«С уважением к прошлому»
консультация на тему

Баздеркина Татьяна Викторовна

В настоящее время в российском обществе происходит изменение отношения к проблеме духовно – нравственного воспитания. Одной из важнейших государственных задач становится проблема ознакомления с истоками и ценностями православной культуры, так как жизнь русского общества, русских людей была не только связана с русской православной верой, но и она лежала в основании всего жизненного уклада русского человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_chas.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА    № 9 «ТОПОЛЁК»

141667 Московская область, Клинский район,

с. Спас-Заулок, ул. Центральная, д.20, тел. (496-24) – 52-2-49

        

Музыкальный час для воспитателей

«С уважением к прошлому»

МДОУ №9 «Тополек» (1 отделение)

Музыкальный руководитель

 Баздеркина Т.В.

(высшая квалификационная категория)

2017 – 2018 учебный год

    В настоящее время в российском обществе происходит изменение отношения к проблеме духовно – нравственного воспитания. Одной из важнейших государственных задач становится проблема ознакомления с истоками и ценностями православной культуры, так как жизнь русского общества, русских людей была не только связана с русской православной верой, но и она лежала в основании всего жизненного уклада русского человека.

   Для нас с вами эта тема знакома, так как одним из приоритетных направлений работы ДОУ является нравственно – патриотическое воспитание.

  Одной из задач этого направления является воспитание любви к Родине, как в широком понимании этого слова, так и в более узком, т.е. любви к малой Родине.

   Вот сегодня о нашей малой Родине мы и поговорим. Давайте со всем уважением заглянем в прошлое нашего села. Предлагаю нашу беседу провести в форме вопросов и ответов.

  1. Назовите адрес нашего населенного пункта.
  2. Какая легенда связана с названием нашего села?
  3. Какие города связывала дорога, которая проходила через наше село в XIV веке, а какие в  XVII?
  4. Чем занимались жители нашего села в прошлом?
  5. Чем отличается село от деревни?
  6. В честь какого библейского события был освящен храм в нашем селе?

 

   Чтобы попасть в храм, надо сначала пройти под колокольней, а затем через притвор (так называется часть храма, которая соединяет колокольню с храмом).

   Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях, начиная с XVI века. 

   В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

   Сегодня мы с вами поговорим о колоколах и колокольчиках. И не только поговорим, но и послушаем музыку, где будут звучать колокола.

   В первые годы и даже века христианства колокол не использовался славянами, хотя изобретен он был, согласно легенде, еще в IV веке Павлином Милостивым, епископом из итальянского города Нола. Будто бы возвращаясь после службы домой, прилег отдохнуть в поле и во сне увидел ангелов, которые держали в руках полевые цветы колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки.... Проснувшись под впечатлением чудного видения, епископ позвал мастера и приказал ему изготовить небольшие медные колокола наподобие полевых колокольчиков и научить их петь…

  Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить. По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

   Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства.  А в XVII-XX вв. они прочно вошли в церковный обиход.

   О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 1259 г., когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы. Но отливка собственных колоколов была незначительной. Времена были тяжелыми: распри князей не давали спокойной жизни русской земле, а затем появился страшный враг – ордынцы и наступило татаро-монгольское иго. Колокола покоренного города были желанным трофеем для победителя. Колокола переходили из рук в руки как ценность, разбивались и плавились в огне пожарищ. Их срывали с колоколен, их переплавляли на пушки и монеты. Не было большей кары для опального или потерявшего независимость города, чем лишение колокола или запрет на звон.

    Колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были «метельными», «сполошными», «вечевыми», «осадными», «позывными», «ратными»…

    Один наш соотечественник, так писал в своем дневнике: «Звон - он от высоты, - не видишь, откуда он… Он носится над городом, как звуковое облако, белое, легкое, вольное. Он всегда и только - с высоты и о высоте. До него также «не достать» как до туч, до бегущих облаков. Он – над человеком. Это — вольное облако, согласное с лазурью неба и лучами солнца, с высью и волей высоты, прекрасное облако. Только из него падают на землю - не капли дождя и не белые хлопья снега, а звуки – только звуки»…

    В 1990 году в СССР был официально разрешен звон церквей, - начался новый период истории колоколов в России, связанным с возрождением колокольного звона и литья. И сегодня мы все надеемся, что звон колоколов скоро вновь поплывет над Россией.

 

   Колокольный звон считается чудотворным, потому что оказывает во многом необъяснимое наукой влияние на все живое от микробов до человека. Звук, издаваемый колоколом, вызывает у человека ощущения, которые необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли. Неслучайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».

      Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века.  М. Глинка использовал колокола в  опере «Иван Сусанин». М. Мусоргский — в опере «Борис Годунов».  Н. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане».  П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола».  В XX веке эта традиция была продолжена Г. СвиридовымР. ЩедринымВ. ГаврилинымА. Петровым и другими.

      Сегодня мы с вами послушаем:

-  музыку М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;

- музыку колоколов Ростовского кремля.

Из истории села Спас – Заулок.

        Село расположено в 18 верстах от Клина и  в 105 от Москвы.

        В прошлом Спас – Заулок был большим торговым селом. И храм здесь был красивый, деревянный, построенный без единого гвоздя. Именно его в 1611 году, проезжая по этой дороге, зарисовал один из иностранных путешественников. Население жило в исправных избах с расписными наличниками и красивыми крылечками.

       Вот в таком красивом и удобном месте (дорога рядом) и обустроил свою усадьбу граф Владимир Иванович Бенкендорф. Был построен усадебный барский дом, выкопаны пруды. А в 1830 году на высоком месте была заложена еще одна, но уже каменная церковь, церковь Преображения. В 1837 году в храме начались богослужения. Храм поражал своей красотой и размерами. Строил его тверской крестьянин Иван Озеров. Высота храма над главным куполом 33 метра.

      В 1844 году при храме открылось приходское училище – одно из первых в Клину.

     В 1850 году были выстроены угловые глухие барабаны с главками. В 1852 году был установлен новый иконостас. В 1859 году храм был расписан. Храм поражал своей красотой и красотой трехъярусной колокольни, для которой в 1871 году был отлит большой колокол весом 8360 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ, СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание уважения к культурному прошлому России – это патриотическое воспитание.Прекрасные возможности в воспитании патриотизма  представляет знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и пр...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало обра...

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...