Творческая мастерская "Чудеса из бумаги"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ситкевич Галина Владимировна

оригами для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок Чудеса из бумаги124.5 КБ
Файл Диагностика 15.55 КБ
Файл Примерные конспекты54.78 КБ
Microsoft Office document icon Консультации для родителей51 КБ
Файл Схемы346.21 КБ
Файл Схемы626.57 КБ
Файл схемы631.66 КБ
Файл Схемы538.5 КБ
Файл Схемы548.96 КБ
Файл Схемы423.81 КБ
Файл Схемы519.47 КБ
Файл Схемы542.1 КБ
Файл Схемы531.45 КБ
Файл Сертификат89.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                         УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета                             Заведующий

МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»        МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»

Протокол № 2  от 29 сентября 2017 г.       _________   Г.Н. Гомзякова

                                                                       приказ № 262 – ОД от 29.09.2017 г.

Программа творческой мастерской

«Чудеса из бумаги»

для детей 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Ф.И.О. автора:

воспитатель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»  Ситкевич Г.В.

                                                                                                               

г. Котлас

2017 г.

Оглавление

  1. Целевой раздел.
  1. . Пояснительная записка. Актуальность.
  2. . Цель и задачи программы.
  3. . Планируемые результаты освоения образовательной программы.
  4. . Система отслеживания результатов.

  1. Содержательный раздел.
  1. . Формы и режим занятий.
  2. . Срок реализации программы.
  3. . Структура занятия.

  1. Организационный раздел.
  1. . Условия проведения занятий.
  2. . Формы работы с родителями.
  3. . Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

  1. Целевой раздел

 1.1. Пояснительная записка. Актуальность.

 

        Программа творческой мастерской «Оригами детям» является авторской, разработана на основе ФГОС ДО. Данная программа может быть интересна воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

        Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, т.к. является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.          Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

        Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

        Таким образом, занятия оригами:

  1. дисциплинируют;
  2. воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
  3. способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  4. влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
  5. позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

        - конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых с помощью клея;

        - изобразительные – за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;

        - творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;

        - оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;

        - театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

        Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 
        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

        Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. 
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

  1. Цель и задачи программы

        Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

        Задачи программы:

        Обучающие: 

  • Обучать детей старшего дошкольного возраста  различным приемам работы с бумагой. Умению создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами, расширять коммуникативные способностей детей.

        

        Развивающие: 

  • Развивать внимание, память, логическое  и пространственное  воображение, мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Продолжать развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. 

        Воспитательные:

  • Воспитывать интерес у детей к искусству оригами.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

По окончании обучения по данной программе дети должны:

  • научится различным приемам работы с бумагой;
  • знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научится следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  • развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  • познакомится с искусством оригами.

  1. Система отслеживания результатов.

        Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле).

Приложение № 1 – оценочная таблица знаний и умений детей по теме программы для старшей группы детского сада.

2. Содержательный раздел

2.1. Формы и режим занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня по средам в 16.00 часов в рамках работы кружка «Оригами детям». Основной формой работы являются групповые занятия. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 мин. В год проводится 29 занятий.

2.2. Срок реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Возраст детей: 5-6 лет в количестве 15 человек.

Приложение № 2. Тематика, количество занятий.

Приложение № 3. Тематический план.

        2.3. Структура занятия

  1. Вводная часть: мотивация, целеполагание, рассказ и объяснения педагога, рассматривание образцов, иллюстраций, слайдов, чтение стихотворений, потешек, вопросы к детям по теме.
  2. Практическая обучающая деятельность: дидактические игры, изучение новых базовых форм.
  3. Физкультурная пауза, минутки отдыха, подготовка материалов, инструментов.
  4. Практическая творческая деятельность: планирование работы, выполнение работы, предупреждение возможных ошибок, самостоятельная деятельность, осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства.
  5. Оценочно – аналитическая деятельность: во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества (сравнение  с образцом, оценка композиционного построения работы, использования выразительных средств, эстетическая оценка), отмечаются достигнутые успехи.

3.Организационный раздел

        3.1. Условия проведения занятий:

  • Тематическая совместная деятельность педагога с детьми.
  • Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет).
  • Наглядные (рассматривание предметов, образцов, схем, картин, показ образца последовательности выполнения работ  и др.).
  • Практические (обследование предметов, материалов, изготовление поделки и др.).
  • Игровые (дидактические и словесные игры, обыгрывание поделок и др.).

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  • Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
  • Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • Индивидуального подхода к детям.

3.2. Формы работы с родителями

        

        Индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества.

        3.3.  Литература

        1.  Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие модели оригами для детей. – М.: ООО Издательство «Дом. ХХI век», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. (серия «Учимся играючи». «Азбука развития»)

        2. Ильин И. С., Ильин С. Д. 100 лучших моделей оригами – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

        3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами.- 4-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2005. (Внимание: дети!)

        4. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Спб.: Детство-пресс, 2003.

        5. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- Спб.: детство- пресс, 2004.

        6. Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей, -  М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. ХХI век; 2007.(серия «Учимся играючи», «Азбука развития»)

Приложение № 1

Диагностика уровня знаний и умений в освоении искусства оригами

детей старшей группы детского сада.

Фамилия, имя ребёнка

Знакомство с искусством оригами

Знание основных геометрических понятий

Знание базовых форм

Умение следовать устным инструкциям

Умение создавать изделия оригами

Умение различным приёмам работы с бумагой

Развитие глазомера

Развитие мелкой моторики рук

Итоговая оценка

Месяц

1.

2.

3.

Знакомство с искусством оригами:

3 (высокий уровень) – проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес и элементарные знания об искусстве оригами;

2 (средний уровень) – не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес и элементарные знания об искусстве оригами;

1 (низкий уровень) – не проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес и элементарные знания об искусстве оригами.

Знание основных геометрических понятий:

3 (высокий уровень)  –  знает  основные геометрические понятия (угол, диагональ, сторона, середина и т.д.);

2 (средний уровень) – затрудняется;

1 (низкий уровень) – не знает.

Знание базовых форм:

3 (высокий уровень)  - знает базовые формы оригами («книжка», «дверь» («шкаф»), «треугольник» («косынка»), «воздушный змей» («мороженое»), «блинчик», «конфетка»).

2 (средний уровень) – затрудняется;

1 (низкий уровень) – не знает.

