Конструктивный диалог с родителями о развитии детского словотворчества.
статья на тему

Гаджимурадова  Джамиля Хейрулаевна

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Ребенок познает мир. Это увлекательное путешествие. И оно возможно в любом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивный диалог с родителями о развитии детского словотворчества.

Цель: Определение понятия детское словотворчество.

Задачи: 

Научить:

- слушать своих детей,

- узнавать глубже своих детей,

- интересоваться внутренним миром своих детей.

Актуальность: В современном мире, в мире скоростей, родители не замечают, как растут их дети. А тем более не замечают, как они развиваются, познают окружающий мир. Не замечают отсутствие взаимопонимания между ними и детьми, не успевают разобраться в детских желаниях высказать свои мысли. Зачастую родители «отмахиваются» от детей, не понимая их речи.

Частые обращения родителей к воспитателям по этому поводу побудили к организации – консультации в виде круглого стола.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы с вами собрались, чтобы определить, что такое словотворчество. 

СЛОВОТВОРЧЕСТВО – это создание новых слов. Авторами этих новых слов как правило являются дети. Дети от 2 до 5 лет.

Давайте вместе с вами узнаем, как же это происходит?

Попробуйте определить, что хотели сказать дети:

- «Там громкая вода».  Высказывания родителей: «Шумит вода», «Бежит вода».

Ребенок сильно открыл кран – «Сильная струя».

- «У меня дождик идет из носа». Высказывания родителей: «У меня сопли».

Ребенок просит вытереть нос: «У меня дождик идет из носа».

- «Костя плачет слезами». Высказывания родителей: «Капают слезы», «Горько плачет».

Дети сообщают, что, Костя плачет: «Костя плачет слезами»

- «Маленькая капка». Высказывания родителей: «Капает дождь», «Дождь моросит», «Маленькая капля».

Дети наблюдали за дождем, повторяли за воспитателем «Мелкий дождь», «Маленькая капелька».

Овладение детьми речью происходит под непосредственным воздействием вас, взрослых. Ребенок не замечает своего словотворчества, он уверен, что правильно повторяет услышанное. Нам, родителям, надо помнить, что дети нас копируют, подражают нам. Поэтому желательно общаться с ребенком понятным ему языком. Ведь языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает в общении с нами, с друзьями.

Вы, наверное, замечали, что дети создают свои «новые» слова, добавляя суффиксы, окончания или просто соединяют два слова.

 - «Паровоезд». Высказывания родителей: «Паровоз», «Поезд».

Ребенок играет с поездом и сообщает, что поезд едет: «Паровоезд»

- «Никовойная» Высказывания родителей: «Ничья», «Бесхозная».

Воспитатель интересуется, чья футболка? «Никовойная».

- «Сольница». Высказывания родителей: «Солонка», «Баночка для соли».

Дети рассматривают картину «На кухне», перечисляют предметы на столе: «Сольница».

У малышей сильное чутье языка, поэтому создаваемые ими слова очень метки, изящны, естественны.

- «Кашаладка». Высказывания родителей: «Шоколадка», «Конфетка».

Правильно «ШОКОЛАДКА».

- «Матрушка». Высказывания родителей: «Матрешка», «Ватрушка».

Правильно «ВАТРУШКА».

- «Тигара». Высказывания родителей: «Тигр», «Сигара», «Гитара».

Правильно «ГИТАРА».

Малыши ищут в каждом слове логику и если не находят ее, то просто выдумывают что-то свое.

Костя отказывается есть и придумывает отговорку: «Моя ложка устала».

После болезни Луиза делится, как его лечили: «А мне мама голос мазала».

Миша собирается в гости к подруге: «Я подарю Луизе акадила» (крокодила).

По мнению ученых первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

Уважаемые родители, вам было дано задание: повнимательнее вслушаться, что говорит ваш малыш. Давайте послушаем, что вы услышали:

- Я попросила принести одну вещь, Егор принес другую. На мой вопрос Егор сказал: «Я ПРИЛЕПУТАЛ».

- Миша икал, попил. Я интересуюсь, как дела? Миша ответил: «Я не ИКУЮ».

- Арина называет пальчики: «Этот пальчик НАКАЗАТЕЛЬНЫЙ» (указательный).

- Адель просит меня: «Купи мне ГЕМОТА» (бегемота).

- Саша рассматривал книгу, кричит: «Мама, смотри, это «ДИНДЮК» (индюк).

- Катя превратилась в «ПООДЕЯ» (воробья).

- Утром Вера говорит: «Я сегодня НЕ ВЫСПАТАЯ» (не выспалась).

- Богдан одевает колготки: «Почему КОЛГОТИНА не смотрит, куда ее одевать?».

- Таня в ванной включила воду: «Ой, вода ВЫРОСЛА».

Уважаемые родители не лишайте себя радости, удовольствия услышать уникальные высказывания своих малышей.  Запомните, запишите этот шедевр. Время быстро бежит.

А период активного словотворчества очень короткий с 2-3 лет до 5 лет. А у некоторых детей его вообще нет. (Ребенок от природы грамотный).

Давайте договоримся: не ругать детей, не сравнивать с другими детьми (вон Вова говорит правильно, а тебя не понять). Надо быть терпеливыми, внимательными в первую очередь к своей речи. Больше общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, читайте ему и тогда в скором времени увидите результат. Ребенок заговорит.

А пока мы призываем вас: вслушивайтесь, запоминайте, записывайте, приносите нам интересные высказывания детей. А мы соберем вместе «Альбом детского словотворчества»

Но всех чудес прекрасных на земле

Чудесней слово первое ребенка.

Петр Семынин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Этапы развития детской речи.

Памятка для родителей в доступной форме, наглядно даёт представление о том как происходит становление детской речи....

Консультация для родителей на тему: «Детское словотворчество, или учим ребенка правильной речи»

Как малыши образуют новые слова, как относится к речевым ошибкам детей и как формировать правильную речь ребенка....

Консультация для родителей "Что такое детское словотворчество"

Детское словотворчество приходится на период 2.5-3 года. Оно состоит в том, что при общении со взрослыми и сверстниками иалыши включают в свою речь слова такой структуры, которые не используются в язы...

Консультация для педагогов и родителей "Что такое детское словотворчество?"

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно  состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками...