«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»  для детей подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

                   

                                       Исследовательский творческий проект

              на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

                для детей подготовительной к школе группы

                                                                                                                         

                                                                                                                            Подготовила воспитатель:

                                                                             Пащенко М.А.

                               Санкт-Петербург 2018

Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

Актуальность

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Это и равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадание к чужому горю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель проекта:

Привитие любви к Отечеству, гордости за её культуру, формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Задачи проектной деятельности:

1. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт-Петербурга.

2. Знакомить детей с русской культурой, народно-прикладным искусством, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.

3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почетных жителях города.

4. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа.

5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда.

6. Воспитывать уважение к труду взрослых.

7. Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свой город, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

Методы проектной деятельности:

-познавательно-игровые занятия

-целевые прогулки

-наблюдения

-беседы

-мониторинг

Срок реализации проекта: долгосрочный с 15.10.2017 по 01.03.2018

Участники проекта:  дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре

Тип проекта:  исследовательский творческий

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный        

  • Планирование  проекта
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе
  • Подбор методической литературы по теме
  • Разработка сценария и подготовка атрибутов к празднику «Осенний Петербург»
  • Подбор  и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания,  дидактические и настольно-печатные игры)
  • Подбор литературно-поэтических произведений о городе в книжном уголке
  • Подбор репродукций картин, открыток, фотографий с видами Санкт-Петербурга
  • Подбор  материала на тему: «Профессии города».  
  • Создание аудиофонотеки (подбор музыкальных произведений:  классическая музыка, песни о городе)
  • Подготовка презентаций  « Прогулки по городу»

Работа с родителями

  • Анкетирование
  • Составление маршрутов экскурсий  и тематических прогулок на учебный 2017-2018 год
  • Оформление уголка для родителей «Мой любимый город»

«Репертуар театров»;

«Музей города» - адреса, телефоны, схемы проезда ;

«Читаем детям» - перечень рекомендуемой литературы по текущей теме; «Знакомимся с городом» – карточки с вопросами детям по теме изучения и подсказками для родителей)

  • Консультации: - «Рекомендации по проведению экскурсий выходного дня»
  • Папки –передвижки:  «Историческая справка. Это интересно знать»

(по темам изучения с детьми)

  • «Мы люди одной планеты» (в-е толерантных качеств)
  • Родительское собрание   «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников»                        
  • Организация творческой мастерской «Мастерская Деда Мороза.         Петербургская ёлка»
  • Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей «Подарок любимому городу».

Ожидаемый результат

       Проявление интереса детей  к городу, его  прошлому и настоящему.

       Эмоционально положительное и бережное отношение к городу.

      Желание реализовать знания о городе в собственной деятельности (рассказы,     рисунки, игры).

      Благоприятный микроклимат в детско-родительском     коллективе

      Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.

      Психолого-педагогическая культура родителей.

 

        2 этап – Реализация проекта:

Проходит через непосредственную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную,  игровую деятельность.

 «Познание»

- работа по ознакомлению с историей создания нашего города,

-по  ознакомлению с архитектурными памятниками,

-символикой Петербурга и РФ,

-рассказываем о жизни, творчестве,  достижении людей, прославляющих наш город (писатели, поэты, ученые, героические жители Ленинграда  во время Блокады)

- работа по воспитанию толерантных качеств к людям других национальностей и культур

- экскурсии по городу

 «Социально-коммуникативная»

 включает в себя:

Составление рассказов:

  - О достопримечательностях нашего города;

  - «Моя воскресная прогулка по городу» (из личного  опыта)

  - «Мы на экскурсии»  

  Игра – драматизация «Что такое традиция?», «Погуляю, одену, раздену»

   

Беседы:  

 - «Как мы бережем наш город»

 -  «Все работы хороши, очень все они важны..»

 - «Правила культурного поведения в общественных   местах»

 - «Правила культурного поведения в общественном         транспорте»

 - «Как вести себя в музее»

Интервьюирование детей: 

-  «За что я люблю свой город?»

