Развитие логического мышления на основе занимательных математических игр
статья на тему

В играх актуализируется интеллектуальный опыт, кон­кретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенст­вуются умственные действия, накапливаются положительные эмо­ции, которые повышают познавательные интересы дошкольника.

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_log_myshleniya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на основе занимательных математических игр

В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольника.

Мы убеждены, что для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умения последовательно и логически мыслить, догадываться, рассуждать, умственно напрягаться в процессе игры.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, логические задачи, которые способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.        

Полученные на занятиях знания детей закрепляем во время проведения сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием. В этих играх знания детей не только уточняются и закрепляются, но и в силу их неоднократного практически действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

От логического мышления напрямую зависит развитие мировоззрения ребенка, поэтому способность логически мыслить нужно развивать с ранних лет.

Рассуждая вслух, ребенок, сам того не подозревая, использует такие психические операции, как сравнение с чем- либо, синтез информации, классификация признаков, обобщение полученной информации. Все эти операции позволяют развить психику ребенка в правильном направлении.

Если эти психические операции недостаточно полно и правильно используются ребенком в ходе его развития, то сам процесс логического мышления затормаживается, что приводит к замедлению других психических процессов.

Поэтому развивать логическое мышление не только нужно, но и очень важно, причем делать это следует своевременно, непосредственно через занятия и в тесном общении ребенка со сверстниками или взрослыми.

Для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношении между ними, о составе каждого числа использем в своей работе игры типа «Лото», «Домино», настольные печатные игры. Участвуя в этих играх, дети совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность знаний.

Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста, как образный характер, широко используем в работе рисунки, графические схемы, позволяющие ребенку представить себе происходящее.

Одним из эффективных средств развития мышления являются блоки Дьенеша. Использование блоков закладывает в сознание дошкольника начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивает у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Одним из основных компонентов в области развития мышления является моделирование. Дети, владеющие внешними формами замещения и наглядного моделирования, научились применять наглядные модели в уме, представлять с их помощью то, что рассказывают взрослые, выделяя в рассказах самое существенное, видеть результаты собственных действий, преобразовывать имеющуюся ситуацию в новую.

С целью развития у детей осуществления последовательности умственных действий (анализа, сравнения, обобщения по определенному признаку) используем простые логические упражнения и задачи: «Найди отличие», «Что лишнее?», «Расставь значки», «Назови недостаточную фигуру». Большая часть логических упражнений включена в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

Особый познавательный интерес дети проявляют к играм- головоломкам с палочками. Сначала они выкладываю палочки по образцу, затем по схеме и по описанию. Наиболее сложный этап - преобразование фигур.

В процессе обучения решению арифметических задач, действий над числами при формировании представлений времени целесообразно использовать загадки, задачи-шутки на сообразитель

ность и находчивость. В ходе их решения дети проявляют смекалку, понимая юмор, скрытый в этих задачах.

Много ярких, радостных впечатлений дети получают в процессе изготовления из бумаги загадочных поделок способом оригами. Это искусство помогает развивать логику, пространственное воображение, развивает память, концентрирует внимание, совершенствует мелкую моторику рук, активизирует мыслительные процессы. Из «волшебного квадрата» путем сгибания и наклеивания у детей получаются занимательные фигурки щенков, бабочек, рыбок, птичек.

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять проведению математических досугов, КВН, викторин, игр соревновательного характера. Математические развлечения гармонично выстраиваются на игровых видах познавательной деятельности. Для того чтобы вовлечь детей в происходящее, необходимо настроить их на непринужденное общение, превратить в активных участников.

Игровая мотивировка помогает поддерживать интерес на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой, дети становятся более инициативными, любознательными, находчивыми и сообразительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

Буклет "Развитие логического мышления дошкольников средствами занимательной математики "

Буклет для родителей. Знания вашего ребенка будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....

"Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ"

quot;Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ"...