Главные вкладки

    Использование современнх образовательных технологий в решении задач нраственно-патриотического воспитания дошкольников
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Абрамова Ольга Сергеевна

    Пердставление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида г. Североморска

    Совет педагогов

    Протокол №9 от 10.05.2018г.

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

    «Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания
    детей дошкольного возраста
    »

    Подготовила воспитатель: Абрамова Ольга Сергеевна

    Любовь к родному краю  родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу , к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

                    Д. С. Лихачёв.

    В данном опыте представлены материалы работы над методической темой     «Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»  с 2015 года по 2018 год.

    Выбранная тема является актуальной, т.к. социальный заказ государства –  воспитание человека образованного, нравственного, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны

    Нормативно-правовая основа педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию :

    • Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
    • Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
    • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

    Новизна опыта обусловлена новыми подходами к организации и обеспечению нравственно-патриотического воспитания детей, а также эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

    В своей работе определила ЦЕЛЬ: Выстроить систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием современных образовательных технологий. Для реализации цели поставлены мною задачи:

    • Повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственно-патриотическом воспитания дошкольников;
    • Внедрить использование современных образовательных технологий;
    • Пробудить в детях любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, стране, культурному наследию своего народа; гордость за мужество воинов страны.
    • привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада в работе по нравственно-патриотическому воспитанию.

    Для решения поставленных цели и задач составила перспективные планы по самообразованию на каждый учебный год.

    Для успешного решения поставленных задач в работе,  выделила следующие этапы работы

    I этап

     Определила основные задачи на данном этапе:

    1. изучить и провести анализ методической литературы по данной теме;
    2. создать развивающую предметно-пространственную среду;
    3. подобрать эффективные формы, методы, средства в воспитании нравственно -патриотических чувств детей дошкольного возраста, используя потенциал ИКТ.

    С этой целью -

    1. Организовала:
    • Патриотический уголок  «Маленький гражданин» - предметно - развивающую среду согласно современным требованиям ФГОС ДО к её построению, с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей  

     Не оставляю без внимания региональное направление, так как воспитание чувства патриотизма  начинается именно с любви к малой Родине.

    1. Разработала учебно-методический комплект, который включает в себя:
    • перспективно-тематическое планирование работы, циклограмму деятельности вне НОД в воспитании у детей дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств
    1. Записала:
    • Аудио и видео информационные буклеты: «Азбука Маленького гражданина», «Виртуальные путешествия по городам Мурманской области»;
    • электронную картотеку дидактических игр «Знакомимся с родным городом, краем".
    1. Оформила:
    • подборку познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о крае, стране (оформлены на видеодисках);
    • серию консультаций для родителей по формированию представлений о мире профессий: «Как вырастить патриота», «Детские вопросы», «Как провести выходной день»
    • видеопаспорта проектов «Я – гражданин», Наш Североморск», «Герб моей семьи», «Моя история – генеалогическое древо моей семьи».
    1. Создала:
    • коллекцию CD дисков: «Квест-бродилка по Краеведческому музею»,

     «7 чудес Североморска - виртуальные фотопутешествия по родному городу»;

    • коллекцию информационно - презентационного материала «Мой город»;
    • видеофильмы:  «Интерактивная игра - путешествие по родному городу» «Виртуальное путешествие в мир профессий»; «Виртуальное видеопутешествие по городам родного края»,

    II этап  

    На данном этапе разработала:

    - методические рекомендации в воспитании у детей дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств средствами потенциала ИКТ (ст. дошк. возраст);

    - изготовлено пособие адвент - календарь с целью изучения информации о праздниках города, страны

    -  представлен коллаж «Моя семья».

    Реализуя задачи, я руководствовалась следующими педагогическими принципами:

    • принцип психологической комфортности;
    • принцип деятельности;
    • принцип минимакса или посильной трудности обучения;
    • принцип систематичности и последовательности;
    • принцип научности;
    • принцип учёта индивидуальных особенностей;
    • принцип связи с окружающим;
    • принцип взаимосвязи с другими видами деятельности.

    Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

    -работа с детьми;

    -работа с родителями;

    -работа с социумом.

    В работе с дошкольниками использую следующую систему педагогического взаимодействия:

    1-й блок: Специально организованное обучение включает в себя:

    -НОД;

    -маршруты поиска в рамках веб - квеста;

    -экологические и патриотические флэшмоб -  акции;

    -использование метода решения проблемных ситуаций (имитационно - игровых и условно - вербальных);

    -видеоуроки «Школа моей мамы»;

    -виртуальные игры - путешествия по родному городу;

    -интерактивные викторины «Путешествия одного дня»;

    -виртуальные видео и фотоэкскурсии в мир профессий родителей.

    2-й блок: Совместная деятельность педагога и детей включает в себя:

    -видеонаблюдения на прогулке;

    -виртуальные игры - путешествия;

    -аудиочтение художественной, познавательной литературы;

    -патриотические и экологические флэшмоб - акции в группе и на участке ДОУ, на маршрутах города.

