

Гуманистические перспективы возрождения востребуют личность глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, творца своей субъектности и своей жизни, а не личность ведомую и управляемую.

Гуманистические тенденции образования сместили акценты с понимания роли знаний в образовательном процессе. ЗУНы сегодня выступают СРЕДСТВОМ развития ребенка, его ума, мыслительных процессов, познавательной активности, свободы в выборе способов достижения цели, эмоционального равновесия, самостоятельность в решении конфликтных ситуаций. ЗУНы призваны РАЗВИТЬ ЯДРО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙТСВИТЕЛЬНОСТИ.

Очевидно, что сегодня возрастает интерес к выявлению факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей.

Ведется поиск психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных состояний и создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и в семье. Это направления развития ДОУ определяется как поиск путей организации развивающей среды в соответствии с природосообразностью ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Успешность ребенка в процессе любой его деятельности должна быть в поле зрения педагогов и становиться достоянием, как самого ребенка, так и группы сверстников.

Среда как универсальный механизм социализации ребенка выполняет защитную (адаптивную), регулятивную и самоактулизирующую функции. Основными требованиями в среде являются создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие. В ней должны быть заложены возможность для самореализации свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Это, в свою очередь требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способность строить педагогический процесс по модели субъект – субъектного взаимодействия с ребенком на основе его диагностики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его естественного – индивидуального личностного роста.

Особая роль в процессе гуманизации деятельности ДОУ отводится воспитателю – главному действующему лицу, выступающему в роли «социального агента» для ребенка. Администрация ДОУ должна обеспечивать условия для проявления педагогами активности, побуждать их к профессионально- личностной рефлексии, а не давать готовые формы и способы организации педагогического процесса. Гуманная миссия педагога заключается в смягчении социальной напряженности, восстановлении душевного равновесия ребенка. Современный педагог – это свободная , творческая личность, обладающая развитым научно-педагогическим мышлением, способная к самоопределению.

Таким образом, гуманизация и  социализация современного образования призваны коренным образом изменить модель образовательного процесса в нашем ДОУ, придав ему личностно-ориентированный характер и , реализуя главную цель – создание условий для сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников, как условия обеспечения социально-психологической готовности к школе.    

Программа развития включает

3 основных блока

1 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа города, края, страны. Профессиональная особенность трудовой деятельности города, края, страны. Знакомство с экономической азбукой.

         2 блок: «Я и мое ближайшее окружение». Формирование основ семейного воспитания: понятие «Семья», изучение истории рода («родословная моей семьи»), социальная значимость семьи, ее традиция, права и обязанности членов семьи.

           Межличностные отношения в обществе (детском коллективе): понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, огорчение, любовь, одобрение, усталость и т.п.); развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.

           Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям. Упражнять детей в анализе своих поступков.

           Формирование основы здорового образа жизни. Введение понятия «здоровья». Влияние образа жизни на состояние здоровья человека.

            Формирование потребности в природоохранительной деятельности.

            3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».

Знакомство с основными статьями «Декларации прав человека», с «Конвенцией о правах ребенка». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).      

Содержание деятельности МДОУ «Детский сад № 2»

Образовательный блок (базовый)

Дополнительное образование

Оздоровительно – профилактическая работа

Служба сопровождения

Научно-

методическая работа (повышение квалификации)

Работа

с родителями,        общественностью

1

2

3

4

5

6

*Реализация  программы «Детство», включающей раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений».

* Организация игровой деятельности, через которую формируется произвольность поведения. В играх с правилами, соревнованиях формируется отношение к  сверстникам; в сюжетно- ролевых играх – отношение к взрослым;  отношение к самому  себе -  в режиссерских играх и играх -  драматизациях.

*Разработка системы занятий.

*Разработка циклограммы организации ОП с учетом развития социальной сферы дошкольников. (перспективного плана работы).

*Театрализованная деятельность с детьми, начиная с

3-х лет.

*Кружковая работа:

-  Правоведение для дошкольников;

- Теремок;

-Логоритмика;

-Волшебная, ниточка;

- Светофорик.

*Физкультурные занятия в зале и на улице с использованием релаксации;

* Развитие положительного психоэмоционального состояния детей посредством проведения дней здоровья и физ. досугов;

* Просыпательная гимнастика;

* Щадящий лечебно – оздоровительный режим.

Психолог - 0,5 ст.

(ст. воспитатель -1,0 ст.)

* Принимает участие в разработке и внедрению новых педагогических технологий , осуществляет проектировочную и диагностико-контрольную функцию за развитием детей в условиях образовательного процесса.

* Диагностика психического развития детей на момент поступления и отслеживание его динамики в процессе развития, воспитания и обучения.

*Психопрофилактика детских страхов и неврозов через организацию специальных занятий, тренингов, игротерапии, психогимнастики.

* Коррекция поведенческих расстройств через организацию тренингов и игротерапии.

* Психологическое просвещение родителей и воспитателей.

* Содействие повышению психологической  компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.

