Консультация для воспитателей «Трудности в адаптации детей к ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

mitina_mv

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися с  изменениями поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitateli_trudnosti_adaptatsii_k_dou.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Трудности в  адаптации детей к ДОУ»

Составила и провела: педагог - психолог

Митина М.В.

Балашиха  

2017

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися с  изменениями поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

Необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

Адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации. Психологическая адаптация заключается в отрыве от домашней обстановки, вхождение в социум и является ключевой проблемой «детсадовцев». Физиологическая адаптация детей, не менее серьезный аспект и работа по ней проводится параллельно.

Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:

а) творческий стиль - ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;

б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.

Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наименее оптимальным -  избегающий.

Главной целью воспитателя является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:

- снизить уровень тревожности;

- создать комфортные ситуации;

- формировать социальной коммуникабельности.

2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

- снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

- поднять уровень физической культуры детей.

3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;

- принцип комплексности;

- принцип творческой активности.

Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам и фтовыставке: «Наш любимый детский сад», где рассказывается о жизни детей в детском саду. С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.

На следующем этапе работы реализовывается система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей. Работа в адаптационный период детей ведется по следующим направлениям:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности в детях.

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме. Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом необходимо присутствие обоих воспитателей группы. После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:

- показ настольного театра «Теремок»,

- драматизация сказки «Как собака друга искала»

- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:

- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

- сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку). - рисование фломастером, красками.

- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ).

- занятия смехотерапией.

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом.

Проявляющаяся у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно-развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:

- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно.

 Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Адаптация может вызвать проблемы со сном, которые связаны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. Прочтение доброй сказки перед сном поможет ребенку  успокоиться.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Не нужно насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе недолго, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются:

- консультации;

- анкетирование;

- родительские собрания;

- беседы;

- выставки;

- папки передвижки.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

Используемая литература:

1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду, 2003.

2. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

3. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание, 2004.

5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание, 2006.

6. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание, 2003.

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Телевидение и дети" ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

«Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…» «Какое счастье – телевизор! Как он ...

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

КРУГЛЫЙ СТОЛ для воспитателей «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями».

   У педагогов и родителей  единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми ли...