Умение следовать устным инструкциям:

3 (высокий уровень) – умеет следовать устным инструкциям педагога при изготовлении поделки по оригами;

2 (средний уровень) – не всегда;

1 (низкий уровень) – не умеет.

Умение создавать изделия оригами:

3 (высокий уровень) – умеет создавать изделия оригами без помощи взрослого;

2 (средний уровень)  - с небольшой помощью взрослого;

1 (низкий уровень)  - не умеет.

Умение различным приёмам работы с бумагой:

3 (высокий уровень) – умеет пользоваться различными приёмами с бумагой для изготовления изделия из оригами (сгибать «долиной», «горкой», разгибать, перегибать, вгибать внутрь, раскрывать «карман» и т.д.);

2 (средний уровень)  - с небольшой помощью взрослых;

1 (низкий уровень)  - не умеет.

Развитие глазомера:

3 (высокий уровень) – у ребёнка развит глазомер (видит намеченную линию, может складывать от уголка на уголок ровно и т.д.);

2 (средний уровень)  - не достаточно развит;

1 (низкий уровень)  - не развит.

Развитие мелкой моторики рук:

3 (высокий уровень) – мелкая моторика рук развита достаточно;

2 (средний уровень)  - развита недостаточно;

1 (низкий уровень)  - не развита.

Низкий уровень (8-12) – при рассматривании поделок из оригами не проявляет интерес, затрудняется в изготовлении поделок оригами, не запоминает базовые формы, не проявляет самостоятельности в изготовлении изделий из оригами, поделки неаккуратные, необходима помощь взрослого.

Средний уровень (13-20) – ребёнок эмоционально и с интересом воспринимает изделия из оригами, с удовольствием изготовляет поделки, но совершает ошибки при изготовлении поделок из оригами, не всегда знает способы сгибания бумаги, путает базовые формы, требуется незначительная помощь взрослого при изготовлении поделки.

Высокий уровень (21-24) – ребёнок эмоционально и с интересом воспринимает изделия из оригами, с удовольствием изготовляет поделки, знает базовые формы и способы сгибания бумаги, проявляет самостоятельность в изготовлении поделок из оригами.

Приложение № 2.

Тематика, количество занятий.

Тема

Количество занятий

Диагностическое занятие

1

Осенний лес, его обитатели

1

Домашние животные и птицы

2

День народного единства. История родословной семьи

3

Я вырасту здоровым

2

Зимушка-зима. Спорт. Забавы

1

Зима. Одежда. Головные уборы

1

Новый год

2

Сказки Севера

1

Зима. Дикие животные

3

Транспорт

2

Наша Армия

2

Мамин день

1

Огород на окне

1

Народная культура и традиции

2

Земля

1

Весна. Сезонные изменения

2

Диагностическое занятие

1

Количество занятий:

29

                

Приложение № 3.

Тематический план.

Месяц, дата

Тема

Название поделки, цели

Октябрь

1-2 неделя.

Осенний лес, его обитатели

3-4 неделя

Домашние животные и птицы

1. Диагностическое занятие. Гриб (выяснить уровень детей по данной теме, знакомство с базовой формой «косынка», изготовление фигурки из квадрата)

2. Зайчик (закрепление базовой формы косынка, учить детей складывать фигурки, совмещая уголки или стороны)

3. Кошка (закрепление базовой формы косынка, продолжать учить совмещать два ближних угла)

4. Курочка (знакомство с базовой формой «воздушный змей», учить выгибать и вгибать уголки)

Ноябрь

1-2-3 недели

День народного единства. История родословной семьи

 

4-5 неделя

Я вырасту здоровым

5. Книжка (знакомство с базовой формой «книжка»,  проверять результат по образцу)

6. Шкаф (знакомство с базовой формой «Шкаф», учить намечать линии перегиба)

7. Домик (познакомит с базовой формой «дом», дорисовать элементы)

8. Мороженое  (продолжать знакомить с базовой формой «змей», учить детей опускать боковые стороны к линии перегиба)

9. Блинчик и конфетка (знакомство с базовыми формами «блинчик» и «конфетка», учить детей перегибать квадрат дважды, намечать середину квадрата)

Декабрь

1 неделя

Зимушка-зима. Зимние забавы

2 неделя

Зима. Одежда

3-4 неделя

Тема: «Новый год»

10. Снежинки (закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей», соединять детали попарно)

11. Шуба (учить детей складывать прямоугольник, совмещая стороны)

12. Новогодняя ёлка (закреплять умение складывать базовую форму «косынка», украшать полученную поделку)

13. Дед Мороз (закрепление базовой формы «воздушный змей», учить приоткрывать «карманы»)

Январь

2 неделя

Сказки Севера

3-4-5 неделя

Зима. Дикие животные

14. Колобок (изготовление поделки из прямоугольника, учить равномерно сгибать уголки)

15. Волк (закрепление изготовления базовой формы «косынка», учить детей изготовлять фигурку из двух деталей)

16. Ёжик (закреплять умение детей вгибать углы внутрь фигурки, базовая форма «книжка»)

 17. Слон (закрепление базовой формы «воздушный змей», вырезание линий для наметки живота и ног)

Февраль

1-2 неделя

Виды транспорта

3-4 неделя

Наша Армия. День защитника Отечества

18. Самолётик № 1(закрепление базовой формы «косынка»)

19. Двухтрубный пароход (учить многократному сгибанию квадрата базовой формы «блин», раскрывать боковые стороны)

20. Самолётик № 2 (продолжать учить изготовлению фигурок из прямоугольника)

21. Кораблик (изготовление фигурки из квадрата по памяти)

Март

1 неделя

Весна. 8 марта – мамин день

2неделя

Огород на окне

3-4 неделя

Народная культура и традиции

22. Тюльпан (формирование добрых чувств к близким, закрепление базовой формы «косынка»)

23. Веточка (закрепление базовой формы «косынка», учить сворачивать бумагу «трубочкой»)

24. Гномик (закрепить базовую форму «воздушный змей», использование фигурок в игровой деятельности)

25. Домик с флигелем (закрепление базовой формы «книжка», учить раскрывать «карманы»)

Апрель

1 неделя

 Профессии

2 неделя

Земля

 

3-4 неделя

Весна. Сезонные изменения

26. Рыбка (учить перегибая квадрат, обозначать центры  и находить диагонали)

27. Воронёнок (закрепить базовую форму «воздушный змей», продолжать учить сгибать уголки внутрь) 

28. Лягушонок (закрепить знакомые детям способы сгибания бумаги))

29. Итоговое занятие. Цветок ириса (проверка знаний, самостоятельная деятельность детей)

Приложение № 4

Список детей

  1.         Шенина Анна
  2.      Новиков Савелий
  3.      Доровская Арина
  4.      Карпов Вячеслав
  5.      Казарин Матвей
  6.      Федулина Есения
  7.      Опякин Родион
  8.      Долгополова Мария
  9.      Скорняков Натан
  10. Ясман Виктория
  11. Подсекин Тимофей
  12. Кузнецова Софья
  13. Касьянова Милана
  14. Гурьева Вика
  15. Пермиловский Богдан



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня знаний и умений в освоении искусства оригами детей старшей группы детского сада.

