Тренинг с элементами сказкотерапии
методическая разработка на тему

Уварова Наталия Валентиновна

 

Сказкотерапия  (лечение при помощи сказок) – метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?

 

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Ребята учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_elem_skazkoterapii.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 204 «Лапландия» города Чебоксары Чувашской Республики

Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов

«Путешествие в мир сказок».

Подготовила и провела:

педагог – психолог

Уварова Н.В.

Чебоксары – 2018 г.

Цель тренинга:

формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию .

Задачи:

- познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьми

включение в групповое взаимодействие;

поддержка и развитие творческого самовыражения;

снятие напряжения;

гармонизация внутреннего состояния.

Ход тренинга

Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию тренинг с элементами сказкотерапии под названием «Путешествие в мир сказок!»

И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

А давайте мы все вместе с вами подумаем:

Что такое сказка? (ответы педагогов)

Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.

Каждый из вас по кругу назовёт имя любимого сказочного персонажа и подаст руку другому, ладошкой вверх.

Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова:

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»

Упражнение  «Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Психолог: А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Упражнение «Реши проблему с помощью сказки»Участники разбиваются на группы. Каждая группа получает свой сказочный сюжет с определенной проблемой (когда ребенок дерется и не убирает игрушки.), педагоги додумывают сюжет сказок, и предлагают решение проблемного вопроса.

Сказка как Коля научился убирать игрушки.

Жил-был Коля и его друг Леша. Они здорово дружили. Когда наступал вечер, Леша собирал свои игрушки и отправлялся домой. Он всегда складывал свои игрушки, по местам.

Коля не хотел складывать свои игрушки, капризничал и отказывался их собирать. Они так и оставались лежать на местах до утра на крылечке, во дворе, в песочнице или  разбросанными по всему дому.

Наступало утро, и Леша легко находил свои игрушки и отправлялся с ними играть.

А Коля еще долго искал нужную игрушку, а другие дети, не дождавшись его, играли, а он расстраивался и грустил.

Очень скоро окружающие поняли, что Коля  не относится бережно к своим игрушкам и перестали ему их дарить.

Однажды Коле повстречался с волшебной гусеничкой, которая поведала ему секрет.

Если убирать свои игрушки на места, ухаживать за ними и беречь их, взрослые снова станут дарить новые игрушки. Складывая их на свои места, Коля сможет быстро отыскать нужную.

С тех пор мальчик Коля  всегда знает, где лежат его игрушки, родители и бабушка с дедушкой снова покупают ему новые игрушки.

Будем рады узнать, что наша сказка про Колю помогла вам справиться с проблемой разбросанных игрушек.

Драчун.

Один мальчик всегда дрался. Звали его Костя Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Костю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

Гав-гав! - поприветствовал его пес.

Мяу, как спалось? - спросил кот.

Костя ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Костя остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

-        Тук-тук! - поприветствовал его дятел.

Ку-ку! - сказала кукушка.

Привет! - пропищал муравей.

Костя подошел к березке и сломал ветку.

Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Костя.

Потом ему и в роще наскучило. Костя вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.

На другой день, когда Костя проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Костя почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

Психолог: Мы видим что сочинить сказку очень интересно и увлекательно. А когда ребенок сам вместе с педагогам продумывает сам сюжет сказки. То сказка не только становиться поучительной и занимательной. Но и самой запоминающейся.

Упражнение «Создание Сказочной Страны» (коллаж)

Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну. Все необходимые вам материалы вы можете найти  на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается 30 минут.

Психолог: Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны.

Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.

Психолог: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.

Проводится обсуждение. Можно задать следующие вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
  • Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
  • Удовлетворены ли вы своей работой?
  • Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Упражнение «Разноцветные звезды»

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.

Рефлексия:

Проводится итоговое обсуждение встречи

• Что запомнилось больше всего?

• Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.

• Какие вы можете высказать пожелания относительно нашей работы в следующем учебном году?

Спасибо за работу, до следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение  психическ...

Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

Тренинг поможет воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....

Тренинг для воспитателей (с элементами сказкотерапии и арттерапии) "Деревья - характеры"

Тренинг позволит воспитателям раскрыть свое "Я", выразить характер с опорой на художественное изображение....

Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «Твори добро» для детей старшего дошкольного возраста

Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «Твори добро» для детей старшего дошкольного возраста проводился в МБДОУ "Детский сад №23" г. Королева педагогом-психологом Полуаршиновой Е.А. в рамках недел...

Тренинг для педагогов с элементами сказкотерапии

Тренинг с  педагогами на семинаре "Сказкотекрапия  в жизни дошкольника"...

Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен конспект игрового тренинга с элементами сказкотерапии «ПОЙМИ МЕНЯ. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста, проводимый в рам...

Психологический тренинг с элементами сказкотерапии «Снимаем маски»

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию....