Дидактическая игра "Что от чего" для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа) на тему

Шамеева Надежда Юрьевна

расширить и закрепить знания детей о деревьях, листьях и плодах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasp._inf_pro_derevya.docx86.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №167»

Что от чего?

Номинация: «Дидактическая игра»

 

                                                   Составили воспитатели:                                                      

Шамеева Н.Ю.

Глухова Л.Н.

Саратов, 2018

Название игры: «Что от чего?»

Цель игры: расширить и закрепить знания детей о деревьях, листьях и плодах.

Задачи:
-
формировать знания о разных частях деревьев; формировать умение соотносить листья и плоды и семена к деревьям;

- развивать внимательность, наблюдательность, память

- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Задача игроков: как можно быстрее собрать все карточки, которые имеют отношение к их дереву. 

Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется играть индивидуально или с небольшой группой детей.

Игра очень познавательна, можно использовать ее в НОД, для индивидуальной работы, при проведении экологических конкурсов.

Материал:  круги с изображением деревьев, их листьев, семян. Краткое описание каждого дерева. К каждому дереву прилагаются изображения листьев; загадки о деревьях. 

В кратком описании каждого дерева, можно узнать  их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Содержание игры.

Загадываем загадку про дерево. Дети на круге с изображение дерева находят нужное дерево, отмечают его с помощью фишки. Передвигая второй круг находят его листья и на третьем круге его семена или плоды.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Можно попросить составить рассказ про дерево. Образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях). 

В кратком описании каждого дерева, можно узнать  их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево: 

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев: 
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

 

5111852_StroenieDereva (491x700, 56Kb)

  СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом. 
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.  

Название игры: «Что лишнее?»

Игра развивает наблюдательность и закрепляет формировать понятия о растениях.

Повернуть круги не правильно, например на дереве предмет, который не должен там находиться, например, на ели — сосновую шишку, на клене — дубовый лист и т.п. Задача ребенка — как можно быстрее найти ошибку.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)


***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)


***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)


***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)


***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)


***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)


***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)


***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №167»

Что от чего?

Номинация: «Пособие»

 

                                                   Составили воспитатели:                                                      

Шамеева Н.Ю.

Глухова Л.Н.

Саратов, 2018

Если бы я был деревом…

Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других ветви опущены или приподняты. Предложите детям изобразить разные деревья. У каждого человека есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями. Главная задача — каким-то образом отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

Второй вариант: предложите ребятам представить, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание — показать, как могло бы ходить то или иное дерево: тяжелым шагом (дуб) или легкой поступью (березка) и т.п. Пусть участники игры объяснят свои движения. (Как правило, в своих объяснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения.)

Дерево — это…

Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это…» (варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдают.

 Что будет, если…

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с деревом, если… (исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

Что такое хорошо и что такое плохо?

Разделите ребят на две команды. Участники первой команды будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

Сюжетно-ролевая игра «Поезд»

Остановка «Кленовая аллея»

Цель: Формировать знания о листьях.

Материалы: второй круг плоскостной игры деревья  на котором изображены разные листья (руль). У каждого ребенка карточка с изображением листьев.

Ход игры:

Предложите детям построить поезд из стульев, крупных кубов или модулей (один вагон — это ряд стульев или кубов, к спинкам или граням которых прикреплены разные листья). Каждый ребенок получает один листок. Все участники ждут поезд, который по пути следования проезжает станции, названные «в честь» разных деревьев: «Дубки», «Липовая аллея», «Кленовая аллея», «Ельник» и т.п. Поезд отправляется по команде ребенка-машиниста. У машиниста руль с изображением листьев.  Звучит музыка, как только музыка закончилась, объявляется остановка ( ребенок проводник смотрит какой листочек на руле оказался на верху, ту остановку и объявляет. Ребенок-проводник объявляет остановки и проверяет билеты (листья) у входящих. Когда состав прибывает на станцию «Кленовая аллея», пассажирами становятся только дети с листьями клена. На станции «Дубки» входят ребята с листьями дуба и т.п. Кондуктор проверяет правильность определения растений. Затем ребенок-пассажир ищет стулья, на которых прикреплены такие же листочки, и занимает свое место.

Чтобы усложнить задание, можно сделать листья одного и того же дерева разными по величине, окраске и т.п. В этом случае участник игры будет выбирать стул с закрепленным листом, точно соответствующим его билету.

На прогулке можно играть в более простой вариант: дети берут по одному листу и становятся друг за другом. Проводник, как и в предыдущем варианте, объявляет остановки, на которых выходят пассажиры с определенным типом листьев.