Фамилия, имя ребёнка

Знакомство с искусством оригами

Знание основных геометрических понятий

Знание базовых форм

Умение следовать устным инструкциям

Умение создавать изделия оригами

Умение различным приёмам работы с бумагой

Развитие глазомера

Развитие мелкой моторики рук

Итоговая оценка

Месяц

1.Шенина Аня

2.Новиков Сава

3.Доровская А.

4.Карпов Слава

5.Казарин Матвей

6.Федулина Есеня

7.Опякин Родя

8.Долгополова М.

9.Скорняков Н.

10.Ясман Вика

11.Осминин Женя

12.Кузнецова С.

13.Касьянова М.

14.Гурьева Вика

15.Пермиловский



Предварительный просмотр:

Примерные конспекты для кружка по оригами

Октябрь

1-2 неделя

Тема: «Осенний лес и его обитатели»

Диагностическое занятие. Гриб. 

Цели: выяснить уровень детей по данной теме, знакомство с базовой формой «косынка», изготовление фигурки из квадрата.

Материал: 2 квадрата: один красного или коричневого цвета размером 8*8, другой – жёлтого или белого размером 6*6, ножницы, клей.

Ход проведения

Осенью в лесу растут грибы.

Гриб.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

В. Рождественский

Показать детям фигурку гриба, рассмотреть её вместе с детьми. Предложить детям самим изготовить такой же грибок. Дети выбирают бумагу и повторяют за педагогам его действия.

  1. Согните большой квадрат по диагонали (базовая форма «косынка»). Это будет шляпка грибочка.
  2. Согните малый квадрат пополам. Это ножка гриба.
  3. Склейте у полученного треугольника внутренние стороны.
  4. У основания треугольника сделайте надрез.
  5. Вставьте «ножку» гриба в «шляпку».  (схема № 1)

Получилось много грибов. Их можно разместить на «полянке» и полюбоваться осенним грибным лесом.

Зайчик

Цели: закрепление базовой формы косынка, учить детей складывать фигурки, совмещая уголки или стороны.

Материал: квадрат серого или жёлтого цвета, ножницы, фломастеры.

Ход проведения

В лесу водятся и звери. Смотрите – под ёлочкой у нас…

Зайчик

Это что за зверь лесной?

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Е. Трутнева

Верно, это зайчик. Вот он какой (показ фигурки детям). Ему страшно в лесу одному…  Давайте ему сделаем друзей – зайчишек, чтобы ему было не одиноко в лесу. Дети повторяют действия педагога.

  1. Согните квадрат по диагонали (базовая форма «косынка»).
  2. Полученный треугольник согните пополам.
  3. Разверните поделку, чтобы раскрывающиеся стороны были сверху.
  4. Сделайте надрез, как я вам покажу. Это ушки зайчика.
  5. Отогните полученные треугольники в разные стороны.
  6. Дорисовать зайчикам глаза и нос. (схема № 2)

Вот у нас и получились друзья для зайчишки! Теперь зайчонку не будет страшно в лесу, потому что у него есть друзья. Все поделки кладутся под ёлочку к зайчику.

3-4 неделя

Тема: «Домашние животные и птицы»

Кошка

Цели: закрепление базовой формы косынка, продолжать учить совмещать два ближних угла.

Материал: 2 квадрата размером 15*15 см одного цвета, клей, фломастеры.

Ход проведения

В доме тоже живёт много домашних животных. Самые любимые и грациозные из них – это домашние кошки. У кого из вас есть кошки дома? Расскажите о них (заслушивается несколько рассказов детей). Мы сегодня с вами попробуем сделать кошку способом оригами. Хотите? Давайте начнём.

Сложите оба квадрата базовой формой «косынка».

Голова.

  1. Перегните один треугольник пополам «косынкой».
  2. Поднимите уголки от середины длинной стороны, но не доводя до вершины верхнего угла.
  3. Опустите верхний угол. Переверните деталь.
  4. Проверьте результат.

Туловище.

  1. У второй заготовки совместите два ближних угла (острый наложите на прямой).
  2. Соедините обе детали (голову и туловище) с помощью клея. Нарисуйте глаза, нос, усы, рот; украсьте кончики ушей и хвоста. (схема № 3)

А теперь можно придумать кличку вашей кошке и поиграть с ней.

Курочка

Цели: знакомство с базовой формой «воздушный змей», учить выгибать и вгибать уголки.

Материал: квадрат белого цвета, детали для дополнения фигурки: гребешок, крыло, глаза; клей.

Ход проведения

Домашними бывают не только звери, но и птицы. Отгадайте, кого мы сегодня будем делать.

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький.

(курочка)

Мы сегодня с вами изготовим курочку и познакомимся с новой базовой формой «воздушный змей».

Сложите базовую форму «воздушный змей».

  1. Сложите квадрат «косынкой».
  2. Разверните его.
  3. Поднимите боковые нижние стороны к линии перегиба.

Получилась базовая форма «воздушный змей». Начнём изготовлять курочку.

  1. Согните заготовку пополам.
  2. Поверните заготовку.
  3. Вогните левый острый угол внутрь и оттяните его вперёд. Это клюв.
  4. Выгните наружу другой острый угол, чтобы образовался хвост.
  5. Украсьте поделку: приклейте красный гребешок, глаза и крылья. (схема № 4)

Курочка готова, можно поиграть и нарисовать для неё цыплят и петушка, чтобы ей было веселее жить семьёй.

Ноябрь

1-2-3 неделя

Тема: «День народного единства. История родословной семьи»

Книжка

Цели: знакомство с базовой формой «книжка»,  проверять результат по образцу.

Материал: 3 прямоугольника формата А4 (альбомный лист): два белого цвета, третий – окрашенный с одной стороны, фломастеры, карандаши, краски на выбор детей, нитки с иглой или стэплер.

