Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
статья на тему

Карасева Людмила Александровна
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_statya_ns_portal.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивность)

Введение в тему!

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

- Уважаемые педагоги,  поднимите руки те, кто сталкивался с похожими проблемами?. Да, в наше время это действительно актуально. Давайте попробуем разобраться вместе с причинами возникновения этих проблем.

Дефицит внимания- это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время. Нарушение внимания проявляется в том, что такие дети не заканчивают начатое дело, отвлекаясь на другое, преждевременно прерывают данное им задание, не закончив его, постоянно меняют игры, быстро теряя к ним интерес. Они не желают делать что-либо не интересное для них в данный момент, у них нет никакого чувства ответственности. Большинство из них отличаются забывчивостью, они часто теряют или забывают вещи.

Гиперактивность- двигательная расторможенность, которая возникает как следствие утомления и низкого тонуса. Проявляется она в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: таким детям трудно усидеть на месте, они бесконечно ерзают на стуле, часто меняют позы, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, могут без разрешения покинуть свое место. Они болтают и шумят больше всех, даже во время спокойных игр.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако не которые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Вот как разные авторы дают толкование понятиям «дефицита внимания» и «гиперактивности».

Что же мы, взрослые, можем сделать для того, чтобы ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью стал более усидчивым и научился сдерживать свою двигательную активность, когда это необходимо?

Во-первых нужно различать понятия «Диагноз СДВГ» и индивидуальные особенности ребенка, при которых наблюдаются сходные внешние проявления. Для этого возможно показать ребенка неврологу для того, чтобы исключить неврологические проблемы или подтвердить диагноз.

Во-вторых, если проблема не несет органическую форму, то нужно усвоить несколько правил: ваш ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям удерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с такими детьми мы должны:

- не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, т.к. от шума возбуждение усиливается,

- при необходимости применять позитивный физический контакт: обнять ребенка, погладить по голове,

- во время занятий посадить на первую парту (ближе к себе), чтобы уменьшить отвлекающие моменты,

- в середине занятия дать возможность подвигаться :попросить что-нибудь поднять, принести и т.д.,

- хвалить за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Также мы можем с помощью специальных игр и заданий корректировать проявления гиперактивности и дефицита внимания у детей. Я предлагаю Вам несколько игр, в которые Вы можете играть со своими детьми. В ходе этих игр и заданий будут возникать не только положительные эмоции у детей, но и будет достигаться коррекционный и развивающий эффект.

Основной акцент в работе нужно делать на устранение дефицита внимания и формирование навыков планирования, регуляции и контроля деятельности, снятие психоэмоционального и двигательного напряжения.

ЗАДАНИЯ:

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам немного попрактиковаться и обменяться опытом, проявить творческие способности и устроить «мозговой штурм». Вам необходимо поделиться на команды. Каждая команда выбирает конверт с заданием. На выполнение задания дается 10 минут, далее каждая команда демонстрирует свои решения.

  1. В группе детского сада идет занятие. Воспитатель объясняет задание, далее дети приступают к его выполнению, все вовлечены в работу, кроме одного ребенка, который начинает отвлекаться, прыгать на стуле, отвлекать остальных детей. Все попытки призвать его к порядку оказываются безуспешными. Каковы будут Ваши действия для того, чтобы разрешить данную ситуацию?
  2. Вам необходимо выучить стих с ребенком. Но он не может запомнить ни слова. Каковы ваши действия?
  3. Утро. Родитель приводит ребенка в детский сад. Ребенок наотрез отказывается заходить в группу, капризнячает. Ваши действия?
  4. Продемонстрируйте игру на развитие внимания.
  5. Продемонстрируйте игру на снятие двигательного напряжения.

В работе с детьми с СДВГ нужно проявлять большое терпение и сдержанность. Предлагаю Вам пройти тест на тему: «Умеете ли вы контролировать свои эмоции!».

Постарайтесь предельно искренне ответить на вопросы и выберите один из вариантов ответа.

1. Если я участвую в споре, как правило, я стараюсь:

а - любой ценой одержать верх

б - понять другую точку зрения

в - переубедить другого

2. Если я увижу, что кто-то стремится работать лучше других, то я испытываю:

а - чувство зависти

б - чувство раздражения

в - желание работать не хуже

З. Если я слышу о преуспевающем бизнесмене, я уверен, что он добился успеха:

а - преступным путем

б - за счет покровителей

в - за счет своих способностей

4. Когда я узнаю, что люди не участвуют в общественных мероприятиях, то:

а - мне все равно

б - соглашаюсь с ними

в - не соглашаюсь с ними

5. Когда говорят о том, что «стране не хватает жесткой руки», то я:

а – соглашаюсь

б - мне все равно

в - не соглашаюсь

6. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:

а - соглашаюсь

б - не соглашаюсь

в - мне все равно

7. Если бы мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого надо измениться самому, то я бы сказал:

а – необходимо, чтобы изменились окружающие

б – это не зависит от людей, подобных мне

в – да, необходимо начинать с самого себя

8. Если бы мне предложили руководить людьми, я бы:

а – отказался

б - посоветовался с умными людьми

в - согласился

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

3

5

3

5

3

3

3

3

б

10

3

5

3

5

5

5

10

в

5

10

10

10

10

10

10

5

.

68-80 баллов: Вы достаточно демократичны и обладаете высоким уровнем толерантности, уважаете права других людей, их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают Ваше умение контролировать эмоции, усмирять собственные желания, управлять своим поведением.

Даже, если это не проявляется открыто, знайте - к Вам относятся с уважением, в Вас видят личность, способную управлять собственными эмоциями. Если Вы сумеете сохранить и укрепить эти качества, у вас появятся неплохие шансы: быстро продвигаться по службе, пользоваться популярностью у окружающих, которые, возможно, захотят видеть Вас своим лидером.

37-67 баллов: Ваши качества позволяют Вам выглядеть самым обычным человеком, которых большинство. Эти люди других не обидят и своего не упустят. Превыше всего для них - собственное благополучие и спокойствие.

Они стараются слушать только тех, от кого зависят. Так жить можно, но лидером Вам не стать. Самое опасное – постепенно утратить и эти качества, превращаясь в убежденного эгоиста. Тогда Вам будет трудно добиться успеха.

24-36 баллов: Вам нужно срочно пересматривать свое отношение к другим людям. Абсолютно не уважая их, Вы можете незаметно для себя превратиться в человека, которого люди будут сторониться.

Из таких людей, как Вы, может и получится хороший профессионал, но их жизнь - каторга для них самих и окружающих.

В группе детского сада идет занятие. Воспитатель объясняет задание, далее дети приступают к его выполнению, все вовлечены в работу, кроме одного ребенка, который начинает отвлекаться, прыгать на стуле, отвлекать остальных детей. Все попытки призвать его к порядку оказываются безуспешными. Каковы будут Ваши действия для того, чтобы разрешить данную ситуацию?

Вам необходимо выучить стих с ребенком. Но он не может запомнить ни слова. Каковы ваши действия?

Утро. Родитель приводит ребенка в детский сад. Ребенок наотрез отказывается заходить в группу, капризнячает. Ваши действия?

Продемонстрируйте игру на развитие внимания.

Продемонстрируйте игру на снятие двигательного напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют ги...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как самая распространенная форма нервно-психических расстройств детского возраста.Психологиче...