    3-й блок: Самостоятельная деятельность детей включает в себя:

    -разные виды интерактивных игр (подвижные, имитационные, словесные);

    -аудиоработу с художественной и познавательной литературой;

    -составление авторских видео и аудиосказок, презентаций - рассказов.

    Технологии, используемые в опыте. Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования нравственно - патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное.

    Важная роль принадлежит информационно - коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, страны, а успешно их дополняют и восполняют.

    Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации.

    Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.

    Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.

    Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.

    Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

    Реализуя современные требования к организации образовательного процесса, я  также использую  в своей работе с детьми проектную технологию, которая включает в себя  объединение педагогов, детей и родителей в сотрудничестве и планировании своей работы. Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах.

    За преиод работы над темой были реализованы такие прокты, как «Я – гражданин, «Наш Североморск», «Герб моей семьи» и «Моя история -Генеалогическое древо моей семьи», оформлены видеопаспорта проектов с приложениями.

            Инновационным в работе над данной темой является применение технологии «лента времени».  Исследования Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Запорожца Т.А. показывают,  что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи, отношения, закономерности. «Лента времени» систематизирует и углубляет знания детей, учит устанавливать пространственно-временные связи. Она может использоваться для решения задач всех направлений развития дошкольника. Внедрение данной технологии в педагогический процесс является условием реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками и направлено на обеспечение условий успешной социализации , создает возможность использования предлагаемых материалов родителями для обогащения досуга и организации их совместной деятельности. Новизна технологии «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности, формирования и обогащения у них представлений о  человеке в истории и культуре.

    Наиболее полюбившаяся воспитанниками квест-технология представляет собой интересное средство, направленное на самовоспитание и саморазвитие ребенка как творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО. С помощью квест-игр можно познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Образовательная деятельность в формате квест –игры замечательно вписывается в концепцию ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. В рамках работы над данной темой был организован выездной квест в Краеведческий музей г. Мурманска совместно с родителями.

    Работу с родителями осуществляю через использование следующих форм:

    -онлайн и офлайн родительские собрания;

    -наглядную агитацию;

    -фото и видеовитрины;

    -презентации - консультации;

    -виртуальные творческие галереи;

    -персональный сайт группы в социальной сети работников образования.

    Работа с социумом, посещение:

    - городской библиотеки № 1;

    - Североморского музейно- вставочного комплекса;

    - городского музея - подводной лодки «К - 21».

    Творчески подхожу к проведению работы по данному направлению: в форме интерактивных викторин, развлечений, КВН, театрализованных видео и аудиосценок.

    Создана медиатека, которая включает в себя:

    1. УМК - перспективные планы; конспекты НОД, консультации для родителей в виде видео и аудиофайлов, в виде электронных иллюстраций и фотографий;
    2. наглядные пособия - картинки; карты-схемы, маршруты поискатематические презентации для детей по ознакомлению с миром профессий;
    3. дидактические материалы - к сценариям, к НОД, к семинарам, к родительским собраниям и т.д.;
    4. опыт работы по теме «Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

    Мониторинг данных по патриотическому воспитанию показывает положительную динамику.

    Учебный год/группа

    Образовательная область Познавательное развитие

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий

    уровень

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    2015 - 2016

     учебный год

    подготовительная группа

    14, 8 %

    25%

    59, 2 %

    70, 3%

    26%

    4,7%

    2016 - 2017

    учебный год

    средняя  группа

    18 %

    27, 2 %

    68, 5  %

    71, 2 %

    13, 5 %

    1, 6 %

    2017 - 2018

     учебный год

    старшая группа

    23 %

    38, 7%

    61 %

    61, 3%

    16 %

           -

    У детей сформированы представления о морали, они осознают нравственные нормы и реализуют их в поведении, сформированы  представления о   Родине, своем городе, о самом себе.

    Подводя итоги работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В результате использования современных технологий воспитанники в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Таким образом, систематическое использование современных технологий способствует развитию патриотического самосознания дошкольников.

    То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

    III этап Трансляция опыта

     Опытом своей работы делилась перед педагогами города и области;

    Декабрь 2015г. - рождественские педагогические чтения (МБОУ гимназия №1)

    Март 2016г. -  открытое занятие «Мастерская профессий» в средней группе совместно с родителями)

    Февраль 2017 г. -  г. Кандалакша Областная  научно-практическая конференция «Православные ценности в современном образовании». Организаторы мероприятия: Министерство образования и науки Мурманской области, Мурманская митрополия Московского Патриархата, ГАУДПО МО «Институт развития образования».Апрель 17 г. – выступление на курсах повышения квалификации перед педагогами области в ГАУДПО МО «Институт развития образования».Май 2018г. - Опыт работы по данной теме представлен перед педагогами МБДОУ д/с № 16 на Педагогическом Совете (протокол № 9 от 10. 05. 2018 г.)

    Данный опыт работы адресован педагогам ДОО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

    В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

    План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

    Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

    Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

    Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

    «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

    Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...

    Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников."

    Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников. Проект «Путешествие в мир диких животных наших лесов...