-  «Что такое Родина?»

Разучивание стихов о Санкт-Петербурге

«Безопасность»

 Беседы :

- «Опасные ситуации в городе»

- «Гуляем по городу» (ПДД)

- « Безопасная прогулка»

Обсуждаем  проблемные ситуации:

- «Я потерялся на улице; в магазине»

 - «Если со мной заговорил незнакомый человек»

- «Я нашел какой-то чужой предмет» и т.д.

«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»

Наблюдения за трудом взрослых (в магазинах, аптеках, поликлиниках, общ. транспорте), консультируем родителей, как проводить наблюдение, на что обратить внимание ребенка;   за трудом сотрудников  детского сада,

Беседы:

 «Чистые улицы города»,

 «Реставраторы лечат здания»

Трудовые поручения по уборке участка от снега, листьев

Дидактические игры  («Кому что нужно для работы»)

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым  играм

«Восприятие  художественной литературы и фольклора»

 Игра – драматизация «Легенды и предания»

 Использоваться произведения:

Санкт – Петербург. Рассказы по истории города. СПб Корона принт 2008год.

О.В.Солнцева        Город сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт – Петербургом.  СПб 2013 год.

Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет. СПб 2008 год.

Детям о Санкт – Петербурге. Первое знакомство. СПб «Паритет» 2015 год.

Воскобойников «Санкт –Петербург. Иллюстрированная история для детей»

Н.Я. Яковлева «Путешествия через века»

 Н. Жукова «История северной столицы»

Жебровская, Коростылева «Город над вольной Невой»

В.К. Дмитриев «СПБ. Моя первая книга о городе»

История Санкт-Петербурга в рассказах для детей

«Путешествие Гарика и Гусарика»

В.Н. Сименцова «Лист Фикуса»

«Музыкальная деятельность»

        Слушание: «Гимн Великому городу» Глиэр;  детской и классической музыки петербургских композиторов

        Слушание аудиозаписей детских песен о СПб

        Пение: «Весенний город» сл и м М.В. Сидоровой

        И другие.

«Игровая деятельность» 

Сюжетно-ролевые игры:

-«Семья»,

- «Мы на экскурсии»,

- «Путешествие по рекам и каналам Петербурга» (экскурсовод рассказывает пассажирам корабля о расположенных по берегам исторических памятниках и зданиях(иллюстрации),

-«Петербургский зоопарк», «Океанариум»,

- «Мы в музее» (здесь можно использовать опыт рассматривания произведений изобразительного творчества программы «Кругозор»)

«Дидактические  игры»

- «Что построил архитектор»

- «Найди лишнее»

- «Волшебный огонек»

- «Сложи квадрат» (на основе игры Никитина)

- «Найди пару»

- «Я – архитектор» (на стили)

- «Кубик задает вопросы»

- «Петербургский цветок»

-«Петербургские окна»

Настольно-печатные игры:

- «Лото»

- «Пазлы»

- «Санкт-Петербург» (с кубиком и игровой картой)

- «Домино»

- «Лабиринты»

- Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения

Словесные игры:

- «Какой-какая»- нужно подобрать определение к какому-либо объекту. Сначала с опорой на иллюстрацию, фотографию, затем без неё.

-«Продолжи название»-Зимний…дворец

                        Русский…музей

                        Дворцовая … набережная, Невский…, Васильевский… и т.д.

- «Самое-самое»- самая длинная улица…(Садовая)

                        Самый длинный канал…(Обводный)

                        Самый первый сад в СПБ…(Летний)

                        Самый первый театр… (Александрийский)

                        Самый большой музей… (Эрмитаж) и т.д.

- «Назови»- ведущий бросает мяч, тот, кто ловит, подбирает прилагательное:  Улица – какая?...(широкая, длинная…..)

                        Дворец  - какой?...(большой, красивый….)

                        Нева…

Ограда… и т.д.