Логопед - 1,0 ст.

* Диагностика речевого развития;

* Коррекционная работа (подгрупповая и индивидуальная)

*Индивидуальные и групповые консультации с родителями.

Медицинский работник – 1,0 ст. *Участие в планировании и организации работ по устранению факторов риска (неуклонное выполнение САНПИН).

*Повышение квалификации педагогов и специалистов ДОУ по вопросам организации игровой деятельности, личностно ориентированному общению, организации ОП в соответствии с требованиями программы «Детство» и использование социометрических методик через семинары, тренинги, моделирование и т.д.

*Организация «гостевого обмена "  между педагогами, т.е. педагоги делятся практическим опытом работы по организации разных видов деятельности с детьми в разных возрастных группах.

* Организация работы «Педагогической мастерской» по правовому воспитанию дошкольников в ДОУ (руководитель Мокеева М.А.)

*Организация целенаправленной работы  по вопросам воспитания и развития детей, актуальным социально-психологическим проблемам.

*Преемственность работы с начальной школой.

*Организация работы с детской поликлиникой и др. соц. институтами,

в т.ч. дополнительным образованием и культурой.

План реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Исполнитель /ответств./

Объем финан-сирования

Срок испол-нения

Ожидаемый

результат

1 год  работы

Аналитико – подготовительный этап

  1. Заинтересовать коллектив идеей программы.
  2. Изучить систему работы детских садов Пермской области по данному направлению.
  3. Повышение квалификации специалистов ДОУ через курсовую подготовку и методическую работу в детском саду.
  4. Создать методическое обеспечение программы эксперимента.

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

Разработка норматив-но-правовой базы для реализации программы

Составление «паспорта социального здоровья» дошкольников. Мониторинг развития социального здоровья дошкольников

Повышение квали-фикации специалистов ДОУ через организацию мето-дической работы в ДОУ.

Введение в штат ДОУ должности:

Педагог-психолог 1,5 ст.

Соц. педагог 1,0 ст.

Анализ и определение содержания пед. про-цесса  с точки зрения здоровьесбережения и социализации дошк-ков Разработка здоровьесберегающего учебного плана.

Определение функци-ональных обязанностей и схемы взаимодействия работы специалистов и воспитателей в ДОУ.

Подбор учебных прог-рамм для базового и до-полнительного образо-вания.

Создание програмно-ме-тодического обеспече-ния пед. процесса в ДОУ

Материально-техничес-кое оснащение, в т.ч. ос-нащение методического кабинета.

Вовлечение семьи в ре-ализацию программы.

Установление содержа-тельных связей ДОУ с социумом:

  1. поликлиникой
  2. доп. образованием
  3. школой

Информирование участ-ников программы о ходе ее реализации.

заведующая

ст м/с, ст.восп, спец-ты

педагоги

заведующая

заведующая

ст. м/с,

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

заведующая

ст. воспит.,

ст. м/с, спец-ты

заведующая,

ст. воспитатель, ст. м/с

заведующая, специалисты.

Целевое финан-сирование

Целевое финан-сирование

Целевое финан-сирование

2008-

2009 у.г.

2009-2010,

2008-

2011гг.

2008-

2011гг.

- 11 -

2008-2009 гг.

2008-2011 гг.

2008-2009 гг.

2008-2009 гг.

2008-2009 гг.

2008-2011 гг.

2008-2011 гг.

Пакет документов

Диагностический инструмен-тарий. Результаты диагно-стики с целью планирования и организации профилак-тической и коррекционной работы.

 Результаты мониторинга.

«Наращивание» специфической компетентности педагогов.

Кадровое обеспечение

Составление учебного плана

Координация деятельности пед. коллектива, мед. персонала и специалистов.

Адекватная нормативная база. Трудовая дисциплина.

Методическое сопровождение программы.

Создание МТБ в соответствии с САН ПИН и требованиями программы.

Информирование и устано-вление преемственных связей с семьями воспитанников.

Установление преемственных связей с социумом.

Сбор и анализ информации о результатах работы.

2 год работы

Этап действующей программы

  1. Реализация здоровьесберегающих технологий.
  2. Коррекция перспективных планов воспитателей и специалистов.
  3. Организация методической работы с пед. колективом, направленная на выбор оптимальных форм и методов работы с детьми.
  4. Обеспечение скоординированности работы всего пед. колектива.  
  5. Анализ хода и результатов опытно-педагогической работы.

1.

2.

3.

4.

5.

Выявление точек роста в программе.

Корректировка содержания ОП.

Отслеживание резуль-татов реализации про-граммы .Мониторинг.

Создание механизма эффективного управ-ления программой

Организация образо-вательных услуг для детей не посещающих ДОУ.

Анализ и обобщение результатов 2 этапа.

ст. медсестра, ст. воспитатель

ст. медсестра, ст. воспитатель

заведующая

заведующая

Целевое финанси-рование

2009 – 2010 гг.

2009 – 2010 гг.

2009 – 2011 гг.