Ход проведения

Все с самого детства любят слушать сказки и рассказы, которые вам читают взрослые: родители и воспитатели. В книжках всегда написано много интересного и нарисованы яркие иллюстрации. Книги делать очень сложно. Помните, мы с вами читали об этом «Откуда книга пришла»? А сегодня мы попробуем сами изготовить свою книгу. Выберите, какого цвета будет обложка вашей книги. Приступаем к изготовлению наших книжек.

  1. Согните один из прямоугольников пополам, совмещая короткие стороны.
  2. Также согните остальные прямоугольники.
  3. Вложите друг в друга белые заготовки – страницы книжки, которые затем вложите в цветную деталь – обложку.
  4. Прошейте или подклейте заготовки между собой.
  5. Нарисуйте рисунки в вашей книге. (схема № 5)

Можно обменяться книгами и посмотреть друг у друга рисунки, выбрать лучшую книгу.

Шкаф

Цели: знакомство с базовой формой «Шкаф», учить намечать линии перегиба.

Материал: квадрат любого цвета и размера (на выбор детей), фломастеры.

Ход проведения

В любом доме есть очень необходимый предмет, в котором хранят различные вещи, одежду, обувь, посуду и т.д. Что же это за предмет? Это шкаф.

Сегодня мы попробуем с вами сделать шкаф из бумаги и «сложить» туда вещи, какие вы сами захотите.

  1. Сложите базовую форму «книжка».
  2. Разверните её.
  3. Боковые стороны опустите к линии перегиба.
  4. Нарисуйте вещи, которые будут храниться в вашем шкафу. (схема № 6)

Можно изготовить несколько шкафов разного размера и цвета для разных вещей в вашем доме.

Домик

Цели: познакомить с базовой формой «дом», дорисовать элементы.

Материал: квадрат на каждого ребёнка, фломастеры.

Ход проведения

У каждого из нас есть свой дом, который мы любим и в который с удовольствием возвращаемся. А у маленьких гномиков нет своих домиков. Хотите помочь гномикам? Давайте изготовим для гномиков домики.

  1. Сложите квадрат пополам «книжкой».
  2. Согните левую сторону получившегося прямоугольника к правой. Разогните.
  3. Согните обе стороны к намеченной середине.
  4. Прижав внутренний лепесток, разверните и «расплющите» левую часть домика.
  5. Также разверните правую часть домика.
  6. А теперь нарисуйте в домике окна, двери, крышу и заселите в них гномиков. (схема № 7)

Домик

Дом проснулся на заре

Слышно, как пила

Зазвенела во дворе,

Голос подала.

Слышно как топор стучит…

Замолчал топор,

Завели дрова в печи

Тихий разговор.

А. Барто

4-5 неделя

Тема: «Я вырасту здоровым»

Мороженое

Цели: продолжать знакомить с базовой формой «змей», учить детей опускать боковые стороны к линии перегиба.

Материал: квадраты разного цвета на каждого ребёнка.

Ход проведения

Все мы хотим быть здоровыми и сильными. Для этого мы с вами каждое утро делаем зарядку, ходим гулять, занимаемся на физкультурных занятиях, правильно питаемся. Скажите, можно ли есть еду на улице? Почему нельзя? А если очень хочется есть, что надо сделать? А можно ли есть мороженое? А когда его нельзя есть и почему?

Сегодня мы с вами изготовим мороженое для кукол и угостим их.

  1. Сложите заготовку «косынка», разверните её.
  2. Опустите боковые верхние стороны к линии перегиба.
  3. Переверните заготовку. (схема № 8)

Теперь мы можем угостить наших кукол мороженым. Кто каким мороженым угостил кукол?

Блинчик и конфетка

Цели: знакомство с базовыми формами «блинчик» и «конфетка», учить детей перегибать квадрат дважды, намечать середину квадрата.

Материал: 2 квадрата разных цветов для каждого ребёнка.

Ход проведения

Сегодня день рождение у куклы Алёнки, она пригласила на свой праздник друзей. Но она не успевает приготовить угощение для всех гостей. Может быть, мы поможем Алёнке? Кукла хочет угостить своих гостей блинами и конфетами. Давайте приступим к приготовлению. Возьмите один из квадратов.

Блинчик.

  1. Перегните квадрат дважды «косынкой».
  2. Каждый уголок опустите к центру квадрата.
  3. Получился блинчик.

Конфетка.

  1. Второй квадрат также перегните дважды «косынкой».
  2. Опустите два противоположных угла к центру квадрата.
  3. Конфетка готова. (схема № 8)

Кукла Алёнка готова встречать гостей и нас с вами она тоже приглашает на свой праздник.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Зимушка-зима. Зимние забавы»

Снежинки

Цели: закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей», соединять детали попарно.

Материал: 12 квадратов синего цвета размером 5*5 см, синий кружок диаметром 3 см, белый кружок диаметром 2 см, клей.

Ход проведения

Мы все любим зиму за её красоту и за то, что есть много зимних забав. Какие вы знаете зимние забавы? Из снега можно сделать много разных снежных построек. А мы сегодня с вами сделаем снежинки для украшения нашей группы. Смотрите сколько много квадратиков нам понадобится  для этого. Из каждого квадратика сложите базовую форму «воздушный змей».

  1. Соедините детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой. Подклейте детали. Получается шесть лучей снежинки.
  2. Приклейте сначала к белому кружку 2 луча – сверху и снизу; затем поочерёдно слева и справа – по 2 луча, располагая их на одинаковом расстоянии.
  3. Приклейте сверху в центр снежинки синий кружок. (схема № 9)

Смотрите, как много красивых снежинок у нас получилось! Давайте найдём место в группе для украшения.

2 неделя

Тема: «Зима. Одежда»

Шуба

Цели: учить детей складывать прямоугольник, совмещая стороны.

Материал: прямоугольник размером 20*10 см.

Ход проведения

Какую зимнюю одежду вы знаете? Чем эта одежда отличается от одежды демисезонной и летней? Мы сегодня с вами изготовим зимнюю шубу из прямоугольника.

Положите прямоугольник цветной стороной к себе.

  1. Перегните прямоугольник, совмещая длинные стороны.
  2. Отогните снизу небольшую полоску.
  3. Согните верхнюю половину назад, от себя.
  4. Согните верхние углы к линии перегиба. Переверните деталь на другую сторону.
  5. Согните боковые стороны к линии перегиба.
  6. Опустите верхние боковые стороны, вытягивая наружу уголки с другой стороны фигурки.
  7. Переверните деталь на другую сторону. (схема № 10)

У нас получилась шубка. Её можно наклеить на лист бумаги и дорисовать того, кто будет носить эту шубку.