-«Я знаю пять названий…»- (с мячом) – рек, мостов, островов, улиц, каналов, музеев и т.д.

- «Полслова» - каждый участник игры придумывает «петербургское» слово. Первый произносит только половину и передает мяч следующему участнику. Он договаривает слово, и передает мяч дальше, называя свою половину слова.(ост-ров; Анич –ков; Нев-ский и т.д.) игра сложная, подходит только для деток с хорошим уровнем подготовки.

- «Угадай, что за здание/памятник»- по типу игры «Угадай мелодию» (Это памятник…Изображает коня и всадника…Конь придавил копытом змею…Памятник Царю Петру …)

«Конструирование»

-« Строим крепость»

- «Наша улица»

- «Город будущего»

- «Построй по схеме/плану»

- «Макет нашего района» и др.

«Изобразительная деятельность»

Рисование: «Адмиралтейство», «Чайный набор» (по гжельской росписи), коллективная работа «Дома нашего города», «Специальный транспорт»

Аппликация: «Исаакиевский собор», «Медный всадник», «Фонари нашего города»

Лепка: фигуры зверей (скульптуры) Заяц Петропавл. Крепости, коты Эрмитажа,

- на пластине – «Золотой кораблик наш», «Мосты» .

 

«Физическая деятельность»

реализуется через динамические паузы, спортивно-музыкальные развлечения,

подвижные игры:

-«Море волнуется раз…»

-«Каменный лев»

-«Сфинкс»

-«Конка» и др

Хороводные игры:

- «По болоту Петр шел»

-«Туча-тётя» и др

Создание альбомов «Спортивный Петербург» - виды спорта, спортсмены, чемпионы, жители СПб.

Разучивание считалочек: «Бумажный кораблик», «Волковка», «Оккервиль», «Сто чудес», «Грифоны», «Карета на Невском», «По проспекту Ветеранов» и др.

- Пальчиковая гимнастика

-  Гимнастикой для глаз

-  Беседами о здоровом образе жизни

- Созданием альбомов «Что нужно, чтобы расти здоровым?»,

                Какие опасности подстерегают наше здоровье»

 3 этап – итоговый

Презентация проекта на итоговом педсовете:

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

Презентация альбома «Мой город родной».

Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома «Мой город родной»;

Уметь рассказать о своей улице;

Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

Заключение

В ходе реализации проекта педагоги придерживались

-личностно-ориентированного принципа

-дифференциации и интеграции во всех видах деятельности

-непрерывности

Итоговыми результатами являются мероприятия, развлечения, в ходе которых определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах, викторинах и т. п.

. Проанализировав результаты наблюдений, диагностики мы сделали выводы, что дети лучше стали знать:

-символику родного города;

-свой город и район, в котором живут;

- Почувствовали личную ответственность за родной город и его будущее

В ходе реализации проекта родители стали более тесно взаимодействовать с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников,

Данные результаты подтолкнули воспитателей к разработке новых проектов, что будет способствовать более глубокой реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию

-«Моя страна Россия»

-«Планета Земля - наш дом»

Таким образом, внедрение в работу дошкольного учреждения данной проектнойдеятельности способствует формированию полноценной, гармонично развитой личности.

Список литературы

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Цеева Л. Х., Петрова Н. В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г. Майкоп, 2004

3 этап – итоговый

14. Презентация проекта на итоговом педсовете:

• Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении уголка;

• Воспитывать интерес к истории своего города. Апрель.

15. Презентация альбома «Мой город родной».

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании альбома «Мой город родной»;

• Уметь рассказать о своей улице;

• Воспитывать у детей чувство гражданственности, нравственности. Апрель.

16. Презентация выставки рисунков «Улицы нашего города».

17. Презентация рукописной книги «Мой любимый город»

• Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

• Побудить детей и родителей принять самое активное участие в создании книги рукописной «Мой любимый город».

• Уметь рассказать о своей страничке в книге; Апрель.

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...