Паспорт педагогического проекта "Что такое хорошо и что такое плохо"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Морозова Наталья Николаевна

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект

 «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема проекта «Неделя вежливости».

Подготовительная группа «А»

Разработала

Воспитатель первой квалификационной категории

Морозова Н.Н.

г. Санкт-Петербург

2018г.

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема проекта «Неделя вежливости».

Содержание

1. Введение.

2. Актуальность проекта.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

4. Аннотация проекта.

5. Этапы реализации проекта программы.

6. План мероприятий.

7. Ресурсы.

8. Выводы.

9. Литература.


Введение

«Ничего не обходится нам так дешево

 и не ценится так дорого, как вежливость»  

 Сервантес.

         Когда дошкольник начинает активно жить в современном социуме, то часто сталкивается с множеством трудностей. Эти трудности, проблемы связаны с тем, что у дошкольника не сформирован опыт жизни в социальном мире, не достаточно развиты понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитанник должен научиться различать эти понятия, развивать, применять, совершенствовать их в повседневной жизни: как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. В процессе этого познания воспитанников становится личностью со своим мировоззрением, с пониманием, что такое добро и зло, со своей оценкой на поступки других людей и собственным поведением.

         Знания норм, правил поведения, взаимоотношений, принятых в обществе и семье, способность сочувствовать, сопереживать, помогать другим людям – составляет понятие нравственности, мы решили работать над проектом «Что такое хорошо и что такое плохо», тему проекта выбрали «Неделя вежливости» Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - сформировать у дошкольников представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия, создания благоприятной предметно – пространственной среды в  ДОУ и дома для усвоения норм и правил поведения в социуме, предметом деятельности является процесс заинтересованности и привлечения детей и их родителей к театрализованной деятельности.


2. Актуальность создания проекта

         В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша  задача  помочь в этом  ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

         Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются этическими воззрениями, поэтому формирование воспитанности и этического отношения к окружающим людям составляет важную задачу воспитания. Проект развивает этические чувства детей, побуждает эмоциональную отзывчивость, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Дети приобретают опыт дружеского общения, внимания к младшим детям, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Неделя вежливости».

         Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые


3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

 

         Стратегическая цель:

-создание благоприятных условий для воспитания у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

         Тактические цели

1. Создать в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми и взрослыми.

2. Сформировать у детей положительное отношение ко всем людям; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.

3. Организовать активное сотрудничество родителей в процессе проекта

         Задачи:

1.Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.

2.Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

3.Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;

4.Побуждать детей к положительным поступкам и делам;

5.Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.

6.Закреплять знаний правил вежливого общения.

         Ожидаемые результаты

1.Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного  поведения, умение применять их в  различных жизненных ситуациях.

2.Сформированность навыки вежливого, доброжелательного общения;  обогащение эмоциональной сферы; воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям.

3. Развитие памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы; расширятся знания о культуре.

         Продукт

1.Показ театрализованной сказки О́. Уайльда «Звездный-мальчик».

2.Выставка детских рисунков «Вежливые дети».

3. Совместный показ с младшей группой театрализованной сказки по ОБЖ «Волк и семеро козлят»


4. Аннотация

         Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

         Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы.

         Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

         В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Идея постановки совместно с младшей группой театрализованной сказки по ОБЖ «Волк и семеро козлят»

2. Фотовыставка «Добрые дела»

3. Оформление альбомов: «Поговорки о добрых делах»

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, восприятие художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

         Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

         Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

         Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

         Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, стихотворения, инсценировки). Учитывая  интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного  и эстетического воспитания детей  мы используем в своей работе наиболее популярные из них.  

          В своей работе, мы часто  используем театр в самостоятельной  игровой  деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. Мы используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, задумчиво, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, печально).

         Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Пути решения проекта:

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и

возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.


5. Этапы реализации проекта программы

Проект краткосрочный.

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «12» марта 2018 по «23» марта 2018.

п/п 

Этапы 

Цель 

Сроки 

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Сбор информации и проектирование деятельности.

12.03.18-16.03.18

2.

Практический этап

Внедрение проекта в образовательную деятельность.

19.03.18-23.03.18

3.

Обобщающе - результативный этап

Анализ и защита проекта

26.03.18


 6. План мероприятий

№ п/п 

Название мероприятий 

Сроки 

Ответственные 

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап 

1 

Рассматривание иллюстрации на тему «Что такое хорошо, что такое плохо»

12.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

2 

Подбор мелодии, детских песен по теме проекта

13.03.18

Трапезникова Т.В.

3 

Подбор литературы для бесед по теме проекта

14.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

4 

Подбор мультипликационных фильмов на тему вежливого обращения к окружающим

15.03.18

Трапезникова Т.В.

5 

Установление сотрудничества участниками проекта.

