Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Познание»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

НООД в помощь педагогам детских садов по расширению представления детей о свойствах воды через экспериментально - исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nood_poznanie_volshebnitsa_voda.docx29.99 КБ
Файл voda.pptx129.72 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 134

Технологическая карта НООД

по усвоению образовательной области «Познание»

Автор: Уточкина Мария Александровна,

воспитатель І кв. категория

2018

Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Познание»

Тема: «Волшебница-вода»

Цель: способствовать формированию представлений о воде.

Задачи:

Обучающие: 

  • Расширять представления детей о свойствах воды.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу.
  • Воспитывать    аккуратность,  бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Развивать  интересы детей, любознательность и познавательную  мотивацию.
  • Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность.

Предварительная работа:

  • Разучивание динамичной паузы «Умывалочка»:
  • Создание мультфильма – мотиватора «Лунтик».
  • Создание презентации «Представления о свойствах воды»

Формируемые целевые ориентиры:

овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы в игре, общении;

овладение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;

овладение устной речью с целью выражения своих мыслей, чувств и желаний;

развитие любознательности, способности выявлять причинно-следственные связи.

Возраст: дети средней группы

Время:  20 минут

Формы работы: информационно-демонстрационная, проблемного изложения, коллективно-игровая, групповая.

Планируемый результат: имеют представления о воде.

Организация пространства

Интегрируемые области

Оборудование

Ресурсы (литература)

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Ноутбук
  • Мультимедиа
  • Столы из расчета 1 на 2-их детей
  • Стулья из расчета 2 на 1 ребенка
  • Ёмкости для воды из расчета 1 на каждого ребенка
  • Одноразовые стаканчики, клеенки с водой по числу детей
  • Фартуки на каждого ребенка
  • Гуашь, кисточки, камушки
  • Мольберт, магниты
  • Тематические картинки
  • Влажные салфетки
  • Интернет ресурсы
  • ФГОС

Этапы НОД

1 этап «Психологический настрой» 2 мин.

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Создание атмосферы психологического комфорта, эмоциональной расположенности.

Приветствие, установление зрительного контакта, атмосферы заинтересованности.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

- А теперь не забудем поздороваться друг с другом. Поиграем? (здороваемся с соседом улыбкой).

Улыбнемся друг другу, ведь я вам рада и мы рады друг другу.

Дети приветствуют гостей, друг друга и воспитателя

Игра «Здравствуйте!»

Психологическая готовность детей.

2 этап «Вводно-организационный» 3 мин.

Ориентация на дальнейшую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, представляете, я сегодня готовилась ко встрече с вами и когда открыла свой ноутбук, обнаружила там необычное письмо.

- Как вы думаете, от кого оно может быть?

Хотите посмотреть его со мной?

- Предлагаю переместиться в наш небольшой кинотеатр! Согласны? Тогда скорее занимайте стульчики.

Дети активно участвуют в процессе обсуждения

Предположения детей

Формирование готовности к дальнейшим действиям.

3 этап «Мотивационно-побудительный» 3 мин.

Формирование представлений о дальнейшей деятельности, создание мотивации для выполнения работы.

Просмотр мультфильма -мотиватора, как Лунтик упал с луны и попал в воду.

-Ребята, что случилось с Лунтиком?

-Куда попал Лунтик?

-Ребята Лунтик упал с Луны, и он пока не знает, что такое вода. Ему очень хочется узнать о воде. Он попросил нас о помощи.

-Поможем Лунтику?

-А как мы ему поможем?

-Ребят, возможно то, что находится на наших столах может нам помочь, как думаете?

- Давайте все вместе отправимся в нашу небольшую лабораторию, где мы сможем исследовать воду, а потом написать об этом Лунтику письмо.

Детям предлагается просмотр мультфильма.

Дети эмоционально вовлечены в проблемную ситуацию

Дети предлагают свои варианты решения проблемной ситуации

Принятие предложения – исследовать воду и помочь узнать об этом Лунтику.

Осознание темы дальнейшей деятельности, сформирована мотивация для работы.

4 этап «Расширение имеющихся представлений, восприятие и усвоение нового материала» 4 мин.

1. Выявление новых свойств воды не имеет вкуса и запаха

2. Актуализация новых слов и выражений через деятельностный подход.

