Главные вкладки

    «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»
    консультация на тему

    Жалнина Ольга Николаевна

    Захотелось поделиться с коллегами: заинтересовалась методом фокальных объектов. Может кому то будет интересно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_fokalnyh_obektov_dlya_razvitiya_tv30.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

    Давайте поговорим о творческом ребенке, и о том, что его окружает. Да, это ребенок окруженный: красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собойОбъединяя свойства этих разных предметов, ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

    В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов.

    МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».

    В чем он заключается?

    Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно вы-бранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».

    Рассмотрим несколько примеров.

    Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

    Совершенствуемый объект: стул.

    Шаг 2. Выбираем случайные объекты

    Случайные объекты: елка, олень, фонарь

    Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов.

    Характерные свойства или признаки случайных объектов

    1. Елка: колючая

    2. Олень: рогатый

    3. Фонарик: светящийся

    Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

    Новые сочетания

    1. Стул колючий

    2. Стул рогатый

    3. Стул светящийся

    Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

    Новые идеи

    • Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

    • Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

    • Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

    Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

    Поиграем в игру «Изобретатели».

    Игра «Изобретатели»

    Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

    - Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг).

    Ответ: Предположения.

    1 шаг – выбираем фокальный объект

    - Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

    - Что нам нужно сделать дальше?

    Ответ: Выбрать случайные объекты.

    2 шаг – выбираем случайные слова

    1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

    2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

    3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень).

    И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

    3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

    Используем вопросы – какой, какая, какое.

    4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

    Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.

    5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

    Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

    6 шаг - смастерим?

    Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

    Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

    Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

    Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

    Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

    Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

    Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

    Игра «Необычный подарок»

    Приглашаю двух «девочек».

    - Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

    - А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

    - Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

    - Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

    Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

    - Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

    Дети меняют признаки местами. Например:

    Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

    Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

    Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

    Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

    Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

    Способствует развитию: ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

    Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

    МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

    Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....

    "Метод фокальных объектов в развитии речи дошкольников"

    Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.Его еще называют...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес».

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ.  Тема: «Хвойный лес»....

    Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

    Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....