16.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

Трапезникова Т.В.

Родители группы

2 этап - Практический этап 

1 

Просмотр электронной презентации

«Волшебные слова»

19.03.18

Морозова Н.Н.

2 

Просмотр мультфильма  «История про царя, который отменил вежливые слова»

19.03.18

Швец Н.А.

3 

Соревнование – викторина («Из чего сделаны предметы» О. В. Дыбина, стр. 106).

20.03.18

Морозова Н.Н.

4 

Просмотр мультфильма  «Энциклопедия вежливости»

21.03.18

Швец Н.А.

5 

Творческая мастерская. Изготовление пальчикового театра

«Три поросенка»   для младшей группы

22.03.18

Морозова Н.Н.

6

Показ театрализованной постановки по ОБЖ с младшей группой «Волк и семеро козлят» для родителей

22.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

Горбачева И.А.

Трофимова О.А.

Трапезникова Т.В.

7 

НОД «Учим вежливым словам»

23.03.18

Морозова Н.Н.

8

Показ театрализованной постановки для старших групп «Звездный мальчик»

23.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

Трапезникова Т.В.

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1 

Создание фотоальбома «Наши добрые дела»»

22.03.18

Родители группы

2 

Выставка рисунков родителей и детей «Добрые поступки»

21.03.18

Родители группы

3 

Создание альбома «Пословицы и поговорки о вежливости»

19.03.18

Родители группы

4 

Презентация проекта «Неделя вежливости».

26.03.18

Морозова Н.Н.

Швец Н.А.

Родители группы


7. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

• Закон РФ «Об образовании»

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ

• СанПиНы 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются музыкальный руководитель

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:

Всего педагогов 

Высшее образование 

Средне специальное образование 

Неоконченное высшее образование

Неспециалисты 

3

2

1

0

0

Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу:

До 30 лет

До 40 лет

До 50 лет

Более 50

0

0

1

2

По стажу педагогической деятельности:

До 5 лет

До 10 дет

До 15 лет

До 25 лет

Более

1

1

1

По категорийности: 

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

0

3

0

Таким образом, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.

Информационные ресурсы

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под ред. Н.Е. Вераксы, М. 2014г.    

2.Журнал «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;

3.Ресурсы сети Интернет:

Учебно-методические ресурсы.

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

• фонотека.

Материально-технические ресурсы: в саду функционируют 11 групп, музыкальный зал, физкультурный. В моей группе достаточно мебели, имеется магнитофон, театрализованная зона. Защита проекта будет проходить в музыкальном зале. Для защиты проекта имеется в музыкальном зале экран, медиа проектор, ноутбук.


Финансовые ресурсы 

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Объект финансирования проекта 

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Ориентировочная стоимость

1

Приобрести:

-бумагу

-папки;

-файлы.

300 рублей

2

Ресурсы сети Интернет

200 рублей

ИТОГО

500 рублей

Критерии оценивания проекта.

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3.Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков:

Риски

Пути преодоления рисков 

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Для повышения познавательного интереса детей и  их родителей провести в группе консультацию по разъяснению запланированных задач по данному проекту, привлечь к участию родителей в проекте вместе со своими детьми. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и  контроль за осуществление плана действий проекта по определённому направлению.

Недостаток демонстрационного материала.

Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.

Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объёма материала.

Равномерно распределить учебный материал по плану.


8. Выводы:

         Повысилась способность детей оказывать помощь младшим детям, друг другу. В обращении стали чаще использоваться вежливые слова. Дети стали бережнее относиться к окружающему миру. Повысилось заинтересованность и  участие родителей в жизни группы.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.


9. Литература

1. Демонстрационный материал.  Беседы по картинкам «Уроки вежливости»  Ранок  2007г.

2. С. В.  Петерина « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», М. Просвещение 1986г.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под ред. Н.Е. Вераксы .М. 2014г.    

4.«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова.М . 2007г.    

5.«Воспитание культуры  поведения у старших дошкольников» Л.Д. Есина.М   . 2007г.    

6.«Формирование нравственного здоровья дошкольников» Под ред. Кузнецовой Л.В.,Панфиловой М.А. М. 2002г.

7.« Уроки добра» С.И. Семенака М. 2003г.•Психологический тренинг для дошкольников 8.«Давайте дружить!» О.Н.Саранская.М 2013г.  

9.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. В.М.Минаева. М. 2001г.

10.С. А. Насонкина «Уроки этикета» Детство-Пресс 2006г.

11.Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Педагогический проект "Лэпбук "Что такое хорошо и что такое плохо!"

Для занятий с детьми актуальны лэпбуки по разным темам. Предлагаю педагогический проект по социально-коммуникативному развитию "Что такое хорошо и что такое плохо!"...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО (ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ)

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения....