Конкурс "Педагогический дебют 2018 "
методическая разработка

Белоногова Анна Валерьевна

Я представляла наш детский сад на районном конкурсе "Педагогический дебют 2018" . Я подготовила доклад по теме "Совершенствование мелкой моторики у детей путем художественно - эстетического развития и обогащения предметно - пространственной среды". Сделала красочную презентацию и выставку на которой было видно как детки развивают мелкую моторику . Спасибо всем моим коллегам которые мне помогали ! Первое место по праву наше !!!                                                 

ДОКЛАД

Я, Белоногова  Анна Валерьевна, представляю Богдановский детский сад, в котором работаю воспитателем.

Про наш весёлый детский сад 
Мы говорим с теплом: 
За годом год для всех ребят 
Открыт он, словно дом!
Для шалунов и непосед.
Хитрюг, озорников
Здесь завтрак, полдник и обед.
Забота и любовь!
Здесь учим мы детей играть.
Лепить и мастерить,
И песни петь, и танцевать, 
Воспитанными быть! 
За ними нужен глаз да глаз, 
Ведь пошалить не прочь... 
Но любим мы ребят своих 
Как сына или дочь!

Я закончила Магнитогорский педагогический колледж. В настоящее время получаю высшее образование. Стаж работы воспитателем  4 года. Начинала с подменного воспитателя, сейчас у меня своя группа, чему я очень рада. Я люблю свою работу, ведь в детском саду особая атмосфера детства, в которую хочется возвращаться снова и снова! Я очень люблю своих детей  и хочу помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, все самые лучшие качества!  

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Проблема развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять  разнообразные бытовые, учебные и трудовые действия.

В своем выступлении я хочу вам рассказать и показать как я совершенствовала мелкую моторику у детей путём художественно – эстетического развития и обогащения предметно- пространственной среды.

 «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- говорил  В.А.Сухомлинский.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, речевую функцию.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна.                                                                   

 Моей целью было - развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы. 

Задачи, которые я себе поставила:

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развить фантазию,  речь, мышление, память, внимание, усидчивость.

Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

 Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Обеспечивать эмоциональное благополучие.

Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

 Воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности. Сейчас для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому мы используем и  нетрадиционные способы изображения.

Вот вы видите как детки старались когда мы рисовали Жар птицу. Это была  коллективная работа , каждый ребенок рисовал перо жар птицы, все перья были разные. Из них у нас получилась красивая птица.

 С большим удовольствием дети ладошками и пальчиками рисовали «Лето» Это тоже была наша коллективная работа. В процессе работы мы закрепляли знание цвета, времени года, ребята еще маленькие это первая младшая группа, но они очень стараются и у нас получился очень красивый рисунок.

Еще в первой младшей группе Мы рисовали такие яркие «Весенние цветы».

В младшей группе мы ладошками и пальчиками рисовали «Осеннее дерево». Работа получилась яркая , красивая, мы закрепляли знания детей о времени года-осени.

 Манной крупой в средней  группе мы рисовали «Снеговика»

Мы развивали фантазию, творческие способности, мелкую моторику.

Еще манкой мы рисовали «Волшебный зимний лес»

Мы учились отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа

-развивали образное мышление, воображение ,мелкую моторику

-воспитывали эстетическое восприятие.

  

«ЗАСНЕЖЕННОЕ ДЕРЕВО» мы

рисовали солью.  

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Удивляет своей непредсказуемостью. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. 

С помощью его складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Очень важно в дошкольном возрасте развивать навыки ручной умелости. Один из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества  есть аппликация, она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт.

«Красота осени!» Наша коллективная аппликация из листьев. Мы закрепляли представления об осени, с помощью опавших листьев создавали образ осеннего дерева.  Развивали мелкую моторику рук, творческое мышление.

Когда мы делали аппликацию «Домик для лягушки» и «Колобок»   Я учила детей изображать в аппликации предметы, состоящие из несколько частей, определить форму частей (квадратная, круглая, треугольная.)  Мы закрепляли название цветов, название геометрических фигур, развивали мелкую моторику. В средней группе ребята с удовольствием делали аппликацию из ниток это была кропотливая работа они очень старались.    «Мышонок» получился вот такой красивенький. К новому году мы делали красивых Дед Морозов из ватных дисков. А для нашей маленькой елочки сделали гирлянду , так мы и моторику развивали и группу украшали и с нетерпением и радостью ждали праздника! Выполняя закручивание, складывание, изгибание бумажных полос, дети  развивают физические качества умения удерживать детали пальцами при этом совершенствовать мелкую мускулатуру кисти, которая оказывает положительное влияние на умственное развитие.У обучающихся развивается координация движения рук, при котором формируются такие качества как активность, инициатива, чувство товарищества. У детей накапливается большой запас знаний об окружающем мире и они приобретают предпосылки интеллектуальных умений. Моим ребятам заниматься аппликацией очень нравится, а родители в восторге от подарков, которые мы им делаем на этих занятиях!

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий.

А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша. Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате.  Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Мы учились создавать образы животных и насекомых из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание. Также я всегда стараюсь воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям. Вот такая красивая  «Пчёлка» получилась у моих ребят.

