Прогрпмма по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Мамлеева Ольга Викторовна

Дети  дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagogamoy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми — это одна из важнейших задач в настоящее время.

Цели: Создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.

Задачи:

  • Поиск и систематизация методов диагностики, форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей.
  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
  • Создание условий для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
  • Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми;
  • Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

Сроки реализации: внедрение Проекта работы с одаренными детьми с 2016 – 2017г.г. Вместе с тем ДОУ не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

1 ЭТАП

Выявление одаренных детей на основе наблюдения и метода экспертных оценок.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Первая особенность личности, которая может быть выделена — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться.

Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства мы уделяем большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделяем подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей проводится воспитателями с детьми пятого года жизни. Для этого нами используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей следующих признаков: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, воспитателям заполняются следующие опросники:

  1. Опросник «Характеристики способностей к обучению» (для дошкольников).
  2. Опросник «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников).

2. ЭТАП . ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Список методик

Для детей

1. “Краткий тест творческого мышления”, П. Торенс

2. Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности (ТРИТО) В. Г. Гряева-Добшинская

3. Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В. С. Юркевич)

4. Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников (WPPSI)

5. Нормативная шкала для диагностик одаренности. И. Г. Холла, Н. Скиннера

6. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)

7. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И)

8. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили)

9. Методика “Cоставления фигур из кубиков Косса”

10. Методика” Матрицы Ровена

Для воспитателей

1. Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.

2. Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А. И)

3. Опросник «Карта одаренности» (Савенков А. И)

4. Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред Е. А. Каралашвили).

Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

1. Учет сензитивности дошкольного детства.

2. Индивидуальный подход,

3. Своевременное начало.

4. Возможность выбора для ребёнка.

5. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

 6. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с родителями и учреждениями образования.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы:

1. Создание целевого педагогического совета по работе с одаренными детьми

2. Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

3. Корректировка и апробация программы ДОУ

4. Выступление на родительском собрании по теме: “Роль семьи в создании развивающей среды для одаренного ребенка»

5. Внедрение традиционных, новых форм и методик выявления одаренных детей

6. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей

7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных

мероприятий на уровне ДОУ

8. Участие детей, родителей и педагогов в конкурсных мероприятиях

9. Создание методической копилки детского сада

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

 Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...