3-4 неделя

Тема: «Новый год»

Новогодняя ёлка

Цели: закреплять умение складывать базовую форму «косынка», украшать полученную поделку.

Материал: 3 квадрата зелёного цвета размером 15*15 см, 10*10 см, 5*5 см, клей, краски, фломастеры.

Ход проведения

Совсем скоро придёт самый любимый для всех праздник – Новый год! Все ждут его с нетерпением. И самое главное украшение этого праздник, конечно же, новогодняя красавица – ёлка. Мы сможем её сделать сами и украсить так, как нам этого захочется.

  1. Согните все квадраты базовой формой «косынка».
  2. Перегните полученные треугольники (согнуть, совмещая углы, развернуть).
  3. Составьте из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.
  4. Установите ёлочку, перегнув её пополам по линии перегиба.

(схема № 11)

У каждого получилась красавица, украсьте вашу ёлочку, как вам хочется. Кто знает стихи про новогоднюю ёлочку? Расскажите.

Дед Мороз

Цели: закрепление базовой формы «воздушный змей», учить приоткрывать «карманы».

Материал: красный квадрат размером 20*20 см, фломастеры.

Ход проведения

Всё ближе и ближе новогодний праздник! И, конечно, в этот день все ждут чудо и подарков от главного гостя на празднике – Деда Мороза! Пока Дед Мороз ещё не добрался до нашего детского сада, мы можем приготовить ему подарок – его маленькую копию.

Сложите из квадрата базовую форму «воздушный змей».

  1. Разверните заготовку.
  2. Опустите верхний угол назад (приблизительно на 5 см по диагонали).
  3. Согните по линии «воздушного змея».
  4. Отогните воротничок на шубке, потянув указанные части в стороны (нужно приоткрыть «карманы»).
  5. Согните нижнюю часть от себя, совмещая выходящий вверх угол с вершинами верхних углов детали.
  6. Согните уголки от себя вдоль сгибов. Переверните деталь на другую сторону.
  7. Согните верхний угол (немного), отогните углы-рукава, оставляя неглубокие складки. Переверните деталь на другую сторону.
  8. С помощью дорисовки штрихом отделите лицо от шапки, обозначая полоску меха. На рукавах и подоле приклейте белые полоски. Нарисуйте части лица, бороду. (схема № 12)

Какие у нас получились замечательные подарки для Деда Мороза. Положим их в сундучок, чтобы Дед Мороз смог потом найти подарки с нашей помощью.

Январь

2 неделя

Тема: «Сказки Севера»

Колобок

Цели: изготовление поделки из прямоугольника, учить равномерно сгибать уголки.

Материал: жёлтый прямоугольник размером 20*10 см, оранжевый и красный квадрат размером 3*3 см, два оранжевых кружка, клей, фломастеры.

Ход проведения

Все мы любим сказки – и взрослые,  дети. Мы с вами читали много сказок народов Севера. Какие сказки вам больше всего запомнились и почему? Самые первые сказки, которые слышит ребёнок почти с рождения – это «Репка», «Курочка ряба» и «Колобок». Чему учит сказка про колобка?

Давайте мы сегодня с вами сделаем колобка и подарим нашим поделки детям из младшей группы. Вы согласны? Тогда начнём.

Положите прямоугольник белой плоскостью к себе, перегните его дважды пополам.

  1. Согните все углы (равномерно).
  2. Согните деталь пополам.
  3. Опустите верхние углы со стороны сгиба (так же, как в нижней части). Переверните деталь.

Рот. Положите красный квадрат уголком вниз, повернув белой плоскостью к себе.

  1. Согните квадрат пополам «косынкой».
  2. Поднимите нижний угол треугольника к верхней стороне.
  3. Переверните деталь.

Нос. Положите оранжевый квадрат уголком вниз.

  1. Согните его пополам «косынкой».
  2. Согните уголки к себе и переверните фигуру.
  3. Приклейте к основной фигуре кружочки-щёчки и сложенные детали – нос и рот. Нарисуйте или приклейте глаза. (схема № 13)

Какие кругленькие и румяненькие колобки у нас получились! Как думаете, малышам понравятся ваши поделки? Почему?

3-4-5 неделя

Тема: «Зима. Дикие животные»

Волк

Цели: закрепление изготовления базовой формы «косынка», учить детей изготовлять фигурку из двух деталей.

Материал: 2 серых квадрата размером 15* 15 см, 10*10см, клей, фломастеры.

Ход проведения

Зима самое голодное время для животных в лесу. Какие животные встречаются зимой в лесу и чем они питаются? Назовите хищных зверей леса. Сегодня мы изготовим фигурку одного из хищника – волка.

Голова. Возьмите маленький квадрат и положите его белой плоскостью на себя.

  1. Согните квадрат «косынкой».
  2. Отогните один из уголков кверху наискосок.
  3. Переверните деталь.

Туловище.

  1. Согните второй квадрат пополам.
  2. Один из одинаковых углов согните к большому. Установите фигурку на столе.
  3. Приклейте голову к туловищу, нарисуйте глаз, приклейте язык.

 (схема № 14)

Наш гроза лесов готов! Можно сделать для волков ёлочки, как мы уже умеем их делать, чтобы волки жили в настоящем лесу.

Ёжик

Цели: закреплять умение детей вгибать углы внутрь фигурки, базовая форма «книжка».

Материал: серый (коричневый, синий) квадрат размером 10*10 см, фломастеры.

Ход проведения

Как мы уже знаем, некоторые животные впадают в спячку зимой. Назовите, каких вы знаете таких животных. Да одно из таких животных – это ёж. Давайте вспомним, чем питается ёж и почему же он зимой впадает в спячку. Все ежи зимой спят, но в нашем волшебном лесу всегда тепло и много еды, поэтому наши ёжики не засыпают на зиму.

  1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам «книжкой».
  2. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.
  3. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.
  4. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.
  5. Согните внизу уголок первого слоя от себя, вогните внутрь уголок от края. Переверните деталь.
  6. Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за уголок-носик.
  7. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке. (схема № 15)

Сколько много ежей в нашем волшебном лесу появилось. Мы надеемся, что они подружатся со всеми обитателями леса.

Слон

Цели: закрепление базовой формы «воздушный змей», вырезание линий для наметки живота и ног.