2004 – 2006 у.г.

2009-2010 гг.

Выявление динамики роста здоровья и социализации дошкольников. Отработка оптимальных режимов организации жизнедеятель-ности детей и учебной нагрузки.

Выявление динамики роста здоровья и социализации дошкольников. Анализ результатов работы.

Создание системного подхо-да в управлении ДОУ, в т.ч. организационной структуры.

Организация групп кратко-временного пребывания детей.

Анализ результатов работы за год.

3 год работы

Этап оперативного анализа

  1. Обобщение результатов работы по следующим направлениям:
  1. социализация детей;
  2. мастерство педагогов,  определение их уровня понимания основных целей, результатов, способов деятельности;
  3. согласованность работы пед. колектива;
  4. материальная база  и развивающая среда;
  5. психологический микроклимат в группе.

1.

 2.

3.

4.

Анализ и обобщение 1-3 этапов программы

Анализ адаптации выпускников детсада в 1-ом классе школы.

Обобщение опыта работы по реализации программы. Подготов ка документов к аттес-тации ДОУ. Определение перспектив дальнейшей работы.

заведующая,

ст. медсестра,

ст. воспитатель

2010 –2011 гг.

2010-2011 гг.

2010-2011гг.

Анализ управленческой деятельности.

Подготовка программы развития ДОУ

на следующий период.

Критерии оценки ожидаемых результатов

  Оценка в детях:

  Показатели развития произвольности (предпосылки учебной деятельности):

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
  4. умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

   Критерии развития произвольности в общении отслеживаются через использование психологических диагностик:

  1. «Графический диктант»,
  2. «Домино»,
  3. «Да и нет не говорите»,
  4. «Лабиринт»,
  5. «Карандаши»,
  6. Решение косвенных задач,
  7. Решение вербальных и практических задач,
  8. «Три шашки».

           Показателем является высокий и средний уровень по результатам диагностики (30 %, 70 %).

Оценка в педагогах:

  1. Владение педагогами социометрическими методами исследования;
  2. Владение педагогами здоровьесберегающими технологиями;
  3. Владение педагогами методами организации и управления игровой деятельности детей;
  4. Развитие педагогической рефлексии.

Оценка деятельности администрации:

1. Создание системы работы в ДОУ по сохранению и укреплению социального здоровья дошкольников, закрепленной в локальном акте ДОУ.

Прогноз положительных результатов

  1. Повышение уровня социально – психологической готовности выпускников детского сада к школьному обучению.
  2. Создание благоприятного психологического климата в ДОУ, стимулирующего социальное развитие ребенка дошкольника.
  3. Апробация и внедрение программы нового поколения «Детство».
  4. Обеспечение психолого – медико – педагогического сопровождения воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с целью сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников.
  5. Повышение статуса ДОУ в микрорайоне.
  6. Аккредитация ДОУ.

Прогноз потерь и негативных последствий

  1. У педагогов возрастут требования к материально-технической базе
  2. Потребуется специальная курсовая подготовка педагогов по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников.
  3. Возникнут проблемы управления коллективом в связи с перестройкой организационной культуры управления.
  4. Повышение требовательности к социально-эмоциональному воспитанию дошкольников может привести к снижению показателей интеллектуального развития у некоторых дошкольников на 1 этапе.

Формы предоставления результатов программы

  1. Создание системы работы в ДОУ по сохранению укреплению социального здоровья дошкольников, закрепленной в локальном акте.
  2. Отчеты на педагогическом совете по завершении каждого этапа программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Организационная культура управления

ЗАВЕДУЮЩАЯ

                

Совет родителей

Психиатр

Научный руководитель эксперимента

Совет педагогов

ДЕТИ И ИХ РОДИТЕЛИ

Технический персонал

Младшие воспитатели

Воспитатели

Специалисты

завхоз

Старшая медсестра

Методист

Педагог -психолог

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Новые ориентиры управления

УПРАВЛЕНИЕ: воодушевление интересами дела, обретение доверия людей

РУКОВОДИТЕЛЬ – генератор идей, педагог, интересный, доброжелательный человек.

СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ – с позицией : «Главное делай, но … если не творчески, то зачем?»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: развитие поисковых возможностей – каждый педагог – мастер в одном из вопросов новых технологий. Научное обоснование экспериментальной деятельности.

        ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ


ПСИХОЛОГ. Главная задача: РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ

Между детьми

Между взрослыми  и детьми

Между педагога-ми и роди-телями

Между админист-рацией и сотрудни-ками

Между коллегами

МЕТОДИСТ – передача инициативы педагогам, оказание поддержки.

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: все начинать  с вопроса к детям, учитывать «выбор» детей, не «давать» знания, а организовывать их поиск. Учиться работать по ситуации. Вести детей к осмыслению себя , окружающего. Способствовать самовыражению, формированию адекватных поведенческих реакций, развитию эмоционально-волевой сферы и системы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.



 

Комментарии

спасибо большое. ИНТЕРЕСНО!