Патриотическое воспитание младших дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Новикова Ирина Владимировна

В настоящее время  проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания очень актуальна.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития  ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит  на сколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, т. к. обращение к отечественному наследию, воспитывает уважение, гордость за малую родину..

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших дошкольников

В настоящее время  проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания очень актуальна.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития  ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит  на сколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, т. к. обращение к отечественному наследию, воспитывает уважение, гордость за малую родину..

Но, находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад.

Таким образом, одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является формирование гражданственности и патриотическое воспитание детей.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме. Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам. Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. 

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Прежде всего, младшие дошкольники должны знать членов семьи, родственные отношения, в каком городе они живут, где находится их дом. Взрослые должны знакомить с объектами культурного назначения, с памятниками старины. Закреплять и расширять знания дошкольников о своих улицах, на которых они живут, об объектах социального назначения, расположенных на них.  Обращать внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Как дети могут участвовать в наведении порядка, чистоты во дворах?

     При знакомстве с родным городом надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего.                Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.                  

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Для более продуктивной работы по данному направлению можно объединить всю деятельность в блоки.

Первый блок: «Я, моя семья, мой дом» У детей формируется образ Я. Дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки). Блок может реализоваться пальчиковой гимнастикой «Моя дружная семья», сюжетно-ролевыми играми «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения» и т.д.

Второй блок: «Детский сад». Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей).

В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.

Данный блок реализуется беседами с детьми, экскурсиями по детском саду, знакомству с  сотрудниками, ознакомлением детей с центрами группы.

Особое внимание следует уделить работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки. Также настольный театр, все это передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.

Третий блок: «Ознакомление с городом» Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому следует начать знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения рекомендуется проводить непосредственно возле дошкольного учреждения.

Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненных позиций, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого нельзя обойтись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших дошкольников

Презентация представляет собой систему работы по патриотическому воспитанию младших дошкольников...

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"

Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стал...

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»...

Патриотическое воспитание младших дошкольников.

Познакомить с понятием «семья», учить детей называть членов семьи, внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам....

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

Статья о важности нравственного воспитания детей с ранних лет, актуальность проблемы в современном обществе....