Материал: квадрат, ножницы, карандаши.

Ход проведения

Отгадайте, кто приехал в гости из жарких стран в наш волшебный лес.

Бивни – клыки,

Толсты, велики.

Хват силён.

Кто же он?

(слон)

Да, к нам приехал слон со своими друзьями слонятами.

  1. Сложите базовую форму «воздушный змей».
  2. Согните заготовку пополам.
  3. Раскройте острый треугольник, образуя хвост.
  4. Выгните часть хобота вверх.
  5. Вогните внутрь противоположный угол. Вырежьте линию живота и ног.
  6. Нарисуйте или наклейте глаза. (схема № 16)

Вот сколько много слонят приехали в гости в наш волшебный лес. Давайте расскажем им, как живут звери в зимнем лесу.

Февраль

1-2 неделя

Тема: «Виды транспорта»

Самолётик № 1

Цели: закрепление базовой формы «косынка».

Материалы: квадрат, фломастеры.

Ход проведения

Самолётик

Самолёт летит в небе синем,

Солнце светит ярко,

Облака плывут в небе синем.

В самолёте жарко.

В. Черенкова

Какие вы знаете виды транспорта? Назовите, что относится к воздушному транспорту. Сегодня мы с вами будем конструкторами и изготовим самолёты, которые можно будет запустить в полёт.

  1. Согните квадрат по диагонали «косынкой».
  2. Полученный треугольник согните пополам.
  3. Загните верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника.
  4. Проделайте предыдущее действие с другой раскрывающейся стороны. (схема № 17)

Наши самолёты готовы лететь в полёт. Запускаем! Чей самолёт улетит дальше всех!!!

Двухтрубный пароход

Цели: учить многократному сгибанию квадрата базовой формы «блин», раскрывать боковые стороны.

Материалы: квадрат, фломастеры.

Ход проведения.

На чём можно путешествовать в другой город? Какой вид транспорта вы бы выбрали? Давайте отправимся с вами в путешествие по морю на двухтрубном пароходе.

  1. Сделайте базовую форму «блин» и переверните на другую сторону.
  2. Согните углы к центру и опять переверните.
  3. Согните в последний раз углы к центру, переверните.
  4. Раскройте карманы, поверните.
  5. Раскрывая боковые стороны, сложите модель пополам. Пароход готов. (схема № 18)

Мы можем запустить пароходы в плаванье в тазу с водой и дуть на них. Узнаем, чей же пароход быстрее доплывёт до берега.

3-4 неделя

Тема: «Наша Армия. День защитника Отечества»

Самолётик № 2

Цели: продолжать учить изготовлению фигурок из прямоугольника.

Материал: лист бумаги А4.

Ход проведения

Скоро вся страна будет отмечать праздник День защитника Отечества. А кого можно назвать защитником Отечества? Почему? Кто относится к военным? Каких военных вы знаете? Кто охраняет наше небо? На чём летают военные лётчики?

Сегодня мы с вами сконструируем военный самолёт из бумаги. Хотите?

  1. Возьмите лист бумаги и, положив его вертикально (короткие стороны вверху и внизу), согните пополам, разогните.
  2. Загните верхние уголки к середине.
  3. Проверьте результат.
  4. Согните верх по линии загнутых уголков.
  5. Согните ещё раз верхние уголки к середине.
  6. Согните маленький уголок вверх.
  7. Отогните назад половину.
  8. Согните крылья. Самолётик готов. (схема № 19)

Наши самолёты готов отправиться в свой первый полёт!

Игра «Чей самолёт улетит дальше».

Кораблик

Цели: изготовление фигурки из квадрата по памяти.

Материалы: квадрат, фломастеры.

Ход проведения

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной попятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

А. Барто

Кто такой капитан? Чем он занимается на корабле? Кто такие матросы? Кто служит на море? На чём они ходят по морю?

Давайте изготовим сегодня кораблик для военных моряков.

Возьмите квадрат и положите его перед собой уголком вверх. Смотрите и запоминайте, как я буду делать кораблик, а затем вы повторите сами все действия. Будьте внимательными.

  1. Согните квадрат по диагонали «косынкой».
  2. Узкую полоску верхней правой стороны загните на поверхность треугольника.
  3.  Прогладьте тщательно линию сгиба.
  4. Эту же полоску загните назад. Прогладьте тщательно линию сгиба.
  5. Разверните квадрат. Придайте поделке форму.
  6. Раскрасьте. (схема № 20)

А теперь вы повторите все действия, которые запомнили.

Как здорово! У нас получилась целая флотилия! Наши военные моряки готовы отправиться в плавание по морям!

Март

1 неделя

Тема: «Весна. 8 марта – мамин день»

Тюльпан

Цели: формирование добрых чувств к близким, закрепление базовой формы «косынка».

Материалы: квадрат красного, жёлтого цвета,1/2 альбомного листа, клей или клеевой карандаш, фломастеры.

Ход проведения

Цветочки

Смешной цветок поставлен в вазу

Его не полили ни разу,

Ему не нужно влаги,

Он сделан из бумаги.

А почему такой он важный?

А потому что он бумажный!

А. Барто

Все любят своих мам и помогают им всегда, а не только когда наступает женский день 8 марта. Как вы помогаете своим мам? Как мамы заботятся о вас? Чем бы вы хотели порадовать своих мам? А мамы любят подарки? Какой подарок будет приятен для мам?

Давайте мы порадуем наших мам и изготовим для них цветок тюльпана.

Возьмите квадрат, положите его уголком вверх.

  1. Согните треугольник «косынкой».
  2. Отогните нижний край на лицевую сторону.
  3. Переверните лицевой стороной вниз.
  4. Уголки отогните косо к центру. (схема № 21)

Цветок можно приклеить на лист бумаги и дорисовать стебелёк и листья цветка.

Как думаете, вашим мамам понравится такой подарок? Вечером, когда будете дарить подарок, обязательно скажите маме ласковые слова и про то, что вы их очень любите.

2неделя

Тема: «Огород на окне»

Веточка

Цели: закрепление базовой формы «косынка», учить сворачивать бумагу «трубочкой».

Материалы: прямоугольник зелёного цвета, ножницы.

Ход проведения

Мы научились делать с вами бутон цветов. Нам их ещё надо посадить на стебельки с листочками.

Сегодня мы с вами сделаем веточку для цветка.

Сделайте из прямоугольника квадрат.

Сложите квадрат базовой формой «косынка».

