Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ. Тема: «Хвойный лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давыдова Ильсеяр Зекиулловна

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ.

 Тема: «Хвойный лес». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hvoynyy_les.docx126.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Г. ТАРКО – САЛЕ

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы № 2 по познавательному развитию с использованием метода фокальных объектов технологии ТРИЗ.

 Тема: «Хвойный лес».

                                                 

                                              Воспитатель I квалификационной категории:

                                Давыдова Ильсеяр Зекиулловна

Природа. Тема: «Хвойный лес»

Цель: формировать знания детей об объектах живой природы о представителях хвойных деревьев леса

Образовательные задачи: 

Познакомить детей с отличительными особенностями хвойных деревьев, показать их сходные и отличительные признаки.

Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое).

Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.

Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна, кедр.

Передавать словами свои тактильные ощущения.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые, еловый лес-ельник, сосновый бор).

Развивающие задачи:

Развивать воображение, связную речь детей, умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Развивать активный словарь детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные, еловая, сосновая, кедровая.

Предварительная работа: экскурсия в сквер, лесок при ДОУ, наблюдения на участке за деревьями, дидактическая игра «Найди с какого дерева листочек(шишка)»

Материалы и оборудования: картинки (ель, сосна, медведь, роза, солнце, веточки хвойных деревьев, шишки сосновые, еловые, ноутбук для показа слайдов хвойных лесов, дидактические игры: «4 лишний», «С чьей ветки детки», лупы на каждого ребенка, веточки еловые, сосновые, кедровые, сундучок.

Методы и приемы: использовать метод фокальных объектов технологии ТРИЗ;

социо-игровые (деление на подгруппы по фишкам), игровое упражнение «Поздороваемся!», рассматривание шишек с хвойных деревьев, игра «С чьей ветки детки», игра «4-й лишний».

Работа с родителями: Беседа с детьми о хвойных деревьях, предоставление родителями натурального материала, в виде веток хвойных деревьев.

Создание условий для индивидуальной и совместной деятельности детей в продолжение темы «Хвойный лес»:

-кедровые шишки, сосновые шишки, еловые шишки;

-веточки еловые, кедровые, сосновые;

-веточка лиственницы;

-картинки хвойных деревьев;

-дидактические игры «4-лишний», «С чьей ветки детки»;

-альбомные листы, карандаши, краски, кисточки, пластилин, стеки, клеенки, сюжетные картинки с изображением хвойных деревьев.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, вы ничего интересного, нового не заметили в группе.

Что изменилось в нашей группе?

Сюрпризный момент в группе сундучок (веточки еловые, сосновые, кедровые)

Педагог: Ребята как вы думаете, что там может быть (подсказка-колючая, есть маленькие иголочки и т.д.) Ответы детей.

Педагог: Ну что ребята хотите узнать, что же на самом деле лежит в сундучке?

Тогда отправляемся в нашу лабораторию. Покрутись-повертись в лаборатории окажись. (оказываются в лаборатории, на столе лупы). Готовы ребята. Открываем сундучок.

Да, ребята, вы были правы -это веточки с хвойных деревьев. Эта веточка ели, эта веточка сосны, эта веточка кедра.

Педагог: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Раз у нас в сундучке находятся веточки хвойных деревьев значит о каких деревьях мы будем с вами говорить? (о хвойных деревьях)

Веточки хотят с вами поздороваться. Погладьте ребята веточки. Только будьте, пожалуйста, вежливы и аккуратны. И не забываем использовать наши лупы, чтобы разглядеть иголочки. Как они растут.

Педагог картинку елки выдвигает на передний план (слайд)

Какие веточки по размеру растут на самом верху елки? А внизу?

Показывает еловую веточку

Педагог: Эта веточка с елочки. Какая веточка, если с елочки?

Дети: Еловая!

Педагог: Какая хвоя у елочки?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.

Педагог: Хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите.

Педагог: Какая веточка у вас в руках?

Дети: Еловая.

Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом.

Педагог выставляет вперед картинку с изображением сосны. Слайд с изображением соснового бора.

Педагог:

- Как оно называется?

- В какой части дерева располагаются ветки сосны? Как вы думаете в каком лесу светлее в еловом или сосновом? (Предположение детей)

- Вот веточка с сосны, если с сосны, то какая она?

Показывает сосновую веточку(сосновая)

- Какие у нее хвоинки?

Дети: Они длиннее, колючие, зеленые, острые и т. д.

Педагог: Дети, а какое из деревьев сильнее колется?

Дети: Сосна!

Педагог: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны.

Педагог: А еще какая веточка осталась? С какого она дерева? (с кедра-кедровая)

А какие хвоинки у кедра? (длинные, зеленые)

Как вы думаете, чем они сходные и чем отличаются?

Сходные-колючие, зеленые.

Отличаются –иголками (длинные, короткие, дружные-недружные)

Педагог: Ребята посмотрите, что у меня для вас еще есть. Что это? (шишки)

Педагог приглашает подойти к столу, где находятся шишки хвойных растений

Педагог: Эти шишки с хвойных деревьев. В шишках находятся семена - орешки. Из них вырастут новые деревья. Как вы думаете зачем этим деревьям эти орешки(семена). Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы.

Педагог, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его.

Продолговатые шишки ребята это с ели, а округлые – с сосны. А вот эти большие шишки с кедра. Сейчас мы с вами поиграем. Сначала мы поделимся на группы (фишки цветные-красные, синие, зеленые).

На трех подносах лежат по веточке хвойных деревьев. На четвертом подносе шишки с разных хвойных деревьев. Нужно к каждой ветке положить соответствующие шишки.

Дети разносят шишки, затем проверяют, правильно ли выполнено задание и каждый раз, называют с какого дерева шишки. (1 команда-шишки ели,2-команда-шишки сосны,3-команда-шишки кедра)

Педагог: Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Которая называется «4 лишний»

На каждую группу раздаются картинки с изображением деревьев.

Детям нужно правильно найти и отметить 4 лишнее дерево. И ответить почему именно это дерево лишнее.

Педагог: Справились, молодцы ребята.

Мы с вами так славно поработали. Давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

   Ветер все тише, тише, тише -                                    

Деревцо все выше-выше.

Метод фокальных объектов.

Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели хвойный лес. А давайте мы с вами свой лес придумаем волшебный, сказочный. Пофантазируем? А для этого нам помогут картинки. Это медведь, олень, солнце, конфетка. Вам нужно ребята назвать признаки к этим картинкам.

Медведь –большой, сильный, лохматый, косолапый.

Олень-рогатый, лохматый, большой.

Солнце-теплое, яркое, лучистое.

Конфетка –сладкая, мармеладная, шоколадная, вкусная.

Какие признаки для нашего волшебного сказочного леса подойдут из признаков

медведя-большой,

солнце-лучистое,

олень-рогатая,

конфетка-сладкая.

И какой же у нас лес получился ребята? (Большой, лучистый, рогатый и сладкий лес получился)

Я вам предлагаю нарисовать свой сказочный волшебный лес!

Ну что ребята понравилось вам в лаборатории? (ответы детей) Молодцы ребята!
И это еще не все ребята. Мы с вами попозже еще про одно хвойное дерево узнаем –про лиственницу, и про свойства кедровых орешков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Исследователи»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию...

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию (с использованием элементов ментальной арифметики.)

Самоанализ непрерывной образовательной   деятельности с  детьми  подготовительной группы по познавательному развитию (с использованием элементов ментальной ариф...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...