В непосредственно-образовательной деятельности активно использую  «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. А поскольку эти игры сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти. Сейчас вы увидите как это нравится моим деткам!

Игра – необходимый спутник детства. С лего, дети учатся играя.  Конструктор  помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития.

Детские конструкторы положительно влияют на эмоциональное развитие ребёнка, увлечённый ребёнок более спокойно на всё реагирует. Усердие и старание малыша идёт ему на пользу, он развивает мелкую моторику, проговаривая свои действия, всегда находится в хорошем настроении.

Театрализованная деятельность является самым популярным и любимым видом деятельности детей. Перчаточный театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи.  В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.  Уникальность игр  состоит еще и в том, что это авторские творения ручной работы, куклы, сделанные с душой,  несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках. Играя с куклами БИ-БА-БО, мы делаем жизнь детей ярче предоставляем огромный простор для их творческого развития! Посмотрите на моих маленьких артистов!

 Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимается настроение, способствует возникновению положительных эмоций.  Основоположником методики песочной терапии был Карл Густав Юнг. Пескотерапия - это один из методов лечения искусством.  В последнее время увеличилось количество детей с синдромом дефецита внимания, гиперактивности. Метод песочная терапия объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Занятия песочной терапией помогают: лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения, развивают самооценку. А сейчас вы увидете наши положительные эмоции!

Ещё один из способов развития моторики - тактильные мешочки. Я сшила мешочки и наполнила их крупами. Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Игры с крупами помогают совершенствовать

- сенсорное познание предметов и веществ

 - развитие чувственного восприятия

развитие фантазии и воображения

Имеют успокоительный эффект.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев.

Игры со шнуровкой  развивают мелкую моторику, учат ребенка подбирать шнурки, вставлять  их в отверстия.

Резиночки  развивают мелкую моторику пальцев рук,  внимательность, зрительное восприятие.

А упражнения с красивыми и разнообразными бусинами  для развития мелкой моторики очень нравятся детишкам: и мальчикам, и девочкам. Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память.

Для развития мелкой моторики у детей, я сделала геоконт. «Геоконт» или «дощечка с гвоздиками». На фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные резинки, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, по схеме образцу.

Играя с  «Геоконтом»  дети развивают сенсомоторные способности: освоение цвета, формы, величины, творческое мышление, развивается мелкая моторика.  Дети закрепляют знания геометрических фигур создавая их из резинок на доске.

Для моих ребят я сделала вот такую игру: из картона вырезала силуэты,  купила прищепки разных цветов. Получилась замечательная игра, дети с увлечением и играют, и развивают мелкую моторику.

Бизиборд, или развивающая доска для детей, которую мы сделали сами. Такую доску придумала известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность малыша - ключ к его развитию. В процессе игры с бизибордом ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речь.

Дидактическая игра «Вязаный конструктор»  Работа с вязаным конструктором яркая и интересная. Этот способ  развития мелкой моторики, особенно  нравится  детям, застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, липучек.

У ребят развивается сообразительность, воображение, фантазия, творчество, умения самостоятельно решать поставленные задачи, а в дальнейшем обслуживать себя.

Считаю, что все занятия, игры и упражнения, которые я провожу с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают мне развивать мелкую моторику рук моих детей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

По моим наблюдениям у детей  совершенствуется общая координация движений.  Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов. Я вижу результат своей работы, вижу довольные лица своих детей, их умелые ручки, сияющие глаза - а это для меня самая лучшая награда за мою работу!

 В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

На белом свете множество профессий,

Но воспитатель – лучшая из всех.

Ведь с нами рядом наше счастье – дети,

Их добрый взгляд и звонкий детский смех.

Смотрю в глаза девчонок и мальчишек,

И вижу в них доверие, любовь.

Их нежный голос каждый день я слышу

И очень рада слышать вновь и вновь.

Я их учу добру и вере в чудо,

Хочу весь мир прекрасный подарить.

И хоть трудна работа педагога,

Судьбу за всё хочу благодарить.

Ведь дети тоже многому нас учат:

Открытости и щедрости души.

Уменью доверять, уменью слушать

Нас учат дети – наши малыши.

На свете разные профессии бывают,

Но лучше  нашей не было и нет.

Ведь только воспитатель проживает

В чудесном детском мире много лет!
Спасибо за внимание!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Педагогический дебют - 2012"

Сценарий городского конкурса среди молодых воспитателей ДОУ...

Педагогический дебют 2015

В 2015 году я приняла участие в городском конкурсе, среди молодых  работников ДОУ....

Дебют в науке 2015г

Презентация для республиканского конкурса исследовательских работ и проектов «Открываем мир»...

Эссе на тему "Педагогический дебют"

В данном материале я постаралась передать свое отношение к педагогической деятельности на момент начала моего профессионального пути....

"Педагогический дебют - 2018" Динской район

Образовательная область "Познавтельное рзвитие""Воздух вокруг нас" средняя группа...

Педагогический дебют 2018

Первый мой опыт...Первый мой серьезный конкурс...Волнение, переживание, много работы ...и как результат 2-е место) Одно из условий конкурса педагогическая разработка "У меня это хорошо получается...