  1. Отогните от верхнего угла (только передний лепесток).
  2. Отогните уголки на тыльную сторону. Листок готов.
  3. Сверните из оставшейся от прямоугольника полоски бумаги стебелёк. (схема № 22)

Можно к нашей веточки изготовить любой цветок, какой вам хочется, и прикрепить его на стебелёк.

Можно подарить получившийся цветок тому, кого вы больше всех любите.

3-4 неделя

Тема: «Народная культура и традиции»

Гномик

Цели: закрепить базовую форму «воздушный змей», использование фигурок в игровой деятельности.

Материал: квадрат или прямоугольник (дети сами делают квадрат), ножницы, фломастеры.

Ход проведения

В нашем волшебном лесу уже живёт много зверей. А ещё там живут сказочные жители леса, о них сложено много сказок и легенд – это гномики. Какие вы знаете сказки, в которых встречаются гномики? Какие они по характеру в этих сказках?

Давайте поселим в нашем волшебном лесу этих живых существ. А какие будут гномики - добрые или злые, зависит от вас.

  1. Сложите квадрат базовой формой «воздушный змей». Переверните.
  2. Сложите уголок «долиной» и разверните.
  3. Сделайте складку «долина», сложив уголок к намеченной линии.
  4. Сложите «долиной» ещё раз.
  5. Два боковых уголка отверните назад, выполнив складки «гора».
  6. Гномик готов. Раскрасьте его шапочку и нарисуйте ему забавную или серьёзную рожицу. (схема № 23)

Вот в нашем волшебном лесу появились ещё одни жители – маленькие гномики. Пойдёмте, познакомим их с другими лесными жителями .

Далее игровая деятельность.

Домик с флигелем

 Цели: закрепление базовой формы «книжка», учить раскрывать «карманы».

Материалы: квадрат или прямоугольник (для изготовления квадрат, ножницы), фломастеры.

Ход проведения

Гномик в волшебном лесу подружился со всеми лесными жителями, часто ходит в гости к своим друзьям, но не может никого пригласить к себе в гости, т.к. у него нет своего домика. Давайте поможем гномикам и изготовим  для них домики.

  1. Сложите квадрат пополам «книжкой».
  2. Боковые края отогните внутрь на разную длину.
  3. Разверните левую часть домика.
  4. Разверните правую часть домика. (схема № 24)

Домики готовы, дорисуйте в них окна, двери по своему желанию и можно приглашать гномиков на новоселье.

Апрель

1 неделя

Тема: « Профессии»

Рыбка

 Цели: учить, перегибая квадрат, обозначать центры  и находить диагонали.

Материалы: квадрат или прямоугольник, ножницы, фломастеры.

Ход проведения

Все работы хороши, выбирай на вкус! Какие вы знаете профессии? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Почему? Чем занимаются рыбаки? На чём он ходят по морю? Каких рыб вы знаете?

Давайте мы сегодня с вами превратимся в рыбаков,  и каждый выловит свою рыбку. Хотите?

Возьмите квадрат.

  1. Квадрат перегните, обозначив центр.
  2. Загните угол на 1/6 части диагонали.
  3. Согните пополам.
  4. Согните по линии оба слоя.
  5. Согните хвост.
  6. Рыбка готова. (схема № 25)

Дорисуйте рыбке чешую, глаза и рот.

Покажите, кто какую рыбку поймал.

2 неделя

Тема: «Земля»

Воронёнок

Цели: закрепить базовую форму «воздушный змей», продолжать учить сгибать уголки внутрь.

Материалы: квадрат чёрного цвета.

Ход проведения

В нашем волшебном лесу много зверей, но нет птиц. Каких лесных птиц вы знаете? А каких перелётных и зимующих птиц знаете?

Давайте в нашем лесу поселим пернатых друзей. Почему птиц называют пернатыми?

В лесу появился воронёнок. Чей он птенец? Одну ему скучно в лесу, мы с вами можем изготовить для него друзей воронят. Хотите?

  1. Сделайте из квадрата базовую форму «воздушный змей».
  2. Сложите по центральной линии. Поверните.
  3. Вогните уголок внутрь.
  4. Воронёнок готов. (схема № 26)

В нашем лесу прибавление – появились маленькие воронята. Интересно, чем же они питаются? Найдем ответ в энциклопедии про птиц. А наши воронята летят знакомиться с жителями волшебного леса.

3-4 неделя

Тема: «Весна. Сезонные изменения»

Лягушонок

 Цели: закрепить знакомые детям способы сгибания бумаги.

Материалы: квадрат зелёного цвета, маленькие круги для глаз, фломастеры.

Ход проведения

Отгадайте загадку:

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух

И в воду плюх.

(лягушка)

Верно  - это лягушка. Где живут лягушки? Почему им необходима вода? Чем питаются лягушки? К какому классу животных они относятся? Почему их называют земноводными? Где лягушки проводят своё время зимой? Что с ними происходит весной?

Сегодня мы поселим в наше озеро лягушек.

  1. Согните квадрат по диагонали «косынкой» (без показа педагога).
  2. Загните острые углы полученного треугольника навстречу друг другу, чтобы их концы перекрестились.
  3. Эти же острые углы отогните, но уже в противоположные стороны.
  4. Перегните поделку и украсьте её. (схема № 27)

Лягушата с удовольствием будут плавать в весеннем озере и радоваться наступившему теплу и хорошей погоде.

Итоговое занятие. Цветок ириса

Цели: проверка знаний, самостоятельная деятельность детей.

Материалы: цветная бумага, ножницы.

Ход проведения

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране оригами. Сегодня мы с вами вспомним всё, чему научились за это время.

Задания для детей:

  1. Сделайте из прямоугольника квадрат.
  2. Покажите у квадрата угол, диагональ, сторону, середину.
  3. Сложите базовые формы оригами «книжка»,
  4.  «дверь» («шкаф»),
  5.  «треугольник» («косынка»),
  6. «воздушный змей» («мороженое»),
  7. «блинчик», «конфетка».

Вы справились со всеми заданиями! Умницы!

Если остаётся время, можно с детьми изготовить цветок ириса, как знак того, что дети овладели навыками искусства оригами.

Цветок ириса

Базовая форма «косынка».

  1. Наискосок отогните угол треугольника.
  2. Также отогните второй уголок.
  3. Переверните.
  4. Отогните средний лепесток (только передний) вниз.
  5. Переверните. (схема № 28)

Наш цветок готов.

До следующих встреч в новом учебном году!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития детей».

           

 В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.

 Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».

