Творческо-исследовательский проект "Бумага разная-фантазия прекрасная!"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Петрова Елена Юрьевна

Данный проект направлен на формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bumaga_raznaya.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №9»

Творческо-исследовательский проект:

«Бумага разная- фантазия прекрасная»

Автор проекта:

воспитатель первой категории                                                                  

                                                             средней возрастной группы:

                                                             Петрова Е.Ю.

Гатчина

2019 г.

 «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил,

чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество

элементов действительности он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая деятельность»

Л.С. Выготский.

Вид проекта: краткосрочный.

Доминирующий вид деятельности: творческий, экспериментально-исследовательский.

Срок реализации: 2 недели: 18-29 марта

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира. Не надо навязывать ребенку тот или иной творческий процесс, следует пытаться увлечь его различными видами деятельности, не ограничивая детскую свободу и раскованность. Лучшими друзьями должны стать: доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазия -только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка. Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой повышают сенсорную чувствительность, формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел. Самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы. Ловкие детские и взрослые руки, а также фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

-Учить детей оформлять созданные изображения более мелкими деталями;

- Учить детей создавать разнообразные поделки в технике «оригами»«квилинг»«объёмная аппликация», «бумагопластика», «папье маше»

-Учить пользоваться специальной терминологией.

Развивающие:

-Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

-Расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать эмоционально – личностную сферу ребенка;

- развивать свободную творческую личность;

- формировать потребности в создании собственной поделки.

Воспитательные:

- Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;

- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для экспериментов, виды бумаги.)

2. Наглядный материал:

а) схемы (оригами, квилинга, объёмной аппликации);

б) игры.

Предполагаемый результат:

Дети получат знания о том, что древесное сырье является основным источником для производства бумаги. Будут бережнее относиться к бумаге и предметам из бумаги.

Повысит интерес детей к бумаге применяя опытно-экспериментальную деятельность по данной теме. При ознакомление с новыми фактами и действиями с бумагой активизируются мыслительные процессы. А необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

Методы проекта:

1. исследовательские:

- опыты;

- проблемные вопросы;

- наблюдения.

2. самостоятельное наблюдение;

3. коллективное наблюдение;

4. наглядный:

- рассматривание картинок, иллюстраций, схем, презентации.

5. словесные:

-беседы,

-чтение литературы,

-консультации для родителей,

-объяснения, указания, словесные инструкции.

Формы организации проекта:

- ООД (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность-аппликация);

- игры;

- трудовая деятельность детей;

- исследовательская деятельность.

Тематическое планирование проектной деятельности.

1-й этап подготовительный.

Мероприятия

Срок

Результат

С воспитанниками

1.

- Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций;

-Дидактические игры и пособия;

- Создание развивающей предметно пространственной среды.

18 Марта

Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками.

С педагогами

2.

Разработка проекта: «Бумага разная, фантазия прекрасная»

15-18 Марта

Разработан проект.

С родителями

3.

Устный опрос: «Как вы используете бумагу в совместном с детьми творчестве»

18 Марта

Выявлен уровень заинтересованности родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

С социумом

1.

Информирование родителей о проведении проекта.

18 марта

Заинтересованность общественности к деятельности педагогов ДОУ

2-й этап практический

С воспитанниками

1.

ООД:

- «Бумагопластика»;

- «Оригами — это интересно»;

- «Вторая жизнь бумаги: обрывная аппликация из журналов и газет»

- «Волшебство в технике квиллинг».

19-27 Марта

Дети познакомятся с производством бумаги, с её свойствами, качествами и разнообразием.

1.

Беседа с детьми: «История возникновения бумаги»

Презентация: «Как появилась бумага»

Рассматривание  альбома: «Какая бывает бумага».

Проблемно-поисковая ситуация: «Как люди изобрели бумагу».

Познавательная деятельность: «Как делают бумагу».

Дидактические игры: «Бывает – не бывает»; «Бумажные фантики»;

«Принеси бумажный предмет».

20 Марта

Познакомить детей с производством бумаги, определить её качества и свойства.

1.

Творческо-продуктивная деятельность:

 «Весенний мобиль- объёмная аппликация»(коллективная работа); 

«Грачи прилетели!- техника оригами»(коллективная работа); 

«Весёлые гусеницы- бумагопластика»;

«Куколки- веснянки: объёмная аппликация из бумажных гармошек», 

 «Подснежники» (обрывная аппликация);

 «Весенняя полянка в стиле квиллинг» ( Коллективная работа).

Опытно-экспериментальная  деятельность

  1.  «Бумага, ее качества и свойства»
  2.  «Бумажные листочки», «Тяжелая- легкая. Летает- не летает»
  3.  «Можно ли склеить бумагу водой?»
  4.  «Шуршащая или поющая бумага»
  5.  «Вода и бумага»
  6.  «Сравнение бумаги»

В ходе реализации проекта

Развиваются творческие способности детей в ходе продуктивной деятельности.

Расширяется кругозор детей, умение использовать обобщающие слова

Опытным путем определить свойства бумаги, узнать как разные виды бумаги ведут себя при воздействии. Развивать познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Учить определять свойства, структуру бумаги, конструировать, склеивать бумагу. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

С родителями

  1.

Консультация для родителей:

«Бумажные фантазии»; 

«Опыты с бумагой дома»

В ходе реализации проекта

Познакомить родителей с различными видами творчества из бумаги.

3-й этап – заключительный

мероприятия

срок

результат

С педагогами

1.

Презентация проекта

28 марта

Представлен опыт работы по проекту.

С родителями

1.

2.

Проведение мастер-класса: «Волшебница бумага»

Изготовление альбомов:  «Виды бумаги»; «История  бумаги» 

27 Марта

Продолжить изучение свойств бумаги, освоить новую технику работы с бумагой: папье- маше.

Родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей.

С социумом.

1.

Фотоотчет о проекте.

28 Марта

Фотоотчет.

Вывод:

В ходе реализации проекта была достигнута основная цель: у детей появился интерес и желание узнавать что-то новое. Был обобщён и обогащён опыт детей в сфере художественного воспитания путём применения научных методов и приёмов.

У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно выполнять различные поделки.

В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.

За время проведения проекта заметно улучшаются показатели речевого развития. Мероприятия проекта способствовали пониманию и использованию связной речи, различных грамматических категорий, накапливается речевой опыт.

 Обогатилась  познавательная активность детей, желание узнать что-то об окружающем мире. Внедрение проектного метода дало  позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной работы с детьми.