 Наше дерево умеет…

Игра развивает речь и наблюдательность. Предложите участникам игры ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?» (подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться
и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные — красивое, пушистое, грустное, старое).
 

Узнай, что в мешочке

Положите разнообразные плоды, семена, кусочки коры в ящик ощущений или в волшебный мешочек. Назовите дерево и предложите ребятам на ощупь найти то, что имеет отношение именно к этому дереву. Как они это определили?

Сказочные человечки

Предложите ребятам подумать, что можно сделать из семян, шишек, ягод, желудей, кусочков коры (например, сказочных человечков, украшение, картину, панно). Пусть каждый ребенок придумает что-то свое. Обсудите, части каких деревьев использовал ребенок. К такому творчеству хорошо привлечь родителей. Сделайте выставку, на которой будут представлены разнообразные поделки. Используйте сказочных человечков для театрализованных игр, а картины — в качестве декораций.

Как семечко превращается в дерево

Приготовьте несколько белых головных платков, аудиокассеты с записью колыбельной или какой-нибудь спокойной музыки (хорошо использовать «Времена года» П.Чайковского или Вивальди, шум дождя), какой-нибудь фрукт, небольшую бутылочку с водой в маленьком мешочке.

Дети уже были деревьями, теперь, по волшебному сигналу ведущего, они превращаются в семена. Каждый из них получает небольшую сумочку, в которой лежат яблоко и небольшая бутылочка с водой. (Лучше всего сделать сумочки, которые можно вешать через плечо.) Все садятся на ковер и выбирают удобное положение, так как сидеть придется долго.

Наступает осень (включаем соответствующую музыку), и семена готовятся к долгому зимнему отдыху. Дети сворачиваются в клубочек и закрывают глаза. Они — маленькие семена — только что опустились на землю. (Выясните, каким именно семечком каждый из них представил себя.) Зимой семечко спит, и ему не нужна еда. Но после долгой зимы начинается весна. Для того чтобы прорасти, любому семени нужен запас еды. (Раздайте всем детям по небольшому мешочку со съестными запасами — например, с небольшим яблоком.)

Приходит зима. (Звучит соответствующая музыка.) Кружатся снежинки в хороводе, а снег укрывает каждое семечко белым, мягким, пушистым и теплым одеялом — снегом. (Положите на плечи каждого ребенка белый платочек.) В этот момент можно выключить в помещении свет и включить спокойную музыку, например, колыбельную песню. В холодное время года все семена спят.

Начинается весна. (Включите соответствующую музыку или запись птичьих песен.) Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются. (Участники игры начинают шевелиться, зевают.) Начался первый весенний дождь. (Включить аудиозапись шума дождя.) У семян появляются корешки (дети вытягивают ноги), они начинают пить воду (дети садятся, пьют воду из бутылочки) и усиленно питаться, чтобы набраться сил. Тут-то им и пригодятся запасы. (Дети едят яблоки.) После еды сил прибавилось настолько, что ростки семян начинают вылезать из-под земли, навстречу ласковому весеннему солнышку. Ведущий считает: «Раз, два, три». На счет «три» дети сбрасывают платки с плеч и вытягивают руки вверх: семена прорастают. Включите свет и аудиозапись с бодрой музыкой. Участники игры постепенно вытягиваются в полный рост, протягивают руки-листочки к солнечному свету, качаются на ветру и радуются солнышку.

Наступает лето (включается соответствующая аудиозапись). Растения выросли еще больше, на них появляются цветки. (Дети обхватывают голову руками, изображая раскрывающиеся на солнце цветки.) К цветкам прилетают насекомые. Вот приближается пчела. (Ведущий изображает пчелу, кружит вокруг детей, подлетает к каждому из них, «собирая» нектар и пыльцу.) Но вот лето подходит к концу, все сильнее дыхание осени. (Снова звучит аудиозапись.) Цветки увядают, их лепестки осыпаются (дети машут руками, показывая, как они опадают.) На месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды. (Дети разводят руки в стороны, показывая, как растет плод.) Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю. (Дети иллюстрируют все это движениями.) А внутри плода находятся… (отвечают дети) семена. И все начинается сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

Компьютерная дидактическая игра «Что лишнее?» для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры:•Развитие аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах•Развитее умения делать обобщения•Развитие умения устанавливать логическую обоснованность•Развитие четкости ...

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Дидактическая игра «Волшебные палочки», для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Волшебные палочки», для детей старшего дошкольного возраста.Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной группы ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида Приморского ...

Дидактическая игра «Петербургские окна» ,для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Петербургские окна» ,для детей старшего дошкольного возраста.Автор: Мурахина Ирина Петровна воспитатель коррекционной группы ГБДОУ детский сад №58 комбинированного вида Приморского...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...