 Оригами –   японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

 Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

 Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.

 Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. 

 Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.

 И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.

Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка.

Консультация для родителей

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

         – Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

 И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Консультация для родителей

«Оригами и психология».

Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого, оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.

Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает. 
        Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Консультация для родителей

«Общие правила при обучении технике оригами».

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
       
Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
       
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

                                                             Гномик (схема № 23) https://pp.userapi.com/c845218/v845218463/4e36d/eMHXbZZrJeU.jpghttps://pp.userapi.com/c830508/v830508463/fb149/7svn23Ev0I0.jpghttps://pp.userapi.com/c844521/v844521492/48636/8kqoGObV3d8.jpg

                                                       Домик с флигелем (схема № 24)



Предварительный просмотр:

                   Гриб (схема № 1)                                                                    Зайчик (схема № 2)https://pp.userapi.com/c845417/v845417492/45935/zCH93ZUOfB0.jpghttps://pp.userapi.com/c846420/v846420463/49723/VbgfoaZeNWk.jpg

               Кошка (схема № 3)                                                             Курочка (схема № 4)https://pp.userapi.com/c834201/v834201463/136ece/IonHG8pOwNA.jpg

https://pp.userapi.com/c831508/v831508492/f01f6/RSVnNriULiw.jpg

https://pp.userapi.com/c846419/v846419463/4bfb5/yKl27CB6Quc.jpg



Предварительный просмотр:

          Книжка (схема № 5)                                                                         Шкаф (схема № 6)https://pp.userapi.com/c844418/v844418463/4f99c/uB2vjecuJsc.jpghttps://pp.userapi.com/c623900/v623900463/129a1a/ghAoQ1yOXYY.jpg

                             

             Домик (схема № 7)                                             Мороженое, блинчик и конфетка (схема № 8)https://pp.userapi.com/c846323/v846323492/3e095/wcK5evgfHlQ.jpghttps://pp.userapi.com/c846322/v846322463/48d35/jcr351At7uw.jpghttps://pp.userapi.com/c834401/v834401463/1358c7/f_Lq5LeAaZI.jpg



Предварительный просмотр:

        Колобок (схема № 13)                                                                    Волк (схема № 14)https://pp.userapi.com/c834202/v834202463/f8684/1frHU97o910.jpghttps://pp.userapi.com/c846020/v846020463/490b8/RwGLhYFYwaA.jpghttps://pp.userapi.com/c840326/v840326463/83d9a/jGVDzRFFmrw.jpg

Ёжик (схема № 15)               Слон (схема № 16)https://pp.userapi.com/c841325/v841325463/8e9b6/SOsRU-86w2U.jpg



Предварительный просмотр:

                                                                 Кораблик (схема № 20)https://pp.userapi.com/c834104/v834104463/13c932/PkZNHP3oiTU.jpghttps://pp.userapi.com/c845324/v845324463/4ea81/ZjlfJbjU8LI.jpg

           Тюльпан (схема № 21)                                                       Веточка (схема № 22)https://pp.userapi.com/c831508/v831508463/fe5c2/NbLcFU1ReNM.jpghttps://pp.userapi.com/c824701/v824701463/136cc6/40yLhiO4R2Y.jpg



Предварительный просмотр:

Лягушонок (схема № 27)https://pp.userapi.com/c830209/v830209463/f8d18/5FPkqT51e6I.jpghttps://pp.userapi.com/c840337/v840337463/7ef09/COtrb2K7D58.jpg

Цветок ириса (схема № 28)https://pp.userapi.com/c846018/v846018463/48a48/bI3uPYyWM84.jpg



Предварительный просмотр:

Рыбка (схема №  25)https://pp.userapi.com/c834202/v834202463/f867a/DsYWGC0YVTk.jpghttps://pp.userapi.com/c847020/v847020463/49aa6/ozDnwIuRoBg.jpg

Воронёнок (схема № 26)https://pp.userapi.com/c847217/v847217463/4a83a/JcmmTdSTQAc.jpghttps://pp.userapi.com/c846218/v846218463/4a5d6/Cf2irpO2hPk.jpg



Предварительный просмотр:

   Самолётик № 1 (схема № 17)                                     Двухтрубный пароход (схема № 18)https://pp.userapi.com/c847020/v847020463/49ab7/ET44_g9HaeY.jpghttps://pp.userapi.com/c846021/v846021463/4b711/dQuI3UL0_1Y.jpg

                                                       Самолётик № 2 (схема № 19) https://pp.userapi.com/c845523/v845523463/51e29/c3vMQ96RNBI.jpghttps://pp.userapi.com/c834401/v834401463/1358ab/PpdcF1xyFbw.jpg



Предварительный просмотр:

      Снежинки (схема № 9)                                                                 Шуба (схема № 10)https://pp.userapi.com/c834104/v834104463/13c946/kJ0t1Zw99ds.jpghttps://sun1-1.userapi.com/c840535/v840535463/81cdf/mSjKUaY5wyg.jpg

Новогодняя ёлка (схема № 11)                                                       Дед Мороз (схема № 12)

https://pp.userapi.com/c845321/v845321463/50562/AIw6XCgO2QM.jpghttps://pp.userapi.com/c846220/v846220492/41f8d/IiRgbKrA4Jo.jpg



Предварительный просмотр:

СЕРТИФИКАТ

Участника

кружка «Чудеса из бумаги»

Долгополовой Марии

Старшая группаhttp://libraryindex.ru/img/2015/121306/2251292


Воспитатель: Ситкевич Галина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 18 Сказка»

2017-2018

 СЕРТИФИКАТ

Участника

кружка «Чудеса из бумаги»

Кузнецовой Софьи

Старшая группаhttp://libraryindex.ru/img/2015/121306/2251292

Воспитатель: Ситкевич Галина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 18 Сказка»

2017-2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект (познавательно-исследовательно-творческий.) "Ёлочка из бумаги "

¨Развивать познавательную активность  к общенародным праздникам . Новому году, путем формирования исследовательской деятельности....

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»/

Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребе...

Творческий проект "Волшебная бумага"

Дети очень  любят творить, постиоянно что-нибудь придумывать. Прекрасным материалом для этого является гофрированная бумага, которая открывает множество прекрасных возможностей для творчества. Це...

Творческое конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Живая сказка»

       Конструирование из бумаги отвечая интересам детей, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания. Для проявлен...

Творческо-исследовательский проект "Бумага разная-фантазия прекрасная!"

Данный проект направлен на формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь св...