Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «История возникновения книги» (Познание предметного и социального окружения)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горшенёва Юлия Михайловна

познакомить детей с историей возникновения книги.

Образовательная область:  познавательное  развитие.

Задачи:

  • дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;
  • познакомить с тем, как менялся внешний облик книги со временем;
  • развивать у детей познавательный интерес, интерес к экспериментированию;
  • развивать логическое мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в старшей группе

на тему

«История возникновения книги»

(Познание предметного и социального окружения)

Воспитатель: Горшенёва Ю.М.

Санкт-Петербург

2022


Цель: познакомить детей с историей возникновения книги.

Образовательная область:  познавательное  развитие.

Задачи:

  • дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;
  • познакомить с тем, как менялся внешний облик книги со временем;
  • развивать у детей познавательный интерес, интерес к экспериментированию;
  • развивать логическое мышление.

Интеграция образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • развивать воображение, творческие способности.
  1. Развитие речи:
  • расширять словарный запас «папирус», «пергамент», «свиток»;
  1. Физическое развитие:
  • развивать внимание, двигательную активность;
  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • воспитывать стремление бережно относиться к книгам.

Методы и приёмы:

  • словесные: вопросы, объяснения, загадки, стихи с договариванием;
  • наглядные: показ, иллюстрации;
  • практические: обследование материала, работа с пластичными материалами, нанесение оттиска.

Материалы: 

Для воспитателя: песочные часы, новая красочная книга, иллюстрации к рассказу, печать с набранным словом «БУКВАРЬ».

Для детей: на каждого ребёнка – картонные заготовки с нанесённым на них тонким слоем пластилином, деревянные заострённые палочки, салфетки, лист бумаги а5; на каждую пару детей – «свитки папируса» в «футлярах» (отрез ткани/бумаги закреплённый на двух планках).

Подготовительная работа:

Внесение книг из бумаги и картона в уголок для чтения, знакомство с различными материалами.


Логика образовательной деятельности:

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент.

 - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся, и занимайте, пожалуйста, свои места.

Здороваются.

Рассаживаются за большим столом.

Дети настраиваются на НОД.

2. Введение в игровую ситуацию.

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

- Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Ответы детей

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, отгадывание загадки.

3. Актуализация знаний.

Демонстрация новой красочной книги.

- А для чего нужны книги?

(Чтобы читать, узнавать новое)

Дети рассматривают книгу.

Отвечают на вопросы

Актуализировать и уточнить представление о книге и её назначении.

4. Постановка вопроса.

- А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

- Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Ответы детей.

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о происхождении книг.

5. Открытие нового знания. Рассказ о надписях на камнях и глиняных табличках.

- Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, потешки, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать.

- В древности материалом для письма служил камень. (Показ иллюстраций). Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитах и столбах высекали имена царей, памятные события.

- Как вы думаете, удобно было делать такие надписи?

- Тогда в древних государствах Месопотамии придумали делать глиняные таблички. (Показ иллюстраций).  На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были похожи на настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги.

Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы.

Сформировать представление о зарождении книги, экспериментировании с материалом.

6.Включение нового знания  в систему знаний. Практическое упражнение.

-А вы хотите стать на время жителями древней Месопотамии и создать свою книгу из «глиняных табличек»?

- Вы можете сделать надпись или нарисовать изображение, но не забывайте, мы путешествуем во времени и не можем долго оставаться в прошлом.

После того как дети закончат работу, собрать «глиняные таблички» и попробовать сложить их в книгу.

- Как вы думаете долго служили такие книги и удобно было ими пользоваться?

Дети берут по одной картонной заготовке с нанесённым пластилином и по деревянной заострённой палочке, занимают места.

Наносят на пластины надписи и изображения по желанию.

Ответы детей.

Исследование свойств пластичного материала. Нанесение надписи или рисунка на покрытую пластилином поверхность.

Вывод о непрактичности таких «книг»

7. Открытие нового знания. Рассказ о пергаменте и папирусе.

- В Древней Греции в городе Пергаме в качестве материала для письма стали использовать шкуры животных и назвали этот материал «пергамент». (Показ иллюстраций). На пергаменте можно было писать с двух сторон. Лист пергамента сгибали пополам и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «ТЕТРАДОС», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивали, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать.

 - А В соседнем Египте книги делали из папируса (показ иллюстраций) - речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полоски и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

- А вы хотите стать на время жителями древнего Египта и прочитать свитки?

Рассматривание иллюстраций.

Ответы детей.

Формировать представление о новых материалах, пригодных для создания книг.

8.Физкультинутка. Игра «Самый быстрый».

- Выберете себе пару и выходите, я вам раздам свитки, рассмотрите их, разверните, давайте посмотрим что там внутри.

- А теперь представьте, что начался дождь, и вам нужно поскорее спасти свой свиток и убрать его в футляр…

Дети в парах с двух сторон сначала разворачивают, а затем наматывают «папирус» на основания и убирают в футляр.

Организовать активный отдых детей, развивать внимание, формировать опыт работы в парах.

9. Открытие нового знания. Рассказ о бумаге, и книгопечатании.

- В Китае был изобретён способ получать бумагу, которая была очень похожа на современную. Столетия хранили китайцы рецепт изготовления бумаги. Но вот для производства бумаги придумали использовать древесину. Вскоре это производство распространилось по всем странам.

-В старину люди очень высоко ценили книги. Они стоили очень дорого, потому что создавались медленно, ценой кропотливого труда переписчики, который от руки переписывал строку за строкой. Писал он гусиным пером. Труд переписчика был очень тяжелый.

- Более 400 лет назад в России Иван Федоров  и его помощники придумали печатный станок. Печатные книги быстро разошлись по России.

- А хотите узнать какую книгу напечатали одной из первых?

Рассматривание иллюстраций.

Ответы детей.

Формировать представление о новых материалах, пригодных для создания книг.

10. Практическое упражнение.

Печать.

-У меня есть небольшая печать, на ней наборные буквы. (Демонстрация печати). Если вы посмотрите на саму печать, то в таких буквах разберёшься не сразу.  А если сделать отпечаток, то вы легко узнаете название этой книги. Вы сейчас меньше чем за минуту напечатаете это название на ваших листочках…

- Иваном Федоровым был создан первый русский букварь, по которому обучались грамоте взрослые и дети.

Рассматривание печати.

Дети оставляют оттиски и передают печать по кругу.

Кто умеет, читают напечатанное слово.

Формировать представление о печатании.

11. Подведение итога.

- Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали из нашего путешествия в далёкие времена?

- Какие были раньше книги?

- Спасибо, ребята, мне было очень приятно путешествовать с вами!

Ответы детей.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»

Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...