- Итак, мы в нашей лаборатории будем исследовать воду, чтобы потом об этом написать и Лунтику.

Смотрите, у каждого на стульях висят фартуки. Как думаете, для чего они?

Тогда приступаем! Надевайте свои фартуки. Присаживайтесь, пожалуйста.

Опыт №1 «Вода не имеет запаха». Первый опыт поможет нам узнать, имеет ли вода запах.

- А как можно это узнать?

Правильно, воду можно понюхать.

- Чем пахнет вода?

- Для чего нам знать, что у воды нет запаха?

А если бы у воды был запах, можно ли было бы готовить из нее суп? Варить компот?

Все верно, готовить пищу и пить можно только чистую воду, без запаха.

Правильно, чистая вода не имеет запаха, она не чем не пахнет.

Воспитатель подводит к простому выводу.

После вывода детям предлагается картинка с условным обозначением свойства воды. Давайте об этом напишем Лунтику (отправить картинку с условным обозначение свойства воды - не имеет запаха).

Теперь мы узнаем, имеет ли вода вкус.

- Как можно узнать имеет ли вода вкус?

Конечно, можно ее попробовать.

- Какого вкуса вода?

Поиграем? Игра «Откуда можно пить воду?». Готовы?

Воспитатель подводит к простому выводу.

Все правильно - чистая вода не имеет вкуса.

Поможем Лунтику узнать имеет ли вода вкус?

Напишем Лунтику об этом в письме, пусть он тоже знает (отправить картинку с условным обозначение свойства воды - не имеет вкуса).

После вывода детям предлагается картинка с условным обозначением свойства воды.

- Впереди нас с вами ждет очень сложный эксперимент. Но мы не сдадимся, поможем Лунтику узнать есть ли у воды цвет.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

Обратите внимание, на столе стоят баночки, а в них разноцветные камни.

- Как вы думаете, для чего они нам?

- Налейте, пожалуйста, в баночку воды.

- Вы видите воду? А для чего камни в этих баночках?

А почему мы видим камушки? Все верно!

Сквозь воду можно видеть, попробуйте сами, посмотрите сквозь баночку с водой.

И об это мы тоже напишем Лунтику в письме, согласны?

После вывода детям предлагается картинка с условным обозначением свойства воды.

Ребята, а как вы думаете, такой чистой водой, без запаха, вкуса и цвета приятно будет умываться?

Дети принимают мотивацию

Дети высказывают свои предположения.

Надевают фартуки.

Садятся на свои места

Дети принимают предложение педагога: исследуют воду.

Дети высказывают свои предположения.

Дети нюхают воду.

Ответы детей: вода ничем не пахнет.

При правильно ответе – дети хлопают в ладоши, при неверном – топают ногами.

Детям предлагается визуальное обозначение

Дети высказывают свои предположения

Дети принимают решение попробовать воду на вкус, пью воду.

Ответ детей: у чистой воды нет вкуса.

Детям предлагается хлопать в ладоши при правильном варианте, топать ногами при неверном.

Дети делают выводы.

Детям предлагается визуальное обозначение

Дети принимают предложение педагога

Ответы детей: разноцветные камушки.

Ответы детей: вода прозрачная, чистая, у воды нет цвета.

Дети смотрят сквозь баночки.

Детям предлагается визуальное обозначение

Ответы детей.

Восприятие информации необходимой для дальнейших действий.

  1. этап «Динамическая пауза» 4 мин.

Предупреждение утомляемости детей

Друзья, вы большие молодцы, вы настоящие исследователи!

Пойдемте и мы с вами умоемся чистой водой, заодно немного взбодримся и разомнемся.

Ни одна на свете кошка не коснется молочка,

(Имитация движений кошки)

Если прежде не умыта аккуратно мордочка.

(Имитация движений умывания лица)

Мамы учат мыть копытца непослушных поросят –

(Имитация движений наказания)

Вот идут они к корытцу, пятачки у них блестят.

(Шаги на месте, показать свои носики)

Если утром дети умываются,

(Имитация движений умывания лица)

Солнце в небе ярче улыбается.

(Руки к верху, улыбаемся)

Если утром дети умываются,

(Имитация движений умывания лица)

Солнце в небе ярче улыбается.

(Руки к верху, улыбаемся)

Как здорово! Вы такие молодцы!

Ребят, но ведь мы не дописали Лунтику письмо. Не рассказали ему обо всем!

Возвращайтесь на свои места.

Опыт №3 «Вода окрашивается».

А вы знали, что наша вода волшебница? Хотите немного поколдовать?

Пусть каждый из вас нанесет немного краски на крышку. Помогите друг другу. Закручиваем плотно крышечки и

все вместе произносим волшебные слова:

«Раз, два, три, волшебница вода, волшебство нам покажи» и потрясём свои баночки, что произойдёт.

Чудо! Что же произошло?

Верно! Вода окрасилась!

Вывод: вода может окрашиваться в любой цвет, она волшебница.

Ребята, скажите, а этой водой можно умываться? А пить ее сейчас можно?

Умываться нужно чистой водой.

Воспитатель подводит к простому выводу.

После вывода детям предлагается картинка с условным обозначением свойства воды.  

Об этом обязательно нужно написать Лунтику и тогда он тоже будет знать, что вода – волшебница, что воду можно окрашивать (отправить картинку с условным обозначение свойства воды - вода прозрачная).

Участие в игре «Умывалочка»

Дети встают в круг.

Выполняют танцевальные движения за воспитателем.

Дети принимают решение дописать письмо и садятся на свои стульчики.

Дети выполняют все необходимые действия.

Дети произносят слова взбалтывают воду в баночках.

Дети активно участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение

Ответы детей

Детям предлагается визуальное обозначение

Снятие физического и эмоционального напряжения.

Восприятие информации необходимой для дальнейших действий

  1. этап «Актуализация, закрепление нового материала» 2 мин.

Активизация новых слов и выражений  в речи.

Теперь мы можем отправить письмо Лунтику?

Пойдемте же скорее снова в наш кинотеатр посылать Лунтику письмо! (при затруднении обратить внимание детей на письмо Лунтику)

Слайд «Письмо для Лунтика»

Закрепление определений для характеристики воды.

Активизация словаря.

  1. этап «Рефлексивно-корригирующий» 1 мин.

Формирование умения подводить итоги о проделанной работе, делать выводы.

Ребята, мы с вами здорово потрудились! Будем еще экспериментировать в командах? Вы смогли помочь Лунтику узнать, что такое вода? Что вы делали, чтобы ему помочь?

Ответ детей

Изучали воду, написали письмо

Ребенок делает о первичных признаках воды

  1. этап «Заключительный» 1 мин.

Выявление положительных эмоций

- Ребята, вы такие смелые и любознательные исследователи! Я и не знала, что в этой группе такие умные дети!

- И конечно же Лунтик приготовил для вас сюрприз! Посмотрите, что же внутри?

Это волшебные лунные камни.

Если вы захотите и дальше экспериментировать, то уверена, эти лунные камни вам обязательно пригодятся.

Высказывание положительных эмоций.

Детям выносится красивый мешок с лунными камнями

Положительные эмоции.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей "Познание"и "Коммуникация"

Данная технологическая карта позволяет легко и с удовольствием провести НОД во второй младшей группе. Структура подобрана таким образом, что позволяет отразить основные моменты планирования деятельнос...

Технологическая карта проведения НОД по образовательной области: познание

Познакомить детей с новым способом посадки проросших семян в торфяную таблетку. Развивать умение сравнивать семена, делать выводы. Формировать представление о том, что растения вырастают из семян....

Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» (Путешествие в прошлое)

Карта разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста,  с целью  пополнения словаря воспитанников новыми словами и выражениями, для  развития интереса к жизни и традициям ...

Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Познание» «Плачет хлебушко, когда ест его лентяй»

НООД направлено на решение следующих задач:- сформирование представления о труде хлебороба, обогащение словаря- развитие умения слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами.- активизацию мыслит...

Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

Учить развивать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет. Учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тих...

Технологическая карта НОД по освоению образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «Чудесная вода».

Занятие способствует выявлению свойств воды опытно-экспериментальным путем,формированию предпосылок экологического сознания,развитию исследовательского интереса детей, их познавательной активности,вос...