Главные вкладки

    Программа по здоровьесбережению "Расту здоровым" для детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Щокало Светлана Валерьевна

    Программа "Расту здоровым" способствует созданию условий для укрепления физического, психического и социвльного здоровья детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_rastu_zdorovym.docx879.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Vasiliy\Downloads\20180503_173416.jpg


    1. Пояснительная записка

    Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

    • настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,

    развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

    • настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

    Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

    Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи.

    Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

    Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.


    Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

    Основание для разработки Программы: высокая заболеваемость детей дошкольной группы; повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с ДОУ в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

    Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

    • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

    • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

    • Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

    • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

    Основные принципы системы работы по  здоровьесбережению воспитанников:

    Принцип активности и сознательности  определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

    Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической        культуры        дошкольников,        постепенное усложнение содержания  и  приемов  работы  с  детьми  на  разных  этапах  педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств         и методов работы;

    «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

    Доступности и индивидуализации  оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода  оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

    Оздоровительной направленности  нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

    Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

    Ожидаемый результат:

    • Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
    • Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    • Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
    • Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:

              оборудование центров двигательной активности детей в группах;

               соответствие физкультурного оборудования и инвентаря

              программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

    • Снижение уровня заболеваемости детей.
    • Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
    • Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

    Основные участники реализации программы:

    • Воспитанники старшей группы
    • Педагогический коллектив.
    • Родители (законные представители) детей посещающих дошкольную группу.
    • Медицинский работник ДОУ.

    Оздоровительный   процесс  включает   в   себя:

    • Профилактические, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с родителями.
    • Общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.)
    • Физиотерапию (точечный массаж, самомассаж, игровой массаж).
    • Фитотерапия (витаминные чаи).
    • Двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы).
    • Комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, обширное умывание, ходьба по солевым дорожкам).
    • Работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни.
    • Использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, гимнастика для глаз, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика, коррекция зрения и др.).
    • Режим проветривания группы.

    Организация двигательного режима детей.

    Виды деятельности

    Содержание деятельности

    Особенности организации

    Утренняя гимнастика

    • Традиционная гимнастика
    • Аэробика
    • Ритмическая гимнастика
    • Корригирующая гимнастика

    Ежедневно утром:

    теплое время года – на улице,

    холодное время года – в зале.

    Длительность – 10-12 минут

    Физкультурные занятия

    • Традиционные занятия
    • Игровые и сюжетные занятия
    • Тематические занятия
    • Занятия на свежем воздухе

    Два занятия в неделю в физкультурном зале, одно – на свежем воздухе.

    Длительность – 25 минут

    Физкульминутки

    Музыкальные минутки

    • Упражнения для снятия общего и локального утомления
    • Упражнения для кистей рук
    • Гимнастика для глаз
    • Гимнастика для улучшения слуха
    • Дыхательная гимнастика
    • Упражнения для профилактики плоскостопия
    • Релаксационные упражнения

    Ежедневно проводятся во время занятий и в других режимных моментах по мере необходимости.

    Длительность – 3-5 минут

    Корригирующая гимнастика после сна

    • Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж
    • Оздоровительная ходьба по массажным коврикам
    • Развитие мелкой моторики

    Ежедневно после пробуждения в проветриваемом помещении.

    Длительность – 7-10 минут

    Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

    • Подвижные игры средней и низкой интенсивности
    • Народные игры
    • Эстафеты
    • Спортивные упражнения
    • Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, хоккей)
    • Музыкальные  игры

    Ежедневно на прогулке

    Длительность – 15-20 минут

    «Недели здоровья»

    Специально организованная деятельность оздоровительной направленности с привлечением родителей, педагогов и медработника

    4 раза в год (октябрь, январь, апрель, июль)

    Спортивные праздники и физкультурные досуги

    • Игровые
    • Соревновательные
    • Сюжетные
    • Творческие
    • Комбинированные
    • Формирующие здоровый образ жизни

    Праздники проводятся 2 раза в год. Длительность не более часа

    Досуги - 1 раз в квартал. Длительность не более 30 минут.

    Самостоятельная двигательная активность детей

    Самостоятельный выбор детьми движений, игр с пособиями или без них.

    Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.

    Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья и развития ребенка.

    Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях

    Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

     Консультативно-информационное  образование детей, персонала, родителей.

    При создании Программы определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования  у детей  - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

    Но представление  о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в дошкольной группе должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

    • Привитие стойких гигиенических навыков;
    • Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
    • Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
    • Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
    • Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
    • Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния  и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

    Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

    • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
    • Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
    • Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
    • Проведение тематических занятий на группах;
    • Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
    • Проведение недели здоровья (4 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.
    • Проведение оздоровительный работы в летний период.

    Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной  из основных задач,  является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического  здоровья  каждого ребенка.

    В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения  дошкольников  при выпуске в школу. Внедряются  современные методы  мониторинга здоровья. Разрабатываются  критерии оценки состояния здоровья.

    Педагогическим коллективом организуются  и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и  психологического благополучия  во время пребывания ребенка в ДОУ:

    • по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
    • создание развивающей среды в группах;
    • создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
    • спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
    • создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
    • оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
    • проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
    • Разработка и проведение социальных проектов «Страна безопасности»
    • проведение с детьми практических занятий по теме «В мир опасных предметов»

    Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашей группе, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование  или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления  детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
    • Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей.

    Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

    • Выпуск  газеты по здоровьесбережению «О здоровье» (1 раз в квартал);
    • Создание в уголках для родителей рубрики «В здоровом теле - здоровый дух»; «Советы доктора Айболита»;
    • Родительские собрания на данную тематику;
    • Привлечение родителей в проектную деятельность по данной теме;
    • Педагогические советы с участием родителей и т.д.

    Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, НОД, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

    Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Большие гонки – маленьких спортсменов», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья», участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольной группе и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

    Общие требования к условиям создания оздоровительной среды в группе:


             1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей: 
             – соблюдение санитарных и гигиенических требований; 
             – сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей); 
             – специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух; 
             – поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С. 
             2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку). 
             3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду. 
             4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития
     детей. 
             5. Оптимальный двигательный режим.

    Закаливание

    Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

    Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

    Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

    Мероприятия по закаливанию дошкольников:

    • Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
    • Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
    • Широко использовать для закаливания и оздоровления не традиционное физкультурное оборудование.
    • Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
    • После сна выполнять упражнения для пробуждения.
    • Хождение босиком.
    • Применять точечный массаж.
    • В осенне-зимний период применять чесночные бусы.

    Заключение

    Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо,чтобы учитывались:

    • Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов:
    • Местные, региональные условия (климат, природные условия);
    • Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
    • Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
    • Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
    • Изменение работоспособности детей в течение дня;
    • Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.

    Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги,  работая по данной программе в  системе и  в  содружестве  с  семьёй  обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более  открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней  и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

    Ведь в здоровом теле – здоровый дух!

            

    Источники:

    https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/12/01/programma-po-zdorovesberezheniyu-vospitannikov

    https://infourok.ru/programma-po-zdorovesberezheniiyu-zdoroviy-malish-996563.html

    https://educontest.net/component/content/article/49281


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

    Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

    Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

    Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

    Учебная рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста (2 периода обучения)

    Учебная рабочая программа дает представление о практической реализации содержания образовательных областей  при освоении общеобразовательной программы детьми сташего дошкольного возраста (2 ...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

    Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

    Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

    Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...