Поиграем пальчиками! (развитие мелкой моторики)
консультация на тему

Татьяна Ивановна Беляева

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Поиграем пальчиками!

(развитие мелкой моторики).

        О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.  Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

        Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Когда нужно развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше, тем лучше. Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться «детская» речь ребенка, а некоторые родители поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо. Надо не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения. В этом помогут занятия с логопедом. Но и дома с ребенком можно и нужно заняться чем- нибудь интересным. Это еще одна возможность совместить приятное с полезным – рисование пальчиковыми красками. Помимо основной цели – развитие мелкой моторики такая живопись поможет успокоиться и расслабиться маленькому художнику.  Еще один способ: насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины.  Если юному живописцу что-то не понравилось, нужно лишь встряхнуть поднос – и перед ним снова чистый «лист», новое поле для творчества.

Другой вид пальчикового рисования – пластилином по картону. Сначала на плотный лист наносится эскиз. Затем надо как следует размять пластилин – и можно приступать к работе. А еще есть одна интересная игра с прищепками – разноцветные пластмассовые и не слишком тугие. Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца – прикрепить по краям прищепки соответствующего размера. Например, превратить желтый картонный кружок в солнышко с лучиками – желтыми прищепками. Зеленый треугольник – в елочку с зелеными же иголочками.  А из серой заготовки можно сделать ежика.

Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых, особенно людей пожилого возраста. Тем, кто хочет до глубокой старости оставаться в здравом уме и твердой памяти, стоит поторопиться обзавестись творческим хобби по душе. Это может быть вязание, макраме, вышивка бисером, выжигание, оригами… Даже если почаще брать на досуге в руки кубик Рубика или регулярно складывать пазлы, можно надолго сохранить светлую голову.

Таким образом, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Не упустите возможность помочь своему ребенку в овладении упражнений для пальцев рук, что ведет к  развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.