Народные игры: история возникновения, социальная сущность.
статья на тему

Богданова Марина Александровна

В народных играх отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_istoriya_vozniknoveniya_sots._sushchnost.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ИГРЫ: история возникновения, социальная сущность.

Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Её формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Социальная функция игры заключается в подготовке к труду.

Делалось множество попыток дать ее определение, но наиболее полным представляется следующее определение. Игра — это добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности.

Развитие игры непрерывно и протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор — накопление жизненного опыта, народной мудрости.

Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.

В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого — национальные игры. Недаром одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Понятие "игры" в русской народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье и вообще веселье и даже интимные отношения. Отличительной чертой, вернее, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально-обрядовую, и в повседневную

 Очевидно, что игры не были преимуществом и людей одного возраста, они сопутствовали человеку с рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определенные функции. Так, для детей наиболее важными можно признать задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведения досуга, для стариков - общения и преодоления усиливающегося в их возрасте одиночества.

Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют, несомненно, о кризисе системы воспитания. Особенно беспокоят в детях усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д. Исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора приводит к тому, что образуются лакуны в эстетическом воспитании, которые заполняются далеко не лучшим образом.

Одна из основных причин этих и других негативных явлений - сокращение игрового времени и игрового репертуара. В первую очередь из детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравственности.

Факторов, вызвавших сужение игровой деятельности, много.  Среди них урбанизация образа жизни и связанное с этим падение престижа народной традиционной культуры, все более широкое распространение телевидения и профессионального искусства, а также различных официально поддерживаемых видов спорта, стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, изменение общественного отношения к играм детей - взгляд на них как на занятие, бесполезное в противовес полезным занятиям иностранным языком, музыкой и т.д.

Не меньшее беспокойство вызывает и то, что из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приемов и проч. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают ее фактом народной культуры. Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиции.

Важность приобщения детей к народной игре и игровому фольклору, которые должны стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры, очевидна. Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, что делает невозможным отношение к национальной культуре как к явлению чуждому для современного человека. В конечном счёте, это послужит возрождению уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "История возникновения народной куклы"

Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....

Презентация Олимпийские игры. История возникновения.

Познакомить дошкольников с легендами возникновения Олимпийских игр, с символикой современных Зимних Олимпийскиъ игр....

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «История возникновения книги» (Познание предметного и социального окружения)

познакомить детей с историей возникновения книги.Образовательная область:  познавательное  развитие.Задачи: дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;познаком...

Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".

В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр....